С позиции современной науки и практики познавательная активность рассматривается как важнейшее интегративное качество. Сформировать у дошкольников потребность и стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового — одна из главных задач современного дошкольного образования. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению.
Развитие и обогащение познавательной сферы детей — сложный путь, который включает в себя две основные линии: накопление информации об окружающем мире и упорядочивание, систематизация представлений о мире. И то, и другое всегда имеет место в развитии ребенка.
Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. На первоначальных этапах индивидуального развития ребенка сложная система психической деятельности опирается на более элементарные психические функции. Так, например, фонематические процессы (дифференциация фонем, фонематический анализ и синтез) основываются на уже сформированных элементарных функциях слухового восприятия. С самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки: шум дождя, голоса птиц, гудки машин, музыка. Ребенок улавливает и дифференцирует различные звуки окружающего мира по громкости, тембру, а также определяет источник и направление звука. Развитый неречевой (физический) слух является базой для развития способности улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка.
Достигнутый к четырем годам уровень психического развития позволяет ребенку сделать еще один очень важный шаг в познавательном развитии – дети активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Это – сложное занятие для ребенка, но очень приятное и интересное. Более того, он испытывает неосознанное постоянное желание разобрать «завалы» полученных сведений о мире, навести в них «смысловой» порядок. Однако имеющиеся у ребенка старшего дошкольного возраста возможности упорядочивания информации пока еще не позволяют ему полностью переработать поток поступающих сведений о мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию ведет к угасанию познавательных процессов.
Таким образом, два основных фактора определяют познавательную активность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога.
В большей мере способствует познавательной активности следующие педагогические приемы: анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. В связи с этим главной целью моей деятельности по обучению грамоте дошкольников является повышение уровня развития познавательной активности посредством указанных приемов, воплощенных в играх и игровых упражнениях. Задачи, которые определила для реализации данной цели:
- развитие фонематического слуха и восприятия
- развитие навыков звукового анализа и синтеза
- закрепление умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции
- развитие мыслительных операций
- формирование положительной мотивации к занятиям.
Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, необходимо умение анализировать, выделять существенные признаки, — все это способствует осознанному усвоению материала и интересу к нему.
Так, на занятии, с целью развить умение дифференцировать фонемы [С] и [СЬ], дошкольники знакомятся с их артикуляционными и акустическими признаками.
Предлагаю ребятам длительно произнести звук [С]. Даю следующую характеристику звуку: губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубки. Воздушная струя длительная, холодная, выходит по желобку по — середине языка. Звук [С] – согласный, твердый, глухой.
Далее поясняю, что при произнесении звука [СЬ] губы улыбаются, кончик языка внизу, упирается в передние зубы. Средняя часть язычка поднимается
вперед вверх. Воздушная струя длительная, холодная, выходит по желобку
по — середине языка. Звук [СЬ] – согласный, мягкий, глухой.
После аналитического этапа можно перейти к игровым упражнениям на дифференциацию звуков.
Игровое упражнение «Камень и подушка». Инструкция: дети поднимают карточку с изображением камня, если услышат звук [С], с изображением подушки, если звук [СЬ].
Игра «Хлопни – топни». Инструкция: дети хлопают, услышав слог с твердым согласным [С]. Топают, услышав слог с мягким согласным [СЬ].
Игровое упражнение «Синий — зеленый». Инструкция: в синюю коробку дети кладут картинку со звуком [С], в зеленую со звуком [СЬ].
Игровое упражнение «Наоборот». Инструкция: дети произносят (по рядам) слоги: 1-й ряд — со звуком [С], а 2-й ряд — со звуком [СЬ]: са-ся, су-сю, сы-си, со-сё (и наоборот).
Представленные игровые упражнения способствуют активизации познавательных процессов у дошкольников, продуктивности познавательной деятельности, развитию эмоционально-волевых качеств, помогают добиться результативности в работе.
Прогрессивное развитие дошкольников может происходить лишь при условиях формирования у них активно-познавательного отношения к окружающей действительности, умения успешно ориентироваться во всём разнообразии предметов и явлений, а так же при условиях, которые дают ему возможность стать субъектом собственной познавательной деятельности. Для дошкольника основной путь познавательного развития – это накопление и обобщение собственного чувственного опыта.
Примечания:
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. –– М.: Просвещение, 1985. — 207 с., ил.
- Клопотова Е.Е. Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации // Психологическая наука и образование. — М., 2005 — №2.
- Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. -- М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с. — (Логопед в ДОУ).
|