Шкрунина Елена Борисовна. Статья «Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектно — исследовательской деятельности»

Статья «Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектно — исследовательской деятельности»

Автор: Шкрунина Елена Борисовна – воспитатель МБДОУ д/с № 3 «Берёзка», Нижегородская обл., г. о.Навашинский.

Создано: 12. 11. 2019г.

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны, торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы.»
В. А. Сухомлинский

Проблемы экологического воспитания очень остро стоят перед нашим обществом на протяжении нескольких последних десятилетий.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили широкое распространение в теории и практике дошкольного воспитания.

 

Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены нами дошкольными работниками.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой – понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В соответствии с ФГОС на смену традиционному приходит продуктивное обучение. Назрела необходимость продумать содержание всей работы, в том числе по экологическому воспитанию. В современных условиях педагогу необходимо выбирать более новые универсальные и эффективные средства, направленные на освоение основ экологической культуры.

И такое уникальное, на мой взгляд, средство нашлось – это технология проектирования и экспериментирования. Чем больше изучала литературу по этой теме, тем больше убеждалась, что проектирование и экспериментирование – это методы, которые позволят процесс познания детьми окружающего мира сделать не скучным, гармонично вписать его в образовательный процесс ДОУ. Ещё метод проектов позволяет мне, как воспитателю, сконцентрировать материал по определенной теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, а также, что немаловажно, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями.

Проектно- исследовательская деятельность даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка. Проектно- исследовательская деятельность делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса,

помогает самостоятельно осваивать окружающую действительность. Участвуя в проектах и экспериментируя, ребенок развивается, учится находить выход из трудной ситуации и становится увереннее в своих силах.

Благодаря методу проектов, детей можно научить, самостоятельно мыслить, планировать, обсуждать, находить и решать проблемы, развивать познавательный интерес, можно научить конструировать свои знания, используя разные области, и более свободно ориентироваться в информационном пространстве.

Работая над проектами, я поставила перед собой цель: способствовать формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Для достижения данной цели мною были определены следующие задачи:

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной активности средствами исследовательской деятельности.

Формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, к себе и к людям как к части природы; в сочетании с региональным компонентом.

Расширение и углубление представлений детей о природе.

Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности.

Обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой.

Укрепление познавательного интереса, любви к природе, а также эстетических чувств.

Данные задачи я старалась решить, применяя такие методы экологического образования как:

Наглядные (наблюдения, экскурсии, просмотр мультфильмов и презентаций, рассматривание иллюстрации);

Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора);

Практические (экологические игры, труд детей в природе, экспериментирование).

С моей точки зрения, в экологическом воспитании детям необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, экспериментировать, делать опыты, ухаживать за растениями. Для достижения этого в групповой комнате создан уголок природы и уголок экспериментирования позволяющие поддерживать естественный микроклимат, воспитывать любовь к природе, ответственность, где дети знакомятся с правилами ухода за растениями, приобретают соответствующие умения. В уголке природы имеются картотека дидактических, словесных, настольных, подвижных игр по экологическому воспитанию; картотеки пословиц, поговорок, народных примет на экологическую тему; собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний. По сезонам оформляется календарь природы, календарь погоды. Так же имеется небольшой центр экспериментирования, здесь находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься.

Прежде чем начать работу с детьми над проектом, я стараюсь глубоко изучить тематику проекта, поддержать детскую инициативу, любознательность и интерес к проблеме, стараюсь заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, опираясь на интересы детей, их личный опыт. Для этого я стремлюсь создать в группе комфортную обстановку каждому ребенку для разностороннего творческого развития, для свободного выбора вида деятельности. Я рассматриваю предложенные детьми варианты решения проблемы, ведь ребенок не должен бояться высказываться, он имеет право на ошибку. В ходе работы над проектом я создаю атмосферу сотворчества с ребенком, используя при этом индивидуальный подход. В результате проектной деятельности между мной и детьми устанавливаются гуманные отношения, осуществляется механизм партнерства и сотрудничества между детьми, воспитателями, родителями. Конфликты решаются не с позиций силы, а с позиций разума, убеждения.

Особый интерес представляет интеграция всех видов совместной деятельности педагога и детей. Таким образом, проект, начатый на НОД, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину. Проектирование ориентировано на совместную деятельность всех участников образовательного процесса.

Свою проектную деятельность я начинала с краткосрочных проектов. Ставила перед детьми несложные задачи. Учила детей наблюдать, мыслить, находить и решать проблемы. Реализацию проектов осуществляла через разные виды детской деятельности: творческую, экспериментальную, продуктивную. Участие в творческой деятельности решает многие воспитательные и образовательные задачи, а также развивает интегративные качества. Они помогают детям решать интеллектуальные и личные задачи.

Дети являются активными участниками проектов. Они с удовольствием отгадывают загадки и сами сочиняют их, оформляют альбомы. Им интересно наблюдать за объектами природы, узнавать что — то новое. Для того чтобы проекты проходили интересно и продуктивно создаю условия для познавательной активности детей: задаю им вопросы и вместе с детьми ищу ответы на них.

Для осуществления детских замыслов провожу игры, наблюдения, рассматриваю с детьми иллюстрации в книгах, энциклопедиях, читаю художественную и познавательную литературу, вношу в группу соответствующие предметы и материалы для организации продуктивных видов деятельности, экспериментов, опытов, организовываю игровую деятельность, задаю домашние задания родителям и детям.

Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

Считаю, что использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:

-Я имею возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.

-Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания.

-Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

Родители и другие члены семей моих воспитанников активно включаются в работу по предложенным проектам, выполняют творческие работы (поделки, рисунки, альбомы, поиск материала, информации). Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Мои воспитанники научились самостоятельно определять: о чем будут говорить, что исследовать, как лучше это сделать, где найти информацию. Имея опыт разнообразной совместной деятельности, умея согласовывать свои действия, оказывать друг другу помощь и обращаться за ней к взрослым, дети самостоятельно выбирали способы работы над проектом и искали возможность организовать ее, а также сами старались привлечь своих родителей в решение проблем. Мне приходилось только быть для них помощником в создании условий для самостоятельной творческой деятельности, поддерживать детскую инициативу и активность. Наше партнерское взаимодействие носило личностно-ориентированный характер. Самым удивительным открытием для меня было то, что при правильном подходе к созданию условий для осуществления детских замыслов, каждый ребенок находил в рамках проекта деятельность, представляющую для него интерес, у каждого была масса идей и предложений. Дети с удовольствием рассказывали о своих работах, делали выводы, испытывали чувство гордости за достижения. Считаю, что шагая в ногу со временем, предлагая детям современные и нетрадиционные формы и методы работы, можно смело говорить об актуальности и эффективности проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников. Дети с огромным удовольствием черпали знания через просмотр презентаций, чтение рассказов, сказок по теме, решали проблемные ситуации, проигрывали их, проявляли себя в составлении творческих рассказов, драматизации любимых произведений, составлении коллажей, изготовлении творческих работ, оформлении собственных исследований в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Мне, как педагогу, проектно- исследовательская деятельность помогла более творчески подойти к организации образовательного процесса, она способствует моему саморазвитию, повышает профессиональную компетентность, делает образовательный процесс инновационным, открытым для активного участия в нём родителей и воспитанников. И в дальнейшем я планирую продолжать работу в данном направлении, потому что есть еще над чем работать, хочется разнообразить деятельность маленьких исследователей, а самой еще больше приобретать педагогическое мастерство и я к этому буду стремиться с каждым годом.

Каждый ребенок по – своему неповторим. В нем живет и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неугомонный экспериментатор. Он открыт для красоты, добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость. И моя задача – сохранить и развить его индивидуальность, любознательность и творческие способности.

Подводя итог своей педагогической деятельности, могу с уверенностью сказать, что благодаря использованию метода проектов и исследовательской деятельности детей, у них повысился уровень познавательного интереса. Кроме того, родители стали активными участниками образовательного процесса. Проектная деятельность помогла приобрести умение работать в команде, достигать поставленной цели путем выработки своего плана действий. Технология проектов позволила изменить стиль работы с детьми, построить совершенно новые взаимоотношения с родителями воспитанников.

Анализируя результаты своей педагогической деятельности пришла к выводу, что метод проектов качественно влияет на повышение профессионального личностного потенциала, реализацию индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса, а главное, оказывает положительное влияние на развитие ребенка

Просмотров: 455
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Вахонина Юлия Витальевна. Метод проектов как условие формирования экологической культуры у старших дошкольников в процессе ознакомления с первоцветами Южного Урала
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Щукина Наталья Борисовна. Консультация для воспитателей 'Воспитание экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность'
  • Лариса Гурылина. Презентация - Формирование экологической культуры у младших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность в условиях ДОУ
  • Невежина Оксана Владимировна. «Развитие творческих способностей младших дошкольников посредством театрализованной деятельности во взаимодействии всех участников образовательного процесса».
  • Ревицкая Валентина Максимовна. Педагогический опыт: Тема опыта: Формирование начал экологической культуры у дошкольников с использованием метода наблюдения
  • Григорьева Марина Петровна. «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»
  • Турчанова Наталья Михайловна. «Проектная деятельность как способ формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
  • Григорьева Марина Петровна. Доклад на педсовет на тему: «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»
  • Даренская Татьяна Владимировна. Формирования экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности
  • Ладошина Яна Николаевна. Формирование начал экологической культуры у детей 5 – 6 лет при общении с природой
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Мальцева Людмила Владимировна. «Повышение качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ через реализацию управленческих проектов»
  • Власова Ирина Викторовна. Опыт работы. «Развитие познавательного интереса дошкольников старшего возраста посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Захарова Валентина Ивановна. Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Духовская Татьяна Петровна. Воспитание экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Серёдкина Надежда Николаевна. ДОКЛАД «Формирование у детей знаний о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников»
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Бобровская Светлана Алексеевна. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R
  • Вдовина Валентина Николаевна. Опыт работы «Приобщение детей к истокам культуры жителей Нижегородской области на основе проектной деятельности»
  • Черемисина Любовь Алексеевна. Педагогическое просвещение родителей в ДОУ через эффективные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса
  • Рычкова Ирина Борисовна. Отчет по проделанной работе над проектом «Формирование умений работы пластическими материалами у детей дошкольного возраста на занятиях в творческой мастерской»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Тазалова Наталья Александровна. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  • Корчина Лилия Александровна. Опыт работы по воспитанию здоровьеформирующей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к своему здоровью
  • Копощу Олеся Дмитриевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю что съесть»
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь