Шкрунина Елена Борисовна. Консультация для педагогов: «Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС дошкольного образования»

Консультация для педагогов: «Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС дошкольного образования»

Автор: Шкрунина Елена Борисовна – воспитатель МБДОУ д/с № 3 «Берёзка», Нижегородская обл., г. о.Навашинский. Создано 4.12. 2019г.

Наше дошкольное образование и воспитание направлено в будущее, мы воспитываем будущих граждан нашей страны, жителей планеты Земля, которая задыхается от безжалостного отношения к её недрам, воздуху, лесам, полям, воде, животному миру. Именно поэтому так важно то формирование основ экологических знаний, которое осуществляем мы в рамках познавательного развития наших воспитанников

 

В период дошкольного детства ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе, которые потом остаются с ним на всю жизнь, ведь именно первые впечатления – самые запоминающиеся. В этот период у детей накапливаются представления о разных формах жизни, то есть у них формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль формирования основ экологических знаний у детей ещё в детском саду, и начинать эту работу надо с самого раннего возраста.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Цель экологического воспитания в ДОУ – становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Формирование основ экологических знаний у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО происходит через ознакомление с миром природы. А это ознакомление рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:

  • формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
  • воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Хочется отметить, что в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, то есть развиваются личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры ФГОС ДО.

Так же хочется выделить те изменения, которые проводятся в работе по формированию экологических знаний у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Эти изменения касаются, как программ экологического образования, так и условий, обеспечивающих их реализацию. Программы, созданные с учетом ФГОС, основываются на деятельностном подходе. Сегодня вопросы экологического образования напрямую связываются с проблемой обеспечения личностного развития.

Многие ученые, педагоги считают, что в состав экологической культуры входят:

  • культура познавательной деятельности;
  • культура труда, формирующаяся в процессе трудовой деятельности;
  • культура духовного общения с природой.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми в этом направлении считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения. В условиях обновлений в образовании результаты работы находятся в прямой зависимости от грамотного планирования работы воспитателя с детьми по формированию основ экологических знаний. При этом важно продумать не только форму планирования по экологическому образованию, но и его содержание. ФГОС ДО диктует необходимость поиска новых форм и методов (экскурсии, моделирующая деятельность, дни доброты, практическая деятельность детей, мастерские, экологические игры и др.), обеспечивающих активность и самостоятельность детей, развитие материалистического миропонимания. А это значит, для ребенка открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём.

В соответствии с ФГОСДО, прежде всего, необходимо создать условия для получения экологических знаний и последующего их применения:

  • в группах оборудованы экологические уголки, где представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений и другие материалы;
  • на территории ДОУ необходимо создать метеостанцию, цветники, огород, «зеленую аптеку», «экологическую тропу», чтобы обучающие могли проводить опытно-исследовательскую деятельность, наблюдать за ростом различных растений и кустарников, организовывать наблюдения за погодой, делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.

Различные экологические акции и проекты, которые также проводятся в ДОУ, помогают сформировать экологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению территории детского сада, уборке мусора, охране деревьев на участке, развешивания кормушек и скворечников. Проекты могут быть направлены на благоустройство участка, помощь зимующим птицам, разработку Красной книги природы родного края, создание игрушек из бросовых материалов и др.

Просмотров: 681
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Кузнецова Ольга Васильевна. «Формирование экологического сознания у дошкольников – как средство воспитания основ патриотизма в условиях реализации ФГОС»
  • Серёдкина Надежда Николаевна. ДОКЛАД «Формирование у детей знаний о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников»
  • Лисман Надежда Александровна. Проектная деятельность как эффективное средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Карпова Галина Николаевна. Взаимодействие человека и природы в процессе экологического образования дошкольников
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
  • Гилева Инна Геннадиевна. Влияние наблюдений в природе на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста.
  • Васильева Ирина Игоревна. «Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Ольга Викторовна Калиниченко. «Формирование основ экологического мировоззрения и культуры по средствам лекарственных трав»
  • Никонова Людмила Николаевна, Кадиева Фарида Устархановна. «Поиск эффективных форм работы для осуществления экологического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО»
  • Шкрунина Елена Борисовна. Статья «Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектно — исследовательской деятельности»
  • Лариса Гурылина. Презентация - Формирование экологической культуры у младших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность в условиях ДОУ
  • Харинова Наталия Александровна. Формирование основ экологической культуры дошкольников «Мир вокруг нас»
  • Гульфизя Завдатовна Фасахова. Формирование основ экологической культуры у дошкольников
  • Щукина Наталья Борисовна. Консультация для воспитателей 'Воспитание экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность'
  • Шепелева Олеся Владимировна. Игровая деятельность как один из эффективных методов экологического воспитания дошкольников.
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Мельникова Клавдия Аркадьевна. «Воспитание экологического мышления детей дошкольного возраста методом наблюдений в природу»
  • Мироненко Марина Ивановна. Из опыта работы по экологии на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»
  • Доманова Елена Ивановна. Опытно-экспериментальная работа с дошкольниками в рамках экологического образования в детском саду
  • Яруллина Эльмира Рамилевна. Театрализованная деятельность дошкольников как основа интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО
  • Шойненова Оюна Жалсановна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Григорьева Марина Петровна. «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»
  • Аникина Светлана Александровна. Рабочая программа «Экологическое сотрудничество» по организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе экологического воспитания детей
  • Ладошина Яна Николаевна. Формирование начал экологической культуры у детей 5 – 6 лет при общении с природой
  • Теселкина Екатерина Сергеевна. Проект на тему: Природное окружение, как средство формирования предпосылок экологического сознания старших дошкольников
  • Атяшева Вера Дмитриевна. «Познавательно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»
  • Евгения Гусельникова. Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных экологических представлений, знатоки природы «Поле чудес»
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Сценарий экологического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Стань природе другом»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь