Составила воспитатель группы №9 Морозова Е.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира
Цели и задачи экспериментально-исследовательской деятельности
Скачать презентацию
Цель:
- Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению
Задачи:
- Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т.д.)
- Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.)
- Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения
- Формирование способов познания путем сенсорного анализа
- Социально-личностное развитие: развитие коммуника тивности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции
- Классификация детского экспериментирования
- Особенности организации детского экспериментирования
- Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки) в подготовительной группе
Оборудование для экспериментов
- технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.
Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.
Организация исследования.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования
Методы и приемы
Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы;, помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».
Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.
Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?».
Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.
Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании».
Экспериментальные игры.
Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.
Наблюдение природных явлений.
Использование энциклопедий.
Варианты фиксации результатов
для Поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать:
Формы взаимодействия с родителями воспитанников:
Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами
Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников», др.
Оформление папки «Мои открытия», тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки др.
Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях.
Совместное детско-взрослое творчество (изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, фоторепортажи и другое).
Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Неизвестное где-то рядом»; «Интересные спички», «Откуда берется ветер», «Что я знаю о воздухе», др. (чтение, наблюдения, экскурсия, эксперименты).
Литература в помощьКниги издательства «Речь», Санкт-Петербург
Спасибо за внимание!
|