Подготовила: воспитатель 1КК Вирт Любовь Андреевна Павловск 2019 МБ ДОУ Павловский детский сад «Мозаика»
Актуальность проблем, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения
Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
По этому моей задачей, как педагога, стало:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране
- формирование бережного отношения к природе и всему живому
- воспитание уважения к труду
- развитие интереса к русским традициям и промыслам
- формирование элементарных знаний о правах человека
- расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту, а особое место я уделила художественному творчеству. Так как воспроизводя, какие — нибудь предметы или явления – в рисунках, в лепке ли или аппликации, фантазируя в сказках или изобретая книги, проигрывая ситуации, дети все больше узнают и закрепляют знания о нашей Родине, о людях живущих на нашей планете, о родной семье или родном городе.
Скачать конспект
В своей работе использовала различные технологии:
- игровые,
- информационные,
- коммуникативные,
- проблемные,
- развивающего обучения,
- консультативные,
- визуальные,
- проектные,
- ИКТ.
Понятие патриотизм — это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводятся. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Россия — родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям- к матери, отцу, бабушке, дедушке –это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Для этого с детьми были проведены циклы занятий: «Наша семья», «Мой папа» «Славим женщину –мать» и т. д, а все это было так же подкреплено в изобразительной деятельности, совместно с детьми рисовали, лепили, делали аппликации.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Были проведены беседы «Герои и патриоты нашей Родины», «Ничто не забыто», «Слава воинам России» и т.д. совместно с папами мы провели спортивный праздник ко Дню Защитников Отечества, для пап были приготовлены подарки детьми группы, а так же была изготовлена газета «Мой папа – солдат». Такая работа позволила детям закрепить знания о российских воинах, родах войск, воспитала уважение к воинам защитникам нашей родины.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно дети познакомились с детским садом, своей улицей, поселком, а затем и страной, ее столицей и символами. Формирование патриотических чувств стало проходить эффективнее, после установления тесной связи с семьями воспитанников. Я старалась подключить семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением. Всё это создало благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Задачей было— отобрать из массы впечатлении, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (дома, детского сада, края); труд людей; традиции; общественные события и т.п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес.
Любой край, область, даже небольшая деревня не повториммы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволил формировать у дошкольников представления о том, чем славен родной край, что родной поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Работая по данной теме я использовала в своей работе дидактический материал «Павловск – на дону» (история в фотографиях); книги: И. Ампилов «Страницы истории», В.А. Гуров «Город на Дону», Л.В. Крипер «Павловск – Визитная карточка»; брошюры: «Экскурсия по городу», «Павловск 1709-1989г.» (краткий очерк из истории).
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, а особенно близких людей, конкретные факты из жизни членов семьи (дедушек, прадедушек, бабушек и прабабушек. — участников В.О. В. их фронтовые и трудовые подвиги). Я старалась подобрать такой дидактический материал о войне, что бы детям были доступны такие понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Старалась подвести детей к пониманию, что российский народ победил, потому что люди очень любили свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших свою жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названии городов, улиц площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Основной формой работы являлись тематические недели, такие как «Россия» «Моя родина – Павловск», «Удивительный космос» и т.д.
Дети закрепили знания о Солнечной системе, о знаменитых людях покоривших космическое пространство. Были проведены циклы занятий и бесед «Путешествие к звездам», «Первооткрыватели космоса», рисовали рисунки про космос, Ракетодром.
Так как у детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость, поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме объединяя занятие в комплексные с использованием творчества у детей развивается внимание и длительность интереса. Такие занятия позволяют повышать познавательную активность, и эмоциональную атмосферу занятия
Результатом процесса самообразования являются пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
К концу старшей группы дети узнали, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и так далее. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов.
Мной были изучены книги:
Н.Ф. Виноградова «Наша Родина» Москва 1984г. В ней представлены произведения разных жанров, направленных на патриотическое воспитание.
А.Д. Жариков «Растите детей патриотами» Москва 1980г.
Е.И. Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» Москва 1995г.
Л.И. Беляева «Формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни у детей дошкольного возраста на материале Советской Армии» Москва 1977г.
Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Автор в своей книге представила систему работы по данной теме, охвачены все разделы (семья, детский сад, город и т.д.). использовать в работе данную книгу легко, так как материал распределен понедельно, материал постепенно усложняется, новый материал строится на закреплении пройденного.
Е.К. Ривина «Государственная символика России» В пособии представлены конспекты познавательных бесед, сценарии досуговых мероприятий, в которых раскрываются нравственное значение. История и функции государственных символов России. Фрагменты данных конспектов можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Данная книга хороша для повышения уровня знаний педагогов.
Р.И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» (Патриотическое воспитание) Москва 2007г. Данная книга удобна в работе с детьми тем, что все конспекты систематизированы в соответствии с базовыми программами детских садов. Автор предлагает нам дополнительный материал, который можно использовать для составления собственных занятий.
Л.В. Логинова «Что может герб нам рассказать» Москва 2006г. Автор предлагает нам нетрадиционные формы работы с детьми, родителями. Цветные вклейки, игровой материал позволяет существенно расширить знания детей о родной стране. Данную книгу рекомендуется использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Л.А. Кодрикинский «С чего начинается Родина?» Москва 2005г. (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ). Сборник имеет практическую направленность и удобен в использовании, т.к. содержит планирование, конспекты занятий и развлечений по теме «Мой дом – моя семья», «Русская народная культура», «Столица нашей Родины Москва», «Земля – наш общий дом», «Защитники Отечества». Хорошо то, что материал составлен педагогами, которые так же ищут способ как лучше воспитать патриотические чувства у детей.
Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников) Москва 2007г.
Заключение:
В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.
Анализ результатов патриотического воспитания детей дошкольного возраста показывает:
- Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
- У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
- Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
- Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.
Задачи на следующий год:
- 1. Продолжить работу по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (согласно возрастной группе);
- 2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
- 3. Изучить новинки методической литературы;
- 4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.
5. Продолжать способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
|