Герк Е.В., Ишим, Российская Федерация
В современном обществе наблюдается утрата целостности, гражданственности, резкое расслоение общества, враждебность, обращенность только на себя, кардинальная смена ценностей.
В Федеральном государственном требовании проблема формирования патриотических чувств у старших дошкольников не осталась без особого внимания.
Содержание образовательной области "Социализация" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Формирование патриотических чувств применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется, как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы впервые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния — в языке народа, который усваивает ребенок в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Данная проблема не нашла должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с формированием патриотических чувств у детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так в работах Т.Н. Дороновой отчетливо прослеживается идея формирования патриотических чувств, но понятие «формирование патриотизма» не используется; в исследовании С.Н. Николаевой формирование патриотических чувств рассматривается в русле экологического воспитания; Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова, В. И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А Ноткина, O.JI. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева; JI. E. Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова предлагают одно из решений проблемы формирования патриотических чувств у детей-дошкольников через познание Родины-России.
В связи с этим у педагогов-практиков возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание формирования патриотических чувств, какими средствами следует его осуществлять и т.п.
Однако, несмотря на традиционное декларирование важности формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, эта проблема так и не стала приоритетной в реальной практике ДОУ.
В процессе исследования проблемы формирования патриотических чувств у старших дошкольников нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста и обращением воспитателей ДОУ к отдельным аспектам формирования патриотических чувств в ДОУ.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в поиске условий, обеспечивающих формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста может осуществляться более успешно при соблюдении следующих условий:
- разработка и проведение бесед, направленных на изучение истории и культуры родного города;
- включение детей в проектную деятельность по направлению «Ишим наша Малая Родина».
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:
- Изучить состояние проблемы формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе и на практике в ДОУ.
- Выявить сущность и специфику формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать и экспериментально проверить условия формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Методологическую основу и теоретическую базу исследования
составляют положения, подходы и концепции Т.Н. Антонова, С.А. Козловой, С.Е. Шукшиной, О.А. Артемоновой.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, статистические методы обработки полученных результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе АНО ДОУ детский сад № 2 «Звездочка» города Ишима. Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (сентябрь — ноябрь 2011г.) — изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.
Второй этап (декабрь 2011г. — март 2012г.) — проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка и экспериментальная проверка условий формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Третий этап (апрель-май 2012г.) — анализ эффективности курсовой работы.
Научная новизна исследования:
- Раскрыты сущность и особенности формирования патриотических чувств в период дошкольного детства.
- Разработаны критерии, показатели и уровни сформированности патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять результаты исследования в практике дошкольного образования; содержащиеся в работе практические материалы могут быть использованы педагогами ДОУ при определении содержания и педагогических условий формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста; предложенный диагностический инструментарий даст возможность определить уровень сформированности патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
В современных условиях, когда происходит глубочайшее изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становиться патриотическое воспитание.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Оно возникает в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется постепенно в ходе воспитания любви к ближнему, детскому саду, улице, городу, родной стране.
Исследование уровня сформированности любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе детского сада № 2 «Звездочка» города Ишима.
В эксперименте приняли участие дети подготовительной и старшей группы седьмого года жизни в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную (10 человек) и контрольную (10 человек).
Для решения поставленных задач опытно – экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этап.
Для выявления уровня сформированности любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста использовались следующие критерии: информационно-ценностный, эмоционально-ценностный, поведенческо – деятельностный.
Выше названные критерии позволили определить уровень сформированности любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что 45% детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем сформированности любви к родному городу. У этих детей не сформированы представления о родном городе: они не знают названия города, с неуверенностью выбирают герб города из предложенных. Отсутствует интерес к истории города. Эмоциональное отношение носит нейтральный характер (равнодушие, безразличие).
Детей со средним уровнем сформированности любви к родному город-55%. Представления детей старшего дошкольного возраста о своем городе не четкие, поверхностные. Способны с помощью педагога воспроизвести значительную часть этих знаний, но они недостаточно полны и конкретны, отрывочны, интерес к ним поддерживается взрослым, не всегда может применить знания о городе в различных видах деятельности.
Высокий уровень сформированности любви к родному городу — отсутствует.
С целью повышения уровня сформированности любви к родному городу нами был проведен формирующий этап эксперимента. В формирующем эксперименте участвовали 10 человек экспериментальной группы.
В процессе формирующего эксперимента мы попытались реализовать следующие условия: проведение бесед, направленных на изучение культуры и истории родного города; включение детей в проектную деятельность.
После формирующего эксперимента мы провели контрольный эксперимент, результаты которого показали значительное повышение уровня сформированности любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста у экспериментальной группы: высокий уровень составил – 70%, средний уровень – 30% и низкий уровень сформированности любви к родному городу составил – 0%.
Таким образом, выявленные и реализованные нами условия являются эффективными. Полученные результаты подтвердили гипотезу нашего исследования.
|