Статья на тему: «Приобщение детей к народной культуре и формирование у них патриотических чувств»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение детский сад №92 комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга
Воспитатель: Адеева Ирина Мелетиевна Санкт-Петербург 2017 год
В настоящее время вопрос о патриотическом воспитании и развитие культуры у подрастающего поколения стал особо актуален, который требует поиска оптимальных и эффективных путей их решения.
Изучение народной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной педагогики. Для развития личности ребенка необходимо сформировать разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомиться с произведениями искусства, приобрести определенные знания о предметах и явлениях, овладеть определенными навыками и умениями.
Приобщать детей к народной культуре необходимо начинать с раннего детства. Этому во многом может способствовать народное творчество, которое отображает не только характер русской души, но и учит жить, верить, творить добро, почитать и оберегать красоту окружающего мира, любить людей, любить и дорожить своими родителями и своей Родиной.
На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, стараются усваивоить эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, дошкольники получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно — прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Народная культура — это дорожка, которая поможет ребенку путешествовать от прошлого, через настоящее, в будущее. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них собраны накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений и животных. К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Только прабабушки и бабушки в деревнях помнят, какими словами приманить весну, как зайти в новый дом. Необходимо знакомить детей с яркой фантазией народа в красочных образах с календарно-обрядовыми праздниками, связанными с проводами зимы, прилетом птиц и таянием снега, расцветом земли, началом лета, с посевом и уборкой хлеба. Через развлечения и праздники дети, вступая в фольклорный мир, составляют первое впечатление о его законах и явлениях, обычаях и обрядах.
Рассказывая детям о народном празднике, проводить совместно семьей досуг, в котором участвуют персонажи народных сказок, проводятся народные игры, исполняются песни и хороводы. Эмоциональность восприятия праздничного материала усиливается благодаря активному участию взрослых. Родители могут спеть песню, прочитать рассказ, сказку или стихотворение. Для каждого ребёнка должна найтись, пусть незначительная, маленькая, но определённая роль в сценарии праздника, с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Всегда памятны для детей любого возраста веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы в России, празднование масленицы.
Масленица – один из древних народных праздников, который не закреплён конкретным календарным числом. Для славян Масленица была и встречей Нового года, т.к. на Руси (до ХIV века) год начинался с марта.
Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела застывшую кровь, схватила за руки и пустилась в пляс.
С веселыми частушками, хороводами и русскими народными песнями встречали Масленицу в нашем детском саду. Создать атмосферу поистине народного гуляния помогли несложные аксессуары. Детям повязали расписные шали и украсили баранками, от чего они пришли в неописуемый восторг. Масленичные гуляния получилась очень веселыми с участием красавицы Весны, скоморохами и неотразимым сказочным персонажем Бабой Ягой, которая под звуки русской музыки устроила для всех ребят соревнования.
Кульминацией праздника стало долгожданное сжигание соломенного чучела. При этом дошкольникам рассказали, что на Руси наши предки наряжали соломенное чучело в традиционную мужскую одежду: кафтан, лапти и шапку.
Благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы дети и взрослые стали более открытыми для общения, что способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей и вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению с прекрасным, формируя культурные интересы.
Такие народные праздники являются ненавязчивой формой приобщения детей к народному творчеству, создают условия благоприятные для формирования гражданско-патриотических чувств, любви к Родине.
|