Гульфизя Завдатовна Фасахова. Формирование основ экологической культуры у дошкольников

Формирование  основ  экологической  культуры  у  дошкольниковФормирование  основ  экологической  культуры  у  дошкольников
Фасахова  Гульфизя Завдатовна, старший  воспитатель, МБДОУ  №86, г.Нижнекамск, Республика Татарстан
Природа – неиссякаемый  источник  духовного  обогащения  детей. Дети  постоянно  в  той  или  иной  форме  соприкасаются  с  природой. Впечатления  от  родной  природы, полученные  в  детстве, запоминаются  на  всю  жизнь  и  часто  влияют  на  отношение  человека  к  жизни. Воспитание у  людей  с  детских  лет  любви  к  природе – большая  и  благородная  задача. В  её  решении  важная  роль  принадлежит  педагогам. Чтобы  успешно  нести  эстетическую  культуру  в  жизнь, прививать  эстетические  навыки  и  вкусы  детей, будущие  педагоги  должны  иметь  отчетливое  представление  о  глубоком  воспитательном  воздействии  природы  на  формирующиеся  личность.
Ещё  К.Д.Ушинский  отмечал, что   прекрасный  ландшафт  оказывает  огромное  воспитательное  влияние  на  развитие  молодой  души, с  которым  трудно  соперничать  даже  влиянию  педагога. Везде  и  всюду  следует  учить  понимать  язык  природы, видеть  красоту  окружающего  мира. Необходимо  формировать  у  детей  творческий, созидательный  подход  к  оценке  природы.
ормирование  основ  экологической  культуры  и  экологического  сообразного  поведения  в  окружающем  мире  является  одной  из  ключевых  задач  дошкольного  образования  и  воспитания XXI века.
В  течении  ряда  лет  наш  коллектив  работает  над  формированием  у  детей  экологической  культуры. Чтобы  экологическое  воспитание  не  было  беспочвенным, обязательно  нужно  формирование  экологического  создания. Если  человек  экологически  образован, то  нормы  и  правила  экологического  поведения  будут  иметь  под  собой  твердое  основание, и  станут  убеждениями  этого  человека.
Исходя  из  этого, мы  ставим  вопрос: в  чем  сущность  экологического  просвещения  в  дошкольных  учреждениях  и  какие  понятия  доступны  для  восприятия  дошкольников? Какие  же  экологические  связи  устанавливаются  на  занятиях?
На  доступном  детям  уровне, рассматриваются  связи  между  живой  и  неживой  природой, между  различными  компонентами  живой  природы, между  природой  и  человеком. Через  познание  данных  связей  и  отношений  дети  изучает  окружающий  мир, изучение  экологических  связей  позволяют  детям  приобрести  основы  мировоззрения, способствует  развитию  логического  мышления, памяти, воображения, познавательных  способностей, коммуникативных  способностей.
Постоянное  внимание  воспитателя  к  раскрытию  экологических  связей  значительно  повышает  интерес  детей  к  природе. При  изучении  окружающего  мира  раскрываются  разнообразные  и  достаточно  сложные  для  дошкольников  связи, существующие  в  природе. Изучение  экологических   связей, способствует  повышению  экологической  культуры  дошкольников, воспитанию  ответственного  отношения  к  природе.
Системное  знакомство  ребенка  с  миром  природы  позволяет  развить  у  него  важнейшие  операции  мышления: анализ, сравнение, умение  устанавливать  взаимосвязь, обобщение.
Основными  задачами  нашей  работы  является:
1. Формирование  у  детей  элементарных  представлений  о  взаимосвязях  и  взаимодействиях  живых  организмов  со  средой  обитания, бережного  отношения  к  природным  объектам;
2. Развитие  устойчивого  интереса  детей  к  природе, её  неживым  и  живым  объектам и  природным  явлениям, потребности  познания  окружающего  мира, вдумчивого  и  бережного  отношения  к  объектам  природы;
3. Формирование  системы  практических  умений  по  изучению  и улучшению  состояния  окружающей  природы, умения  видеть  причину  и  следствие  того  или  иного  явления, делать  выводы, строить  логические  суждения;
4. Воспитание  бережного  отношения  к  природе, формирование  умения  ответственно  ухаживать  за  растениями  и  животными, желание  наблюдать  за  жизнью  растений  и  поведением  животных, выделять  характерные  особенности  их  внешнего  вида, способов  передвижения, питания, приспособления.
