Коновалова Ирина Николаевна воспитатель МБДОУ ДС №30 «Золотая рыбка» г. Туапсе
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально – познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать, как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то или кому-то, быть ответственным в любом пусть даже маленьком деле.
Без сомнения, фундамент будущего патриота закладывается в раннем дошкольном возрасте. Для этого периода характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений.
Потому–то, все, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
Ребёнок учится сопереживать бедам семьи и проблемам Родины на протяжении всего дошкольного возраста, он приобретает опыт сопереживания человеческого чувства. Сочувствовать – значит понимать мысли и чувства другого человека, переживать то, что переживает он. Способность к сочувствию является одним из свойств человека, как общественного существа, находящегося в нашем Российском социуме.
При воспитании у ребенка гуманных чувств, необходимо, прежде всего, развивать способность к сопереживанию и к переживанию вообще.
Речь идет о развитии общей эмоциональности ребенка. Эмоциональный человек более активно воспринимает окружающее, проявляет заинтересованность, у него появляется желание заботиться о других, бережно относиться к своим близким, к животному миру, к природе.
Восторгаться просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.
Очень актуально звучат сегодня слова нашего президента:
…Патриотизм. Это слово подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, косного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.
В. В. Путин
Главная цель педагога, воспитателя – создание условий для приобщения детей к нравственно — патриотическим ценностям, а также воспитание готовности следовать им.
Первый опыт морального поведения складывается у ребенка в процессе общения с взрослыми. Потребность в общении – важная социальная потребность, и взрослый является источником, удовлетворяющим эту социальную потребность ребенка.
Естественно малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина».
Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач:
- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
- формировать в нем чувство хозяина — бережное отношение к родной природе и всему живому
- вызывать в ребенке чувство гордости за достижения страны
- воспитывать любовь и уважение к людям труда
- развивать интерес к доступному ребенку явлениям общественной жизни, традициям
- формировать чувство интернационализма, уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну.
Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Детский сад и семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральная арматура» личности и позже ее роль в воспитании общественно-политической сознательности, трудолюбия, патриотизма трудно переоценить: ее воздействие длительно и постоянно.
К сожалению, нередко установку на агрессию по отношению к сверстникам дают ребенку собственные родители. Полагая, что мир жесток, они убеждены, что ребенку необходимо «научиться защищаться», «давать сдачи». Не всегда родители отдают себе отчет, что их собственные агрессивные действия воспитывают у детей агрессию, эгоизм, жестокость.
Для более глубокого анализа проблемы я провела родительское собрание, на котором приготовила анкеты и памятки для родителей на данную тему. Главной целью нашей встречи, выяснить какое место родители отводят патриотическому воспитанию.
К своему сожалению и разочарованию узнала, что родители не считают главной задачей воспитывать патриота, т.к. считают, что эти чувства появляются сами по себе в более зрелом возрасте, надеясь на школу, армию и высшие учебные заведения.
Я посчитала необходимостью донести до родителей, насколько важно учить ребенка умению вести себя благородно с детских лет. Иначе в дальнейшем будет трудно воспитать сдержанность, ответственность, душевность, взаимопомощь, способность самопожертвованию.
У детей дошкольного возраста еще нет гражданской позиции и знаний исторических фактов, личностные ориентиры у них только начинают формироваться.
Цель педагогов нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, формирование ответственного отношения к Родине и окружающим. В ходе воспитания малыши становятся настоящими гражданами страны, готовыми защищать ее, гордиться ей, любить ее культуру, вносить свой вклад в ее процветание, а также с уважением относиться к другим странам и культурам. В этом и состоит патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
В своей работе с семьей я опираюсь на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности. В нашей группе существует традиция посещать ветеранов ВОВ на 9 мая, День Победы — праздник, во время которого каждый ощущает сильнейшую связь поколений, один из наиболее уважаемых праздников праздновать замечательный праздник. «День семьи и верности», «День рождения Кубани», «День Российского флага».
Создание альбомов и презентаций «Я и моя семья», «Мои предки — россияне» Разучиваем песни и стихотворения о маме, семье, Родине, армии, дружбе.
Считаю учить ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им, эти чувства станут началом любви к Родине.
Патриотическое воспитание начинается уже в тот момент, когда ребенок слышит колыбельную на родном языке, когда мама читает ему народные сказки, когда он гуляет по паркам родного города и видит красоту родной природы.
В нашей стране сильны национальные традиции и ребенок с детства принимает участие в определенных ритуалах, узнает от воспитателей и родителей историю своей страны, знакомится с ее культурой, путешествует, посещает памятные места, изучает родной язык, то можно с уверенностью сказать, что он получает патриотическое воспитание.
Выходя из стен детского сада, дошкольник является частью нашего общества, достойным продолжателем памяти, веры и гордости за народ и Родину.
Воспитывать ребенка патриотом просто, но только тем взрослым, которые сами проявляют патриотические чувства. Дети быстро перенимают их убеждения и почти всегда разделяют их.
|