В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Сегодня ведущим принципом воспитания считаю воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции, основной целью которого является укрепление преемственности поколений. На мой взгляд главное – забота о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем.
Формирование патриотизма крайне затруднено в отрыве от контакта с семьей, без сохранения исторической и духовно-эмоциональной преемственности поколений. Влияние семьи огромно, без нее работа по воспитанию подлинного гражданина и патриота не даст должных результатов. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции.
Основные задачи патриотического воспитания:
? воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
? развитие интереса к русским традициям и промыслам;
? формирование элементарных знаний о правах и обязанностях человека и гражданина;
? знакомство с государственной символикой России;
? расширение представлений о городах и регионах России;
? формирование чувства ответственности и гордости за достижения нашей страны;
? формирование уважения к другим народам и их культуре.
При организации работы по патриотическому воспитанию целесообразно использовать разнообразные педагогические средства: иллюстративные материалы, художественная литература, музыкальные произведения и предметы народно-прикладного искусства, видеофильмы, слайды, компьютерные презентации. При отборе произведений руководствуюсь общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность. Необходимо побуждать детей к творческой деятельности, чтобы их знания и впечатления находили отражение в играх, рисовании, лепке, аппликации, чтении стихов, рассматривании книг, пении, сочинении рассказов. Подобный подход способствует не только воспитанию у дошкольника патриотических чувств, становлению у него основ гражданственности, но и формированию его взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Проводились мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию: выставки рисунков «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Моя Родина»; рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта; экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников; экскурсия по городу на «автобусе» (по фотографиям и иллюстрациям); прослушивание песен о родном городе (крае, области); изготовление альбома «Природа моего края»; беседа о символике России, объяснение значения пословиц о Родине и многое другое.
Отдельным направлением нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения является военно-патриотическое воспитание. Работу по данному направлению организую как интеграцию различных видов деятельности. Это встречи, экскурсии, изучение традиций воинской доблести и славы России, истории и героического прошлого родного края. По традиции в День Защитника Отечества проходят встречи с военнослужащими железнодорожной части 61207:
? Акция «Посылка солдату» - традиция нашего детского сада
? «Русские богатыри» - ежегодное мероприятие, которое повышает роль отцовства.
Центральным стержневым моментом, оказывающим наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств, является праздник, посвященный Дню Победы.
В процессе своей работы предпочтение отдаю таким технологиям как: технология музейной педагогики; проектная технология. На базе детского сада функционирует мини-музей «Мир старины». Это название отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! Можно самому переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Наш мини-музей – результат общения, совместной работы педагога, детей и их семей (выставка «Мы – наследники Победы»).
Выставка «Русская изба» - это постоянно действующая экспозиция. Здесь представлены предметы быта, старинная утварь, мебель. Это самая обширная выставка.
В течение года готовятся вместе с детьми и родителями, и выставляются экспозиции: «Умелые руки наших бабушек», «Ретро - елка», «Две Олимпиады», «Книжкин дом», «Русские народные сказки», «Наша Родина - Россия», «Путешествие в прошлое» и т.д.
Традиционно проводятся праздники: «Масленица», «Праздник русской березки», «Ярмарка», «Колядки», в которых, наряду с детьми, активно участвуют родители. В саду пошита коллекция народных костюмов как для взрослых, так и для детей.
Технология музейной педагогики работает не одна, а совместно с проектной деятельностью в комплексе с тематическими мероприятиями. В рамках этой деятельности проводила проекты «Наряды Поволжья», «Игры народов Поволжья», «Любимый город». Налажена тесная связь с филиалом библиотеки №15, где проводила тематические мероприятия и выставки. Вместе с родителями изготовила куклы народов Поволжья. Дети с удовольствием играют в игры народов Поволжья.
Одной из главных задач, которые ставлю перед собой, является показать детям, чем славен наш родной город. Знакомлю детей с историей, традициями, достопримечательностями, с памятниками архитектуры Сызрани. Итогом проекта «Старинная Сызрань» стал праздник «Путешествие в старинную Сызрань».
Уголок в группе по нравственно-патриотическому воспитанию.
Там, где сладко пахнет смородиной,
Там, где дом и родная семья –
Это все называется Родина,
Дорогая, родная земля!
Даже солнце здесь светит теплее,
И ромашки красивей цветут.
И горжусь я землею своею –
Здесь хорошие люди живут…
|