ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Струкель Татьяна Фёдоровна воспитатель дошкольного образования Государственное учреждение образования «Ясли-сад №18 г. Лида»
С каждым годом увеличивается количество транспортных средств на улицах, возрастает интенсивность движения и, соответственно, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий, жертвами которых часто становятся дети. Чаще всего это связано с невыполнением правил дорожного движения: незнание правил, пренебрежение ими, отсутствие навыков безопасного поведения на дороге. Дети страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль. Эта проблема по своим масштабам и тяжести травм имеет признаки катастрофы.
Научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности – одна из важнейших педагогических задач. Ведь с бережного отношения к своей жизни начинается отношение к любой другой жизни, как к безусловной ценности.
Скачать: ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (полный конспект)
Первой причиной необходимости знать правила дорожного движения я считаю следующую: в огромном потоке информации, в психологических нагрузках, стремительности жизни возрастает и психологическая нагрузка не только на водителя, но и на пешехода. Да, зеленый сигнал светофора означает, что пешеход может переходить дорогу. Но сегодня это вряд ли может гарантировать полную безопасность. Спешка и нежелание соблюдать правила дорожного движения – эти факторы создают опасность. И, к сожалению, нередко дети становятся участниками дорожно-транспортных проишествий.
Второй причиной необходимости знать правила дорожного движения вижу психологическую неготовность и неумение ребенка вести себя в чрезвычайной ситуации, страх, паника. И мы, взрослые, наглядный пример и образец безопасного поведения на дорогах.
Усвоение правил безопасности ребенком зависит от такого фактора как личный пример старших. Любой разговор о том, на какой свет следует переходить улицу, теряет всякий смысл при виде перебегающих на красный свет родителей. Авторитет всегда весом без всяких слов. Наш личный пример поведения станет нормой поведения наших детей.
О том, что изучать дорожную азбуку с детьми надо с дошкольного возраста считали и выдающиеся психологи Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, занимающихся вопросами формирования навыков осознанного поведения [1, 9].
Знать и соблюдать правила дорожного движения нужно каждому, так же как читать, писать, считать, потому что эти знания необходимы в процессе всей нашей жизни. Сама жизнь требует, чтобы в каждом дошкольном учреждении зажигался «зеленый» огонек, чтобы он нес эти правила и детям, и родителям [7, с. 6].
1. 3. Цель опыта
Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей 3 – 4 лет, выражающееся в: приобретении знаний, практических умений и навыков безопасного поведения на улице посредством игровой деятельности.
1. 4. Задачи опыта
- формировать умение различать, понимать, правильно реагировать на сигналы светофора
- формировать представления о правилах поведения пешеходов на улице
- учить различать и называть элементы дороги, транспортные средства
- воспитывать положительное отношение к выполнению правил безопасного поведения на улице, в транспорте, вблизи проезжей части.
1. 5. Длительность работы над опытом
Работа над опытом продолжалась на протяжении двух лет в следующей последовательности:
- с января 2015 года изучалась и анализировалась научно-методическая литература по данной проблеме, изучались работы педагогов-практиков, были определены цель и задачи
- с сентября 2015 года внедрялась разработанная система педагогической деятельности в собственную практику (один год)
- с сентября 2016 года проводился анализ результативности, обобщение, описание опыта.
2. Описание технологии опыта
2. 1. Ведущая идея опыта
Изучив проблемы формирования представлений у детей о правилах дорожного движения, пришла к выводу о необходимости построить игровую деятельность так, чтобы она способствовала закреплению представлений о правилах поведения пешеходов, о транспорте, об элементах дороги и о правилах поведения в транспорте.
Игра успешно помогает детям овладеть правилами дорожного движения. Играя, дети не только обучаются, но и закрепляют полученные навыки, что способствует формированию положительных привычек безопасного поведения вблизи дороги.
«Игра дошкольников уже давно признана сильнейшим средством социализации, самореализации ребенка, как его ведущая деятельность, в реальной детской жизнедеятельности» [4, с. 23].
2. 2. Описание сущности опыта
Изучив и проанализировав предлагаемую систему мер, направленную на выработку правильных действий у детей вблизи дорог, описанную в книге Т. В. Загвоздкиной «Безопасность жизни и деятельности дошкольников» [2] в разделе «Внимание, дорога!» [2, с. 72] и в книге И. В. Лебедева «Мы едем, едем, едем…» [5], я сделала для себя вывод об огромной важности формирования представлений о правилах дорожного движения. Накопление знаний и представлений о правилах дорожного движения без соответствующего руководства взрослых идет бессистемно, поверхностно, ошибочно.
Изучала работы педагогов-практиков: «Ознакомление дошкольников с Правилами дорожного движения» автор-составитель Г. В. Шурпач [7] и «Знакомим дошкольников с ОБЖ» авторов-составителей Л. И. Прус, С. Н. Галеня, Д. П. Кузьменкова, Т. И. Бокшиц [3]. В ней авторы предлагали разные формы и методы работы с детьми по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.
Взяв за основу научно-методические разработки по данной теме, проведя беседу с детьми «Правила дорожного движения» (Приложение 1) и проанализировав ее результаты (Приложение 2), я определила цель и задачи своей работы.
Основываясь на принципы постепенности, активности, творческого подхода в выборе материала, подобрала игры. Для достижения намеченной цели использовала такие игры как: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые. Их подбор проводился с учетом тематики, с соблюдением очередности изложения материала и подчинением их принципу постепенности от простого к сложному.
Через дидактические игры я предлагала детям решать умственные задачи по формированию представлений о правилах дорожного движения, составленные в занимательной и игровой форме. Их цель – содействие формированию активности детей.
Часто в работе применяла подвижные игры. У них большие возможности: их можно проводить в помещении, на воздухе, в естественных природных условиях, используя разнообразное игровое оборудование. Подвижные игры оказались наиболее близки детям. Они создавали у детей устойчивое радостное настроение, вместе с тем игры помогали отрабатывать полученные знания о правилах дорожного движения.
Сюжетно-ролевая игра помогала мне моделировать игровые действия: выполняя ту или иную роль, дети воспроизводили поведение взрослых, их действия в реальной жизни. Для формирования представлений о правилах дорожного движения использовала такие приемы обучения детей игровым действиям:
- игра, где я обыгрывала ситуацию сама, с последующим вовлечением в игру детей
- игра вместе с детьми, где главная роль у ребенка, а я играю второстепенную роль с остальными детьми
- игра детей, формирующая умение взаимодействовать в сюжете с двумя действующими лицами.
Во время сюжетно-ролевых игр обучала игровым действиям:
- дети подражали ролевым действиям (водитель, пассажир, кондуктор)
- дети совместно со мной придумывали несложные сюжеты (машины везут грузы, куклы идут в гости, пассажиры едут на автобусе)
- дети закрепляли умение брать на себя определенную роль и называть ее словами
- дети самостоятельно выбирали игровой материал
- дети совместно со мной организовывали игры в парах.
Наряду с такими известными играми как «Светофор», «Машины разные нужны, машины разные важны», «Угадай по описанию», «Четвертый лишний», я использовала игры, в которые вносила свои разные игровые и проблемные ситуации в зависимости от усвоения детьми задач и правил игры, закрепление игровых действий.
В ходе дидактических игр создавала ситуации для привлечения внимания детей. В них они незаметно для себя решали дидактические задачи по формированию представлений о правилах дорожного движения. Игровые действия с предметами, картинками, предметами успешно помогали мне знакомить детей с улицей, с разными видами транспорта, с правилами пешеходов, с сигналами светофора. В процессе игровых действий они учились сотрудничать между собой, понимать эмоциональное состояние сверстников.
Руководство дидактической игрой я осуществляла с помощью показа предметов, картинок, кратких бесед, показа игровых действий. Я направляла действия играющих советом, вопросом, напоминанием, подводила итог игры, соответствующий развитию навыков самоконтроля.
А. Н. Леонтьев говорил: «Овладеть правилом – это значит овладеть своим поведением, научиться управлять им, научиться подчинять его определенной задаче» [6, с. 321].
Например: в дидактической игре «Наша улица» в начале года проводила рассматривание иллюстрации «Наша улица», где дети называли участников движения – пешеход; называли место, по которому двигаются пешеходы – пешеходная дорожка. Дальше с детьми выкладывали на ковре белые полосы бумаги (пешеходная дорожка) и аккуратно не спеша переходили по ней как пешеходы. В конце игры все вместе из нескольких частей складывали картинку «Улица».