Связи  между  неживой  и  живой  природой  состоят  в  том, что  воздух, вода, тепло, свет, минеральные  соли  являются  условиями, необходимыми  для  жизни  живых  организмов, изменение  в  действиях  этих  факторов  определенным  образом  влияет  на  организмы. Связь  эта  выражается  и  в  приспособленности  живых  существ  к  среде  обитания.
Между  живой  и  неживой  природой  существует    связи  обратного  характера, когда  живые  организмы   оказывают  влияние  на  окружающую  их  неживую  среду.
Интересны  связи  между  растениями  и  животными. С  одной  стороны, растения  служат  животным  пищей, создают  среду  их  обитания, дают  им  убежище, служат  материалом  для  построения  жилищ. С  другой  стороны. Животные  тоже  влияют  на  растения: распространяют  их   плоды  и  семена.
Между  животными  разных  видов  особенно  хорошо  прослеживаются  пищевые  связи. Это  отражено  в  понятиях  «насекомоядные  животные», «хищные  животные».
Существуют  своеобразные  связи  между  грибами, растениями  и  животными. Растущие  в  лесу  грибы  своей  подземной  частью  грибницей  срастаются  с  корнями  деревьев, кустарников, некоторых  трав. Благодаря  этому  грибы  получают  от  растений  органические  питательные  вещества, растения  от  грибов – воду, с  растворимыми  в   ней  минеральными  солями. Некоторые  животные  питаются  грибами  и  лечатся  ими.
Очень  большое  значение  имеет  раскрытие  связей  между  человеком  и  природой. Причем, человек  рассматривается  как  часть  природы, он  существует  внутри  природы  и  неотделим  от  неё. Воздействие  человека  на  природу  может быть  прямым – сбор  дикорастущих  растений  на  букеты, истребление  животных  на  охоте; и  косвенным – нарушение  местообитания  живых  организмов, то  есть  нарушение  того  состояния  неживой  или  живой  природы, которое  для данных  организмов  необходимо: загрязнение  воды  в  реке  приводит  к  гибели  рыбы, вырубка  старых  дуплистых  деревьев  ведет  к  уменьшению  численности  птиц, живущих  в  дуплах  и  так   далее.
Получая  определенную  систему  знаний  на  занятиях  по  экологии, во  время  экскурсий, наблюдений  дети  усваивают  нормы  и  правила  экологического  поведения  в  природе, так  как  через  экологическое  просвещение  воспитывается  ответственное  отношение   к  природе.
Мы, педагоги, создаем  на  занятиях  эмоционально-положительную  творческую  атмосферу, организуем  диалогическое  общение  с  детьми  и  с  природой.
В  нашем  дошкольном  учреждении  имеется  «Зимний  сад», в  каждой  группе  уголок  природы. На  территории  детского  сада  оформлена  «Альпийская  горка», «Экологическая  тропа», разнообразные  цветники, что  способствуют  развитию  у  детей  экологических  знаний, реализовать  идеи  освоения  детьми  образовательных  областей.
Мы  организовали  кабинет  лабораторию, где  проводится  детская  исследовательская  практика – дети  видят  проблемы, выдвигают  гипотезы, классифицируют, наблюдают, проводят  эксперименты, делают  выводы, готовят  собственные  проекты. Задачи  эти  трудные, но, будучи  адаптированы  к  возрасту, они  на  практике  решаются  успешно. Дети  работают  с  интересом  и  удовольствием  при  квалифицированном  руководстве  педагога – эколога.
Наша  экспериментальная  работа  показала, что  дети  осваивают  полный  цикл  обозначенных  проблем, например, в  старшей  группе, а  затем  все  ещё  раз  в  подготовительной  к  школе группе.
В  дошкольном  учреждении  с  учетом  возраста  дошкольников  организуются  исследовательские  деятельности, что  вызывает  особый  интерес  у  детей. Эффективной  организации  работы  с  детьми  способствует  прием использования  сказочных  героев: Дядюшка Ау, Незнайка, Почтальон  Печкин.
Экологическое  воспитание  детей  дошкольного  возраста  должно  проводиться  систематически, с  использованием  местного  краеведческого  материала.
Воспитание, основанное  на  раскрытии  конкретных  экологических  связей, поможет  дошкольникам  усваивать  правила  и  нормы  поведения  в  природе.
Использованная  литература.
1.Машкова  С.В., Суздалева  Г.Н. Познавательно-исследовательские  занятия  с  детьми  5-7  лет. – Волгоград: Учитель, 2012.
2.Николаева  С.Н. Методика  экологического  воспитания  дошкольников.
3.Рыжова  Н.А.. Наш  дом  природа. - М.:Карапуз - дидактика, 2005.
4.Рыжова  Н.А.. Развивающая  среда  дошкольных  учреждений

Просмотров: 519
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Рудакова Марина Юрьевна. Формирование положительного отношения к объектам живой природы
  • Гилева Инна Геннадиевна. Влияние наблюдений в природе на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста.
  • Стеценко Ольга Юрьевна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему «Разработка системы непрерывных наблюдений за объектами живой и неживой природы в группе старшего возраста в течении сентября месяца» в рамках каскадной модели повышения квалификации
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Карпова Галина Николаевна. Взаимодействие человека и природы в процессе экологического образования дошкольников
  • Гайнеева Винера Фаатовна. Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности подготовительной группе по теме:«Объекты живой и неживой природы»
  • Ладошина Яна Николаевна. Формирование начал экологической культуры у детей 5 – 6 лет при общении с природой
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Лобова Анна Николаевна. Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 4–5 лет»
  • Булатова Эльвира Юрьевна. Условия формирования у дошкольников с ОВЗ знаний о предметах и явлениях живой природы.
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Исаева Светлана Викторовна. Итоговая работа на тему: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ МИРА ПРИРОДЫ»
  • Зембеля Ирина Александровна. Познавательно-исследовательский проект: «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) во второй младшей группе».
  • Ольга Викторовна Калиниченко. «Формирование основ экологического мировоззрения и культуры по средствам лекарственных трав»
  • Наталья Гурцева. Исследование уровня сформированности знаний о живой природе у дошкольников с задержкой психического развития
  • Башкирова Ирина Ивановна. ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Соколова Евгения Анатольевна. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через познание мира природы
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Галиева Светлана Мунировна. «Экспериментирование с живой и неживой природой»
  • Елена Головина. Занятие по ознакомлению с природой в старшей группе. Тема: «Мы – Друзья природы».
  • Харинова Наталия Александровна. Формирование основ экологической культуры дошкольников «Мир вокруг нас»
  • Абрамова Ольга Сергеевна. Методическая копилка по теме 'Формирование экологической культуры дошкольников по средствам ознакомления с комнатными растениями'
  • Курикова Татьяна. «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения у дошкольников»
  • Корчевная Юлия Вячеславовна. Экологическое воспитание. Трудовая деятельность в уголке природы. Конспект занятия с детьми первой младшей группы. Тема: «У меня есть огород — витамины круглый год». Доклад по всем возрастным группам.
  • Ирина Николаевна Ковригина. РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Капустина Наталья Ивановна. «Развитие познавательного интереса детей 5–6 лет к неживой природе посредством экспериментирования»
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Сценарий экологического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Стань природе другом»
  • Евгения Гусельникова. Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных экологических представлений, знатоки природы «Поле чудес»
  • Мироненко Марина Ивановна. Из опыта работы по экологии на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»
  • Сабитова Зульфия Абдулахатовна. КОНСПЕКТ – ЗАНЯТИЯ Формирование целостной картины мира Тема: «Осенние дары природы»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь