«Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку наши отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов...
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина».
К. Д. Ушинский «Наше отечество»
Знакомство с большой Родиной – Россией – является основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Сведения и понятия о родине дети усваивают, начиная с младшего возраста и к старшему возрасту диапазон знаний расширяется. К концу дошкольного возраста дошкольник должен иметь представления о родной стране, ее традициях и истории, знать государственные символы, некоторые государственные и народные праздники, народы, проживающие на территории нашей страны…
Скачать конспект
Помочь дошкольникам усвоить знания поможет игра. Предлагаю вам вместе с детьми «поиграть», в путешествие по нашей стране России…
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «С чего начинается Родина?» с использованием ИКТ
Программные задачи:
- Углублять и уточнять представления о Родине — России, и ее истории.
- Закреплять знания детей о символике государства, о том, что Россия — огромная, многонациональная страна.
- Уточнять знания о государственных праздниках.
- Развивать память, коммуникативные навыки.
- Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.
- Воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства.
Материалы:
Презентация, указка, мяч, материалы для дидактических игр, 3 стола, ковер.
Предварительная работа:
Беседы о России и российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание карт, фотографий и иллюстраций.
ХОД ООД.
Дети входят. Звучит музыка.
Воспитатель: ребята, прислушайтесь, о чем поется в этой песне? Ответы детей…
Воспитатель: Давайте, вспомним, что такое Родина? А чего начинается Родина? Ответы детей…
Воспитатель: У всех людей есть еще самое дорогое — это родная страна. Как называется наша родная страна? Ответы детей…
Воспитатель: А мы с вами люди, живущие в России, мы, кто? Ответы детей…
Воспитатель. А хотите, ребята, еще больше узнать о России? Ответы детей…
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие, на волшебном транспорте. Догадались, что же это за транспорт? Это же ковер самолет. Мы будем путешествовать по разным точкам, нашего маршрута.
Но сначала скажите мне, кто самый главный на любой экскурсии? Ответы детей…
Воспитатель: Без экскурсовода нам будет скучно и не интересно, поэтому сегодня мне будете помогать вы ребята.
- Но прежде чем отправиться в путешествие немного разомнемся.
Игра с мячом
Я буду вам бросать мяч и называть начало пословицы, а вы должны ее закончить и вернуть мяч мне.
Родной край — (сердцу рай).
Нет в мире краше (Родины нашей).
Человек без Родины, (что соловей без песни).
На чужой стороне (Родина милее вдвойне).
Родину-мать (учись защищать).
Если дружба велика, (будет Родина крепка).
Жить — (Родине служить).
Береги Родину, (как зеницу ока).
Родная земля (и в горсти мила).
Воспитатель: Ну что же к путешествию мы готовы. Усаживаемся поудобнее, мы отправляемся.
Воспитатель.
Первая остановка называется «Географическая». Ребята, кто желает сегодня быть экскурсоводом на этой остановке?
- Экскурсию на этой остановке нам проведут …, а все остальные будут туристами.
О чем можно рассказать экскурсоводу на этой остановке:
Скажите, пожалуйста, где мы с вами можем увидеть всю нашу необъятную страну?
Посмотрите, на карту. Наша страна располагается на материке Евразия.
Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. В России не одна тысяча городов, их очень много, а самые крупные из них: Москва, Санкт-Петербург.
- Реки России большие и полноводные. И одна из них — это наша река … Волга.
Ребята, самое глубокое озеро находится в России и называется Байкал.
Населяют Россию люди разных национальностей.
Воспитатель: Мы предлагаем вам сделать привал и поиграть в игру, в ходе которой мы вспомним, какие народы проживают на территории нашей страны. Я буду бросать вам мяч, а вы будете бросать мне мяч обратно и называть народы разных национальностей, живущих в нашей стране.
Игра с мячом
Воспитатель бросает мяч, а ребенок ловит его и дает ответ.
Воспитатель: Молодцы, а нам пора снова в путь, занимайте свои места. Наш ковер самолет отправляется (звук ветра).
Вторая остановка называется «Историческая». Экскурсию здесь проведут …
О чем можно рассказать экскурсоводу на этой остановке:
Давайте посмотрим на карту (показывает) и узнаем, откуда пошла земля Русская. В далекие времена, когда и книг – то никаких не было, а история передавалась от отца к сыну, а от сына к его детям, обосновались славяне вдоль могучей реки Днепр (показать на карте). Сытно, привольно, свободно и радостно, жилось нашим предкам.
Много воды утекло с тех пор, как впервые вступили на землю, что называлась Русью, наши с вами предки. А вы знаете, как они тогда назывались? Ответы детей…
- Посмотрите, ребята, какие они нарядные, в какие одежды они одеты.
На голове женщины носили головной убор, который называется кокошник. Кокошники носили замужние женщины, а девушки — венки, ленточки и повязки.
Раньше основными частями женского костюма были рубаха и сарафан.
Рубаха — из белого полотна украшена вышивкой. Сарафан — красный, голубой, жёлтый, коричневый.
- Основными частями мужского костюма были — косоворотка, порты, онучи, лапти. Косоворотка — она длинная. Рукава длинные и широкие. И не закатав рукава работать было невозможно. Рубаху подпоясывали опояском (у богатых опояски — широкие, украшены бисером, мехом; у бедных — узкие).
Вниз костюма одевали брюки, они назывались порты. На ноги наматывали онучи и обували лапти.
Воспитатель: Мы отправляемся дальше, занимайте свои места (звук ветра).
Следующая остановка «Праздничная»
Воспитатель: В нашей стране есть главные праздники, которые отмечают все граждане России. А вы знаете эти праздники? Ответы детей…
Воспитатель: Тогда я предлагаю загадать друг другу загадки.
1. Дед Мороз принес подарки,
Их под елочку кладет.
Наступил веселый, яркий,
Лучший праздник… (Новый год).
2. Чтоб на всей большой Земле
Мир настал для человечества,
Отмечаем в феврале День… (Защитника Отечества).
3. В этот светлый день весны
Дарят женщинам цветы.
А в садах и школах детки
Мамам мастерят поделки! (Восьмое марта).
4. Музыка, флаги, шары и цветы,
Столько весенней вокруг красоты!
Первого мая отметим всегда
Радостный праздник… (Весны и труда).
5. Идет парад, гремит салют,
Звучит оркестр там и тут,
Не только прадеды и деды
Встречают славный… (День Победы)
6. 12 июня мы отмечаем день Рождения России.
Воспитатель: Назовите государственные праздники, которые мы еще не назвали. Ответы детей…
Воспитатель: Русский народ встречал не только государственные, но и народные праздники, такие как: Рождество, Крещение, Масленица, Пасха. Отмечали их весело и дружно, с песнями, плясками и играми.
Воспитатель: А мы снова отправляемся в путь (звук ветра).
Воспитатель: Следующая остановка «Государственная». Экскурсию по ней проведут…
О чем можно рассказать экскурсоводу на этой остановке:
- Скажите, пожалуйста, как называется столица нашей Родины? Ответы детей…
Посмотрите на карту, где она находится? (показать).
В Москве в столице нашей Родины работают правительство Российской Федерации и наш президент.
Президентом нашей страны является...?
Ответы детей…
Воспитатель: Он управляет нашим государством. Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные знаки, государственные символы. У России тоже есть государственные символы.
Воспитатель: Назовите государственные символы России.
Ответы детей…
Воспитатель: Предлагаем вам сделать привал и немного поиграть.
Дидактическая игра «Узнай наш флаг»
— Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)
- Какие цвета присутствуют во флаге России?
Ответы детей…
Воспитатель:
Белый цвет — березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска —
Солнечный рассвет
Воспитатель: А сейчас я готова раскрыть вам свой секрет, о котором говорила в группе. Как вы думаете, почему я сегодня прикрепила вам ленточки разного цвета, что они символизируют?
Ответы детей…
Воспитатель: Это цвета флага России.
Молодцы, предлагаю поиграть в игру. Вам нужно из частей собрать полное изображение.
Дидактическая игра «Собери герб» (Дети собирают паззлы).
Воспитатель: Что получилось?
Ответы детей…
Воспитатель: Что изображено на нашем гербе?
Ответы детей…
Воспитатель: Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе держава (государство). — Кто изображён на щите? — Как зовут всадника?
Ответы детей…
Воспитатель: Георгий Победоносец издавна он почитался на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества!
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он — России дух свободный.
Воспитатель: А что же такое гимн?
Ответы детей…
Воспитатель: Правильно! У каждой страны свой гимн.
Сейчас мы послушаем гимн России.
(Прослушивание отрывка гимна.)
Итог занятия:
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, нам пора в детский сад. (Возвращаемся в детский сад, звук ветра)
-Чему посвящено было сегодня наше путешествие? Ответы детей…
Какая станция показалась для вас самой интересной? Ответы детей…
Чья экскурсия вам больше запомнилась? Ответы детей…
Кто, из экскурсоводов точнее и интереснее рассказал о России? Ответы детей…
Что бы вы рассказали о России своим друзьям или родителям? Ответы детей…
Воспитатель: Еще раз хочу отметить, что страна – это большая дружная семья, которая отличается от других стран своим народом, традициями и обычаями.
Хочу закончить наше путешествие пословицей «Русский человек без Родины не живет». Родина – это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране.
Игры-путешествия очень нравятся детям, вызывают у них неподдельный устойчивый интерес. Они не только развлекают их, но и позволяют активизировать имеющиеся у детей знания, закрепить их.
Хочу также представить вам дидактические игры, которые я использовала на образовательной деятельности.
Дидактическая игра «Узнай флаг России»
Цель: закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран.
Ход игры
На наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг и назвать местоположение на наборном полотне.
Дидактическая игра «Собери Герб России»
Цель: Закреплять знания детей о гербе и его значении. Развивать связную речь ребёнка, грамматический строй речи, активизировать словарный запас. Развивать мелкую моторику руки. Воспитывать патриотические чувства: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей Родине;
Ход игры:
- Соберите герб Российской Федерации из частей.
- Опишите герб России и расскажите, что он обозначает.
Можно также использовать следующую дидактическую игру:
Дидактическая игра «Подбери кусочек костюма»
Цель: Формировать представления детей о народных костюмах различных народов России. Развивать умение сравнивать карточки между собой, быстро ориентироваться в подборе фрагмента к изображению. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление.
Игровое задание: Первым подобрать фрагмент костюма правильно.
Правила игры: Детям предлагаются отдельные изображения фрагментов костюма и полное его изображение, перемешанных в произвольном порядке. Дети подбирают пары и дают названия национальности.
|