В дальнейшей работе в эту игру постепенно вносила усложнения, различные варианты игры:
- рассматривались сразу несколько иллюстраций улицы; дети находили иллюстрации, на которых пешеходы вели себя правильно вблизи дороги, и те иллюстрации, на которых действия пешеходов были неправильные (использовала персонажи, для которых дети выполняли игровые действия)
- вначале игры проводилась беседа «Пешеходы на улице» с игровым персонажем Незнайкой, а затем дети совместно с ним выкладывали из белых и черных полос бумаги улицу (дорогу для машин, пешеходную дорожку для пешеходов) и все переходили ее
- в начале игры перед детьми ставилась игровая задача «помочь Петрушке перейти дорогу и объяснить ему правила пешеходов» (использовала сюжетные картинки, макет дороги, который дети выкладывают самостоятельно, круги зеленого, желтого, красного)
- далее совместно с дидактической игрой использовала и подвижные игры «Светофор», «Красный, желтый, зеленый» так как движения в этих играх выступали как средство для получения определенного результата. Во время подвижных игр включается двигательный анализатор, активизируется внимание детей, их память и воображения.
В сюжетно-ролевой игре «Наша улица» закрепляла сформированные в дидактической игре правила поведения пешеходов, закрепляла умения правильно реагировать на сигналы светофора и умение называть элементы дороги. Вначале игры я оговаривала с детьми ее сюжет, дальше намечали то, что нам для этого нужно:
- построить дома из конструктора
- поставить светофор и знаки (пешеходный переход, место стоянки, стоп)
- распределить роли (шоферы — мальчики – рули, медальоны; пешеходы – девочки — с колясками; инспекторы ГАИ – 1 смотрит за пешеходами, 2 – за шоферами; я (воспитатель) изображала светофор).
Во время игры создавала ситуации: испортился светофор – потерпевшего везут в больницу, выставляла знаки (уже знакомые) – дети должны действовать в соответствии с ними.
Дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры проводились с использованием различных атрибутов, медальонов, шапочек-масок, макетов. Использовала ковер, с нанесенным изображением дорог, тротуаров, знаков, зданий для закрепления правил дорожного движения. Все обыгрывалось в атмосфере доверительности, чтобы дети могли чувствовать себя защищенными и принятыми, чтобы они с желанием и свободно могли проявлять свои замыслы в игровой деятельности.
2. 3. Результативность и эффективность опыта
Результативность опыта определялась путем проведения беседы с детьми по теме «Правила дорожного движения» (Приложение 3). Проанализировав результаты беседы в начале года (сентябрь 2015 года) и в конце (май 2016 года), я сделала вывод об эффективности опыта и достижении положительной динамики результатов по формированию у детей представлений о правилах дорожного движения. В процессе проделанной работы отмечается:
- дети стали проявлять правильные модели безопасного поведения (60% детей знают, где можно переходить улицу; 54% детей объясняют, почему нельзя кататься по тротуару и проезжей части; 100% детей, как нужно себя вести в общественном транспорте)
- знают световые обозначения светофора (87% детей знают обозначение сигналов светофора; 100% называют сигнал светофора, на который нужно переходить улицу)
- могут называть элементы дорог (54%)
- различают виды транспорта (74%).
3. Заключение
Работа над опытом позволяет сделать вывод о том, что планомерная и систематическая деятельность, направленная на формирование представлений у детей правил дорожного движения посредством игры, способствовала:
- формированию представлений о правилах поведения пешеходов
- закреплению умений называть элементы дороги и транспортные средства
- формированию представлений о правилах дорожного движения
- закреплению умения правильно реагировать на сигналы светофора.
Об эффективности подбора игр судила по следующим показателям:
- дети проявляли яркие эмоции
- дети с желанием играли в предложенные им игры
- дети старались выполнять элементарные правила игры
- дети были активны и доброжелательны во время игр.
Практическая значимость опыта заключается в использовании данного материала педагогами учреждения дошкольного образования.
Работу с детьми в данном направлении планирую продолжить с помощью средств и методов театрально-игровой деятельности для налаживания у детей эмоционально-положительного отношения к правилам дорожного движения, потому что только практический опыт позволит приобрести навыки безопасного поведения вблизи дорог, научит быстро реагировать и действовать на различные дорожные ситуации.
|