Захарова Людмила Валерьевна, Ступникова Екатерина Валерьевна, Данилова Наталья Викторовна. Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной л

Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой

Авторы:

  • Захарова Людмила Валерьевна
  • Ступникова Екатерина Валерьевна
  • Данилова Наталья Викторовна

Воспитатели МБДОУ детский сад № 152 г. Пензы «Виктория», Пензенская область

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения – одна из наиболее острых проблем современности. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений.

 

скачать конспект

Особую значимость это направление в работе образовательных учреждений приобрело сегодня. По мнению С.Е. Матушкина, патриотическое воспитание детей приобретает особую актуальность «в связи с расширением и углублением процессов интернационализации, межгосударственной, региональной и планетарной интеграции, глобализации, попытками поставить под вопрос роль и значение государственного суверенитета».

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Поэтому очень важно в этот период привить детям чувство любви к родному городу и привязанности к природным ценностям родного края, к Родине, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Одним из важных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста признана художественная литература. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинского, «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих людей. У них формируется гуманные чувства, способность проявлять участие, доброту, различать несправедливость. Это основа, на которой развиваются патриотические чувства.

Нами был разработан индивидуальный план занятий по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста, направленных на развитие патриотических чувств. План представлен в таблице.

№ п/п Тема раздела Тема занятия

  1. Знакомство с литературными жанрами Знакомство с литературным жанром «Сказка»
  2. Знакомство с литературным жанром «Стихотворение»
  3. Знакомство с литературным жанром «Басня»
  4. Знакомство с художественными произведениями о Родине Интегрированное занятие «С чего начинается Родина»
  5. Интегрированное занятие «Моя Родина – Россия»
  6. Интегрированное занятие «Моя малая Родина»
  7. Знакомство с детскими авторами художественной литературы Знакомство с творчеством К.И. Чуковского
  8. Знакомство с творчеством С.Я. Маршака
  9. Знакомство с творчеством А.С. Пушкина

Раздел «Знакомство с литературными жанрами» включает в себя 3 занятия: знакомство с жанрами «Сказка», «Стихотворение», «Басня». Цель данных занятий – знакомство с жанровыми особенностями произведений. На занятиях педагог учит детей определять жанр произведений; побуждает рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа; помогает детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения; учит детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста; помогает выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.

В раздел «Знакомство с художественными произведениями о Родине» входят следующие занятия: «С чего начинается Родина», «Моя Родина – Россия», «Моя малая Родина». Основными задачами этих занятий является знакомство с родной страной, родным городом; развитие патриотических чувств у старших дошкольников.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка должны сложиться и первые представления о писателях родной страны. Поэтому, в свою работу мы включили раздел «Знакомство с детскими авторами художественной литературы». Раздел включает в себя три занятия: знакомство с творчеством К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.С. Пушкина. Знакомя детей с новым произведением уже известного им автора, педагог часто называет его имя, вспоминает о книгах, прочитанных ранее, в доступной форме кратко излагает биографию с использованием портрета, фотографий, выставки книг, иллюстраций. Результатом закрепления и обобщения знаний детей об авторах является проведение литературных викторин, игр.

Приведем содержание занятия на тему: «Моя малая Родина», так как оно, на наш взгляд, самое показательное.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе ДОУ

«Моя малая Родина»

Интеграция: чтение художественной литературы, музыка, познание, коммуникация, социализация.

Цель: познакомить детей с историей, символикой, достопримечательностями города Пензы.

Задачи:

  1. Расширить представления детей о родном городе.
  2. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города.
  3. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее.

Предварительная работа: экскурсия по городу; рассматривание фотографий с видом города; разучивание стихотворений о Пензе.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование (экран, проектор, ноутбук), мультимедийная презентация «Мой город Пенза», фотографии с видами города, выставка книг с произведениями о Пензе; аудиозаписи песен.

Ход занятия

Звучит аудиозапись «Гимн Российской Федерации».

Воспитатель:

- Ребята, что мы сейчас прослушали? (ответы детей)

- Россия – это страна, в которой мы живем, наша Родина.

- В нашей стране есть много разных городов.

- Как называется город, в котором живем мы с вами? (ответы детей)

- Пенза – это наша малая Родина. О ней мы сегодня и поговорим.

Воспитатель читает стихотворение.

Малая Родина –

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья –

Ласковая малая

Родина моя!

- Что вы знаете о Пензе? (ответы детей)

- У нашего города тоже есть гимн. Послушаем его.

Звучит аудиозапись «Гимн Пензенской области».

- Понравился вам гимн Пензенской области?

- Слова написаны пензенской поэтессой Ксенией Сурской, музыку написал министр культуры Пензенской области Виктор Огарёв.

- Посмотрите на экран. Что на нем изображено? (флаг и герб России)

- А рядом? Предположите. (флаг и герб Пензенской области)

Герб Пензенской области представляет собой изображение на зеленом геральдическом щите трех золотых снопов, перевитых червлеными лентами, один подле другого. Щит увенчан золотой российской Императорской короной и окружен лентой ордена Ленина.

Флаг Пензенской области представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из одной вертикальной зеленого (травяного) цвета и одной горизонтальной желтого (золотого) цвета полос. По центру желтой (золотой) полосы с небольшим смещением вверх и влево к древку флага располагается символическое изображение Спаса Нерукотворного.

Воспитатель:

- Ребята, а когда же образовался наш город? (ответы детей)

- Город Пенза образовался в 1663 году. В мае 1663 года в Пензу по приказу царя прибыл архитектор Ю.Е. Контранский. Под его руководством было начато строительство города-крепости.

- Скажите, на какой реке стоит город Пенза? (ответы детей)

Воспитатель читает стихотворение.

Здесь над сурской волной

Вырос город родной,

И людьми

И делами красивый.

Здесь мы все рождены,

В середине страны,

Возле самого сердца России.

- В нашем городе очень много красивых мест.

- Какие достопримечательности Пензы вам известны? (ответы детей)

- Поиграем в игру «Собери достопримечательности».

Дети делятся на группы.

- На экране вы увидите достопримечательности нашего города: музеи, памятники, театры и другое. На ваших столах есть разрезанные картинки с изображением этих достопримечательностей. Вам нужно, глядя на экран, собрать картинку.

Достопримечательности: Памятник «Первопоселенец», Пензенский зоопарк, ЦПКиО им. В.Г. Белинского, Монумент воинской и трудовой славы, Пензенский драматический театр, Монумент «Росток», Монумент «Глобус», часы «Кукушка», «Тарханы», Краеведческий музей, Пензенская областная филармония.

Изображение достопримечательностей появляются на экране поочередно. Дети собирают картинки. Воспитатель проверяет работы детей, дает краткую характеристику каждой достопримечательности.

Дети читают стихотворения.

1. Пенза, город мой родной,

Очарован я тобой,

Красотой лугов, полей,

Рощ тенистых и аллей.

2. Большое количество наших земляков

На протяжении веков

На благо Родины работали,

Чтоб ими мы всегда гордились!

3. Любимый город на Суре!

Великолепен ты и дорог мне.

Хоть много в мире городов и государств,

Но сердце только Пензе я отдам!

Звучит аудиозапись «А над Пензою такая неба синь».

На экране идет показ красивых мест города.

- Скажите, а кто делает наш город таким красивым? (ответы детей)

- Какие профессии людей трудятся над красотой города? (ответы детей)

- А мы с вами можем сделать город красивее? Как? (ответы детей)

- Сейчас мы поиграем в игру «Да-нет». Для этого я прошу вас встать в круг (Дети встают в круг).

- Я буду задавать вам вопросы. Если ваш ответ «да», то хлопайте в ладоши, если ваш ответ «нет», то топайте ногами. Договорились?

Вопросы:

  1. Вы любите свой город?
  2. Вам нравится гулять по улицам города?
  3. Вы бросаете мусор на улице?
  4. Вы ломаете ветки деревьев?
  5. Нужно следить за чистотой города?
  6. В городе нужно сажать деревья?
  7. Хотите что-нибудь пожелать нашему городу?

Воспитатель читает стихотворение.

Как будто снег, листок бумаги белой,

Подберу поярче я слова.

Славься, Пенза — доля России целой,

Как душа, ты вечно будь жива!

С площадями, скверами, Сурою,

Подставляй ветрам столетья грудь.

Имеет возможность, грусть в чертах твоих открою,

Только равнодушной ты не будь!

Пусть мечтание твой образ окрыляет.

Донесётся в ночь из тишины,

Быстрый поезд имя повторяет:

-Пенза, Пенза-

Станция страны!..

- Итак, мы сегодня с вами поговорили о нашей малой Родине.

- Как называется наша малая Родина?

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

- Любите и берегите свой город!

Просмотров: 606
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Шведова Лариса Валерьевна. «МОЙ ГОРОД — МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
  • Елена Алексеевна Родина. Презентация по образовательной области «Чтение художественной литературы» Тема: «Приобщение детей к книжке»
  • Алешина Наталья Викторовна. Презентация 'Моя малая Родина город НАРО-ФОМИНСК'
  • Новикова Наталья Васильевна. Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта 'Моя малая родина-военный городок'
  • Скотникова Татьяна Викторовна. Статья «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством С.Я. Маршака»
  • Белишева Наталья Васильевна. Конспект образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» 'Большая и малая Родина' с использованием ИКТ (старший дошкольный возраст)
  • Хохуля Татьяна Константиновна. Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста тема «Моя родина: малая и большая»
  • Волошенко Евгения Сергеевна. Музыкально – спортивный праздник «Моя малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста.
  • Нестеренко Наталья Игоревна. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с произведениями композиторов – классиков.
  • Татьяна Алексеевна Красильникова. Знакомство с историей Санкт-Петербурга. Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками старшего возраста. 'Город, воспетый поэтами'
  • Селиверстова Екатерина Анатольевна. Тематическое занятие для детей старшего возраста «С чего начинается Родина»
  • Захарова Татьяна Николаевна. Игра-викторина для детей старшей группы на тему 'Наша Родина — Россия'
  • Валяева Наталья. Презентация «Наша малая родина — Архангельск»
  • Бражицкая Анна Антоновна. Конспект занятия подготовительной группы по ознакомлению с родным краем на тему «Моя малая родина - Тольятти».
  • Григорьевская Елена Валерьевна. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ по теме «Знакомство с улицей»
  • Черакшева Галина Павловна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в разновозрастной группе. Тема 'Моя малая Родина'
  • Егорова Наталья Степановна. Конспект НОД по музыкальному развитию на тему: «Знакомство детей подготовительной группы с творчеством композитора Д. Д. Шостаковича»
  • Киселева Елена Ивановна. НОД в младшей группе в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольника «Моя малая Родина»
  • Воронцова Жанна Валерьевна. Занятие для детей подготовительной к школе группе по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» Тема: «Путешествие в Изумрудный город»
  • Сердцева Ирина Юрьевна. Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Улицы родного города: путешествие на улицу Ленина»
  • Елена Павловна Шевченко. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. 'Моя малая Родина'
  • Федотова Анна Николаевна. Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (раздел ФЭМП) «Знакомство с множеством» в старшей группе
  • Ростокина Евгения Сергеевна. Конспект занятия с использованием ИКТ «Нижний Новгород. Знакомство с родным городом» Для детей 5 – 7 лет
  • Сергеева Юлия Вячеславовна. Конспект занятия в старшей группе (5 – 6 лет) «Моя малая Родина — Оренбург»
  • Непомнящая Наталья Владимировна. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через туристско-краеведческую деятельность. «С чего начинается Родина?» …
  • Яугела Наталья Николаевна. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми подготовительной группе по теме: «Город, в котором мы живем» (День города — Санкт-Петербурга)
  • Медведева Александра Викторовна. Проект для детей старшего дошкольного возраста: «Знакомство детей с трудом шахтеров-металлургов».
  • Кириченко Татьяна Александровна. Досуг для детей старшей группы: «Знакомство детей с лекарственными растениями нашего края»
  • Майорова Ольга Владимировна. Конспект занятия по «Программе предшкольного образования» Тема: «Знакомство детей дошкольного возраста со свойствами пластмассы»
  • Абрамова Наталья Сергеевна. Интегрированное занятие для детей старшей группы (5 – 6 лет) «Знакомство с нанайской сказкой «Айога»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь