Программное содержание. Продолжать расширять и систематизировать знания о родном городе в прошлом, настоящем и будущем. Учить выявлять и разрешать проблемные ситуации. Использовать ТРИЗ при ознакомлении с окружающим в развитии речи детей. Развивать диалогическую и монологическую речь, учить отстаивать свою точку зрения. Обогащать активный словарь. Воспитывать интерес и любовь к родному городу, бережное отношение к природе и всему окружающему.
Методические приемы:
- словесные – беседы, вопросы, объяснения, указания.
- наглядные — иллюстрации города Тольятти.
Оборудование: иллюстрации, системный экран-оператор «Волшебный экран».
Предварительная работы: знакомство с достопримечательностями города, беседа о символике, о культурных центрах города Тольятти, чтение и разучивание стихов, пословиц, экскурсии в краеведческий музей.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает игру «Теремок».
- У меня «Теремок». Он волшебный. В нем могут жить только те дети, которые знают стихи о городе Тольятти.
Дети читают стихи, 3-5 человек.
Воспитатель:
- Мне понравились ваши стихи, они хорошие. Вы, наверное, уже догадались, что мы сегодня будем говорить о нашем городе Тольятти. И поможет нам этот «волшебный экран». С помощью него мы сможем отправиться в путешествие.
- Если мы рассмотрим что-то.
- Что мы будем рассматривать? п/о г.Тольятти (выставляется фотография города).
- для чего нам нужен город? п/о чтоб жить и учиться, чтобы работать, получить образование, профессию, заниматься спортом, любоваться памятниками и т.д.
- Чего много у нас в городе?
Воспитатель предлагает игру «Хорошо-плохо».
п/о фонтаны, пишем на экране букву Ф.
Хорошо: красиво, рядом с фонтанами прохладно, можно намочить ручки, освежить лицо; плохо: часто не работают, особенно когда очень жарко; их не ремонтируют.
П/о машины, пишем букву М.
Хорошо: можно быстро доехать до нужного места: работы, дачи, места отдыха; плохо: выхлопы, загрязнение воздуха.
П/о здании, пишем букву З.
Хорошо: строится много красивых зданий, плохо: есть еще старые.
п/о: зелень, пишем букву З.
Хорошо: много зелени, дает тень, свежий воздух, кислород; плохо: погибают старые деревья, их никто не убирает.
п/о: памятники, пишем букву П.
Хорошо: люди помнят прошлое, плохо: сносят, разрушают.
П/о: улицы, пишем букву У.
Хорошо: новые улицы; плохо: на улицах много мусора.
- Ну что, продолжим дальше.
- Это что-то часть чего-то.
Город Тольятти считается частью какой страны?
П/о России. Россия большая красивая страна. Главный город Москва. Президент Владимир Путин. Здесь живут люди разных национальностей: русские, татары, украинцы, белорусы и т.д. В России много лесов, полей, степей, рек, озер… Она богата полезными ископаемыми. У нас добывают уголь, нефть, золото. Народные умельцы делают красивые изделия из глины, кожи, дерева.
- Молодцы. Все сказали верно. А сейчас мы с вами отдохнем.
Физминутка.
- Молодцы ребята.
- Скажите, этот город всегда носил название Тольятти?
п/о нет, Ставрополь на Волге.
- Кто основал его? П/о Василий Татищев.
- Правильно, название «Ставрополь на Волге» переводится как «город Святого Креста». Вначале была построена крепость, а уже позже стали строить дома, магазины, церкви, театры.
- Какой материал использовали в те времена люди для строительства?
П/о глина, песок, камни, деревья.
- Это что-то часть чего-то.
- часть чего был город Ставрополь на Волге?
П/о частью Самарской губернии.
- А сейчас, ребята, так как мы будем говорить о будущем, я предлагаю вам сесть на эти волшебные подушки, подумать и сказать:
- Подумайте и скажите, как вы думаете каким наш город будем в будущем?
П/о:
- красивые высокие здания будут круглыми и будут кружиться
- работать будут только роботы
- машины будут ездить с помощью солнечных батарей
- люди будут здоровыми и не будет больниц
-будет метро и люди смогут летать в космос и т.д.
- Как вы думаете, какой материал люди будут использовать в будущем?
П/о металл, пластмасса, стекло, пластик т.д.
- Это что-то часть чего-то.
- Мы сказали, что все люди в будущем без проблем смогут летать в космос, к красным планетам. Так частью чего будет наш город в будущем?
П/о частью нашей планеты Земля.
-Подойдите ко мне, пожалуйста, сделаем круг, возьмемся за руки. Мы сегодня много говорили о нашем городе. Давайте еще раз скажем все добрые слова о нем.
П/о красивый, современный, величественный, большой, главный, зеленый, знаменитый и т.д.
- Так в каком городе мы живем? П/о в Тольятти.
- Как нас можно назвать? П/о мы тольяттинцы и это звучит гордо.
- А сейчас я вам предлагаю нарисовать каким наш город будет в будущем.
|