Герк Елена. ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Герк Е.В., Ишим, Российская Федерация

В современном обществе наблюдается утрата целостности, гражданственности, резкое расслоение общества, враждебность, обращенность только на себя, кардинальная смена ценностей.

В Федеральном государственном требовании проблема формирования патриотических чувств у старших дошкольников не осталась без особого внимания.

 

Содержание образовательной области "Социализация" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  • развитие игровой деятельности детей;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Формирование патриотических чувств применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется, как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы впервые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния — в языке народа, который усваивает ребенок в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Данная проблема не нашла должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с формированием патриотических чувств у детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так в работах Т.Н. Дороновой отчетливо прослеживается идея формирования патриотических чувств, но понятие «формирование патриотизма» не используется; в исследовании С.Н. Николаевой формирование патриотических чувств рассматривается в русле экологического воспитания; Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова, В. И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А Ноткина, O.JI. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева; JI. E. Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова предлагают одно из решений проблемы формирования патриотических чувств у детей-дошкольников через познание Родины-России.

В связи с этим у педагогов-практиков возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание формирования патриотических чувств, какими средствами следует его осуществлять и т.п.

Однако, несмотря на традиционное декларирование важности формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, эта проблема так и не стала приоритетной в реальной практике ДОУ.

В процессе исследования проблемы формирования патриотических чувств у старших дошкольников нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста и обращением воспитателей ДОУ к отдельным аспектам формирования патриотических чувств в ДОУ.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в поиске условий, обеспечивающих формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: условия формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста может осуществляться более успешно при соблюдении следующих условий:

  • разработка и проведение бесед, направленных на изучение истории и культуры родного города;
  • включение детей в проектную деятельность по направлению «Ишим наша Малая Родина».

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:

  1. Изучить состояние проблемы формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе и на практике в ДОУ.
  2. Выявить сущность и специфику формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Разработать и экспериментально проверить условия формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Методологическую основу и теоретическую базу исследования

составляют положения, подходы и концепции Т.Н. Антонова, С.А. Козловой, С.Е. Шукшиной, О.А. Артемоновой.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, статистические методы обработки полученных результатов.

Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе АНО ДОУ детский сад № 2 «Звездочка» города Ишима. Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (сентябрь — ноябрь 2011г.) — изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.

Второй этап (декабрь 2011г. — март 2012г.) — проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка и экспериментальная проверка условий формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Третий этап (апрель-май 2012г.) — анализ эффективности курсовой работы.

Научная новизна исследования:

  1. Раскрыты сущность и особенности формирования патриотических чувств в период дошкольного детства.
  2. Разработаны критерии, показатели и уровни сформированности патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применять результаты исследования в практике дошкольного образования; содержащиеся в работе практические материалы могут быть использованы педагогами ДОУ при определении содержания и педагогических условий формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста; предложенный диагностический инструментарий даст возможность определить уровень сформированности патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

В современных условиях, когда происходит глубочайшее изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становиться патриотическое воспитание.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Оно возникает в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется постепенно в ходе воспитания любви к ближнему, детскому саду, улице, городу, родной стране.

Исследование уровня сформированности любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе детского сада № 2 «Звездочка» города Ишима.

В эксперименте приняли участие дети подготовительной и старшей группы седьмого года жизни в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную (10 человек) и контрольную (10 человек).

Для решения поставленных задач опытно – экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этап.

Для выявления уровня сформированности любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста использовались следующие критерии: информационно-ценностный, эмоционально-ценностный, поведенческо – деятельностный.

Выше названные критерии позволили определить уровень сформированности любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что 45% детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем сформированности любви к родному городу. У этих детей не сформированы представления о родном городе: они не знают названия города, с неуверенностью выбирают герб города из предложенных. Отсутствует интерес к истории города. Эмоциональное отношение носит нейтральный характер (равнодушие, безразличие).

Детей со средним уровнем сформированности любви к родному город-55%. Представления детей старшего дошкольного возраста о своем городе не четкие, поверхностные. Способны с помощью педагога воспроизвести значительную часть этих знаний, но они недостаточно полны и конкретны, отрывочны, интерес к ним поддерживается взрослым, не всегда может применить знания о городе в различных видах деятельности.

Высокий уровень сформированности любви к родному городу — отсутствует.

С целью повышения уровня сформированности любви к родному городу нами был проведен формирующий этап эксперимента. В формирующем эксперименте участвовали 10 человек экспериментальной группы.

В процессе формирующего эксперимента мы попытались реализовать следующие условия: проведение бесед, направленных на изучение культуры и истории родного города; включение детей в проектную деятельность.

После формирующего эксперимента мы провели контрольный эксперимент, результаты которого показали значительное повышение уровня сформированности любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста у экспериментальной группы: высокий уровень составил – 70%, средний уровень – 30% и низкий уровень сформированности любви к родному городу составил – 0%.

Таким образом, выявленные и реализованные нами условия являются эффективными. Полученные результаты подтвердили гипотезу нашего исследования.

Просмотров: 565
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Коновалова Ирина Николаевна. Ступенька в развитии патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  • Шевчук Надежда Николаевна. Сообщение из опыта работы на тему: «Формирование нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре и фольклорным традициям»
  • Сапрыкина Татьяна Васильевна. Формирование патриотических чувств и развитие духовности у детей дошкольного возраста.
  • Захарова Людмила Валерьевна, Ступникова Екатерина Валерьевна, Данилова Наталья Викторовна. Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой
  • Урбанова Ольга Николаевна. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через краеведение при взаимодействии с родителями
  • Апарян Татьяна Николаевна. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Занятие с презентацией в старшей группе «День Победы»
  • Копылова Елена Ивановна. «Музыка – как средство воспитания патриотических чувств дошкольного возраста»
  • Адеева Ирина Мелетиевна. Статья на тему: «Приобщение детей к народной культуре и формирование у них патриотических чувств»
  • Фриуи Ольга. Формирование нравственно-эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы в цветнике ДОУ.
  • Вирт Любовь Андреевна. Методическая разработка «Формирование патриотических чувств у дошкольников»
  • Решедько Татьяна Николаевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  • Белова Галина Петровна. Методическая разработка «Государственные праздники: воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей с общественно значимыми событиями»
  • Белова Галина Петровна. Тема: «Государственные праздники: воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей с общественно значимыми событиями».
  • Семенихина Наталья Васильевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»
  • Верещагина Ольга Дмитриевна. «Воспитание патриотических чувств»
  • Згурськая Елена Анатольевна. Роль предметно-развивающей среды в развитии патриотических чувств у старших дошкольников.
  • Татьяна Банина. Виртуальный мини-музей как инструмент воспитания нравственно-патриотических чувств воспитанников ДОО
  • психолог. Мини проект по воспитанию патриотических чувств «Есть такая профессия - Родину защищать».
  • Мишкина Ольга Алексеевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию нравственно-патриотических чувств в средней группе 'Мой любимый край'
  • Емельянова Виктория Владимировна, Демьянова Татьяна Викторовна. Тематический досуг «Развитие патриотических чувств в профессии «Спасатель» через сюжетно-ролевую игру»
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Теоретические аспекты исследования зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Педагогические условия формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста
  • Чернышева Наталья Валериевна. Развитие духовно-нравственных и патриотических качеств детей дошкольного возраста через художественное слово. Кружок «Веселый язычок»
  • Парфенова Наталья Викторовна. Проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом как средство формирования чувства патриотизма и гражданственности с использованием ИКТ»
  • Мадеева Надежда Борисовна. Статья из опыта работы: «Опытно – поисковая работа по проблеме исследования влияния материнского воспитания на детей дошкольного возраста».
  • Грачева Наталья Анатольевна. Опыт работы по развитию художественно-эстетических чувств детей младшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией
  • Турчанова Наталья Михайловна. «Проектная деятельность как способ формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
  • Калмыкова Татьяна. «Формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»
  • Волошина Ирина Владимировна. «Проектная деятельность как средство формирования доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста».
  • Олейник Светлана Валерьевна. Мастер-класс «Моделирование сказочных историй с применением карт В.Я. Проппа как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь