Рачева Елена Николаевна Патрушева Наталья Михайловна Бернгардт Виктория Валерьевна. Профориентационный проект «Виртуальные экскурсоводы сейчас, DIGITAL — комментаторы в будущем»

Профориентационный проект «Виртуальные экскурсоводы сейчас, DIGITAL — комментаторы в будущем»

Паспорт проекта:

Составители проекта Педагогический коллектив детского сада

Цель:

  • Создание условий в дошкольном учреждении направленных на раннюю профориентацию дошкольников в мире творческих профессий средствами познавательной и коммуникативной деятельности через организацию предметно – игровой, социокультурной среды.

Задачи

  1. Организовать в образовательном пространстве ДОУ, в условиях реализации ФГОС ДО, предметно-игровую среду адекватную возрастным особенностям и современным требованиям (к её содержанию; материально-техническому, организационно-методическому и дидактическому обеспечению) к ранней профессиональной ориентации детей;
  2. Повысить методическую компетентность педагогических работников ДОУ по вопросам ранней профориентации дошкольников;
  3. Содействие формированию адекватной позиции родителей на выбор профессии ребенком;

Скачать конспект

Законодательные акты и нормативные документы в сфере трудового воспитания — Конвенция о правах ребенка;

  • Конституция Российской Федерации
  • Всеобщая декларация прав ребёнка
  • Закон Российской Федерации №273-ФЗ от 29. 12. 12 г «Об образовании»
  • Федеральный Закон от 24 июня 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  • Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»
  • Конституция Российской Федерации от 12. 12. 1993 г.
  • Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии».
  • Распоряжение Правительства РФ от 5.03. 2015 № 366-р «План мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий»
  • Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1
  • Указ Президента РФ от 7.05. 2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной политики» (поручение Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева от 18. 05. 2012 № ДМ – П12-2838)
  • Распоряжение Правительства РФ от 29. 05. 2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 115 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384)

Целевая аудитория

Целевой группой, на которую направлены мероприятия проекта являются:

  • дети дошкольного возраста от 5–7лет;
  • педагоги;
  • родители;
  • социальные партнеры.

Целевые ориентиры

В процессе реализации проекта у выпускников подготовительных групп, к моменту окончания дошкольной организации, должны быть сформированы следующие качества личности:

  • любознательный и активный — интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту — может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, таки им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе
  • воображающий, придумывающий, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности

Этапы и сроки Реализации

Содержание проекта:

Подготовительный – 2я половина 2020 г.

Практический I этап: январь 2021 – август 2021 гг.;

II этап: сентябрь 2021 – август 2022 гг; подведение краткосрочных итогов работы.

III этап: сентябрь 2022 – январь 2023 гг. Постоянная реализация проекта

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на формирование познавательного интереса, расширение кругозора в области художественно эстетических профессий.

Подготовительная работа по организации культурного направления в подготовительных к школе группах:

Для реализации идеи работы группы по ранней профориентации будет сформирована творческая группа.

Цель работы творческой группы:

  • изучение нормативных, правовых актов, документов по данному направлению
  • разработка локальных актов дошкольной образовательной организации; Заключение договоров с детским музыкальным театром камерный оркестр «Классик», Нижнетагильским музеем заповедником.
  • разработка ключевых направлений проекта «Виртуальные экскурсоводы сейчас, digital-комментаторы в будущем»
  • проведение родительских собраний.

Для успешной реализации проекта « «Виртуальные экскурсоводы сейчас, digital-комментаторы в будущем» и работы профильной группы будет создана соответствующая развивающая предметно-пространственная социокультурная среда:

  • «Литературная гостиная», которая будет содержать книги известных писателей, книжки малышки изготовленные совместно с родителями, альбомы с иллюстрациями известных музеев России и мира, настольно — печатные игры и лото «Мемо» по теме;
  • Центр конструктивно — модельной деятельности

В нем будет собран мелкий и крупный конструктор, мягкие модули для построек культурных достопримечательностей.

Планируется дополнить развивающую предметно-пространственную социокультурную среду:

  • разрезными картинками с художественно-эстетическими профессиями
  • загадками и сказками о творческих профессиях
  • познавательными мультфильмами о различных профессиях
  • создание медиотеки с презентациями по теме профессий, различных музеев, выставках, достопримечательностей города и страны
  • организация мини-музеев по творческим, современным, профессиям родителей воспитанников.

Методический кабинет:

  • библиотечный фонд будет пополнятся методической литературой по познавательной и коммуникативной деятельности
  • для организации НОД будут приобретены дидактические игры, пособия, иллюстрации.

В основе технологии реализации проекта лежит:

  • организация и проведения со старшими дошкольниками прогулок и виртуальных экскурсий «Такой многогранный мир искусства», «Экскурсоводы в организациях нашего города» и т.д., через использование интернет ресурсов
  • проведение бесед-диалогов «Мир вокруг нас»
  • организация художественно-творческой деятельности: организация выставок ко Дню Музея, Международному дню музея, к Дню работника культуры
  • подготовка тематических развлечений совместно с родителями «Я выбираю профессию экскурсовода»
  • проведение совместных НОД со школой, экскурсии в школьные музеи города, виртуальные экскурсии в различные музеи страны
  • разработка проектов «Экскурсоводы нового времени», «Школа маленького экскурсовода»
  • чтение художественной литературы (В. Маяковский «Кем быть?», С.Михалков «А что у вас?», Э. Успенский «25 профессий Маши Филипенко», Натальи и Сергея Гордиенко «Большая книга профессий»).

Ожидаемые результаты — разработана нормативно-правовая база по профориентационной работе социокультурной направленности с дошкольниками;

  • организована система работы «Cовременные профессии» с целью повышения квалификации педагогических работников ДОУ, в соответствии планом-графиком
  • участие всех партнеров в обучающих курсах, семинарах, конференциях, организуемых совместно с партнерами
  • организована в ДОУ игровая, развивающая, предметно — игровая социокультурная среда эстетической направленности
  • разработан сборник электронных презентаций «Мир профессий», план виртуальных экскурсии по музеям городов России и мира, видеоролики, фильмы, интерактивные дидактические игры
  • выпущена серия журналов «Культурный обозреватель», выпускаемом в дошкольном учреждении
  • разработаны совместные проекты с родителями, социальными партнёрами: «Профессии моих родителей»; «Семейные династии», «Встречи с интересными людьми»

Аннотация

Формирование личности профессионала, способной к самоопределению и саморазвитию, является одной из важнейших задач современного образования. Поэтому, мы полагаем, что процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных качеств.

Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.

1. Введение

Среди воспитательно – образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.

Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия.

Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.

Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру технических наук, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.

Согласно Приказа Минобрнауки России от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» проблематика профориентации дошкольников присутствует в рамках направления «Социально-коммуникативное развитие» и целевого ориентира дошкольного образования, где определено формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

При этом особый акцент сделан на возрастной группе 3-8 лет и таком виде деятельности, как самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице).

1. 1. Актуальность

Примерно раз в 20 лет в мире рождаются дети с совершенно иным набором ценностей (открыли экономист Нейл Хоув и историк Вильям Штраус). Поколение, которое рождалось с 2000 годов, является Поколением Z. Это дети мультимедийных технологий, родившихся в информационном обществе. Представители Поколения Z «связаны» между собой благодаря таким вещам, как интернет в целом, You Tube, мобильные телефоны, SMS и MP3-плееры, социальные сети. В этом поколении Z становится синонимом англоязычного термина Digital Native ( «цифровой человек»). Они более зависимы от цифровых технологий, чем их родители, которые пользовались телевидением как альтернативой книгам и газетам.

Они не терпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, при этом они менее амбициозны, чем дети из предыдущих поколений. Они более ориентированы на потребление и более индивидуалистичны. Z не склонны быть частью определенных групп – они настаивают на собственном праве принимать решение, и их взгляды будет формировать Интернет.

Через 10 лет в социальных сетях и медиа будет доминировать визуальная коммуникация. Это подтверждает рост Instagram, который, согласно прогнозам, составил 15% к концу 2016 года. Те, кто освоит образный язык digital-сферы, станут очень востребованными специалистами, способными интегрировать цифровую культуру в традиционную. Место применения их навыков — предприятия и учреждения сферы культуры и искусства. Франсес Моррис, директор Современной галереи Тейт, уверен, что подобные профессионалы принесут им неплохой доход. «Digial-комментаторы помогут аудитории будущего понять мировое художественное наследие прошлых веков в максимально доступной форме — с помощью современных технологий», — объясняет Моррис.

Многие представители нового поколения будут заниматься не только инженерно- техническими вопросами, биомедициной, робототехникой, а также искусством.

Культура – одна из самых древних сфер человеческой деятельности, но постепенно она стала прерогативой узкого круга профессионалов. Однако по мере того, как рутинные функции в работе будут переходить к машинам, все больше людей начнут заниматься творческой деятельностью и станут авторами художественных произведений – как из-за доступности изобразительных технологий (специальные фотофильтры для iPhone позволяют создавать художественные фотографии буквально на ходу, а программа Garage Band может заменить запись в музыкальной студии), так и из-за размытости критериев искусства. Развитие технологий может вывести человечество как на новый уровень восприятия искусства, так и на новый уровень креативности: можно будет не только создавать более сложные арт-объекты с помощью 3D-принтеров, роботов и нейроинтерфейсов, но и научиться лучше управлять творческими состояниями.

Уже сейчас мы наблюдаем уход от классических способов взаимодействия искусства со зрителем – все чаще используются интерактивные форматы. Создаются интерактивные книги для iPad, набирает популярность иммерсивный театр, где не существует деления на зал и сцену, и зритель оказывается максимально вовлечен в происходящее.

Взаимопроникновение искусства в другие сферы дает интересные сочетания – например, Science Art, вид современного искусства, где художники используют достижения науки и часто сами являются учеными. Искусство начнет играть большую роль и в образовании – могут появиться арт-университеты, где студенты будут учиться, в том числе, через разные формы творчества.

Поэтому, коллектив детского сада решил остановиться на теме виртуальных экскурсоводов в дошкольном периоде ребенка, который во взрослой жизни может перерасти в современную, востребованную профессию будущего -DIGITAL –комментатор.

В период пандемии и в связи со сложившейся обстановкой в мире (распространением новой коронавирусной инфекции), возможность посетить различные выставки музеев и галерей нашей страны с марта 2020 стало невозможной. В обычное время, без каких – либо ограничений, также не всегда и не у всех есть возможность принять участие в экскурсии по городу с реальным экскурсоводом ввиду неудобства по времени, денежным затратам или вообще отсутствия таковых в определенном городе. Здесь-то и пригодятся digital-комментаторы и экскурсоводы, владеющие VR-технологиями. Это, в свою очередь, предполагает системный, комплексный подход к созданию условий развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста.

Проводимые в современных условиях мероприятия в области профессионального самоопределения дошкольников, подтверждают наличие системных проблем:

1. Недостаточная профессиональная компетентность педагогов ДОУ в области творчества детей дошкольного возраста;

  • работа педагогов в дошкольных учреждениях по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых осуществляется без учета современного регионального и муниципального рынка труда

2. Устаревшие, педагогически неэффективные подходы.

  • потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности и творчества не реализуются в полной мере
  • отсутствуют современные формы, методы ознакомления дошкольников в области изучения творческих профессий

3. Ограниченный перечень профессий, с которыми знакомят дошкольников, не учитывает особенности экономического развития региона, требования гуманитарных специальностей:

- не отработана система ознакомления дошкольников с областью гуманитарных профессий

- отсутствие заинтересованности родителей в решении проблем и профессиональной грамотности и компетентности.

Таким образом, виртуальные экскурсии открывают большие возможности для образовательной деятельности и проект «Виртуальные экскурсоводы сейчас, digital-комментаторы в будущем» один из вариантов решения этой проблемы.

1. 2. Педагогическая целесообразность и новизна Проекта

Педагогическая целесообразность и новизна Проекта состоит в построении системы работы, направленной на раннюю профориентацию дошкольников, формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий, изучение творческих видов труда средствами игрового оборудования на уровне дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и интереса к профессионально-трудовой деятельности, в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с «Солнечный круг».

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.

Содержание работы строится на обобщении идей ранней профориентации профессий творческой направленности и носит развивающий характер. Проект призван формировать познавательные мотивы дошкольников, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Предполагается средствами материала проекта формировать целостное знание, потребность в творческой деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на дошкольной ступени образования.

Реализация данной системы позволит создать единое образовательное пространство дошкольного учреждения, семьи и микросоциума. Привлечение молодёжи к обучению на творческие профессии.

Возникло противоречие между тем, что в дошкольном учреждении должна проводиться работа по ранней профориентации и осуществляться знакомство с творческими профессиями в системе детский сад – школа и недостаточной разработанностью методических материалов в данном направлении.

В связи с этим, в настоящее время стоит необходимость в разработке и внедрении новых форм работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста на основании преемственности со школами, а также подключение в работу онлайн музеев, театров различного уровня и накоплении методических материалов по данной теме.

Новизна данного проекта заключается в комплексном решении задач социально-педагогического направления. Введение в педагогическую практику развивающих технологий и принципиально новых форм работы с дошкольниками.

Педагогическую целесообразность проекта мы видим в формировании у дошкольников готовности к изучению творческих видов труда на уровне дошкольного образования средствами познавательной и коммуникативной деятельности и игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО.

1. 3 Идея проекта:

проект призван поддерживать инициативу в области гуманитарного образования, дисциплин, определяет основные направления, специфику развития творческого мышления детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.

Принимая во внимание состояние работы по преемственности в вопросах профориентации детский сад – школа, была сформулирована цель проекта.

1. 4. Цель проекта: Создание условий в дошкольном учреждении, направленных на раннюю профориентацию дошкольников средствами познавательной и коммуникативной деятельности через организацию предметно – игровой среды. Обучить детей старшего дошкольного возраста основам профессии экскурсовода.

1. 5. Задачи:

  1. Организовать в образовательном пространстве ДОУ, в условиях реализации ФГОС ДО, предметно-игровую среду адекватную возрастным особенностям и современным требованиям (к её содержанию; материально-техническому, организационно-методическому и дидактическому обеспечению) к ранней профессиональной ориентации детей;
  2. Повысить методическую компетентность педагогических работников ДОУ по вопросам ранней профориентации дошкольников;
  3. Содействие формированию адекватной позиции родителей на выбор профессии ребенком;

Образовательные задачи:

- Формирование первичных представлений о профессии экскурсовода.

Развивающие задачи:

  • развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности
  • способствовать развитию, обогащению связной – монологической и диалогической речи детей через общение с экскурсоводами, чтение стихов, составление рассказов о экскурсиях в музей
  • продолжать развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление

- развитие эмоциональной сферы и эстетической восприимчивости.

Воспитательные задачи:

- воспитание музейной культуры.

1. 6. Ресурсное обеспечение проекта

Для реализации проекта необходимо ресурсное обеспечение, планируется:

  • обучение педагогов на курсах повышения квалификации по ведению профориентационной работы в условиях дошкольного учреждения

- сопровождение педагогических работников по ведению деятельности по ранней профориентации в ДОУ

Организационные условия:

Методическое и организационное обеспечение управленческой деятельности по осуществлению мероприятий проекта.

  • ликвидация правовой безграмотности субъектов учебно-воспитательного процесса
  • создание условий для самореализации каждого воспитанника ДОУ
  • развитие у воспитанников лидерских качеств
  • сотрудничество с социумом

- включение дошкольников в реальные социально – значимые дела.

Методические условия:

  • разработка методических рекомендаций ля педагогов по ранней профориентации воспитанников
  • обобщение и распространение педагогического опыта по ранней профориентационной работе
  • повышение уровня теоретической (предметной) и психолого — педагогической подготовки педагогов
  • обогащение новыми педагогическими технологиями, формами, средствами и методами профориентационной работы

- работа по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов по профориентационной работе.

Информационные условия:

  • Сайт объединения
  • информационное обеспечение проекта представлено методическими рекомендациями
  • формирование банка педагогической, нормативно-правовой и методической информации
  • обеспечение информационных, учебно-методических и образовательных потребностей педагогических работников
  • формирование банка электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по профессиональному самоопределению воспитанников ДОУ

Материально – технические условия:

- реализация инновационного проекта будет опирается на существующую материально – техническую базу дошкольного учреждения и на вновь организованную, дополненную

  • групповые комнаты будут оборудованы современными игрушками и игровым оборудованием, а также созданными центрами активности по направлению художественно – эстетических профессий, в соответствии с образовательной программой ДОУ
  • дополнительные помещения (спортивный и музыкальный залы, совмещенные друг с другом)
  • обеспечение фондов учебно-методической литературы

- игровые площадки на улице.

Организация развивающей предметно-пространственной среды помещений педагогически целесообразна, отличается высокой культурой, создает комфортное настроение, способствуя эмоциональному благополучию детей.

Согласно возрастным особенностям детей в ДОУ будут созданы «Музейные ИТ-лаборатории». В этих лабораториях будут создаваться возможности для общения, на понимание того, что такое музей, музейная деятельность и кто такие экскурсоводы. Будет давать возможность вместе исследовать и формировать концепцию «умного музея», делиться знаниями и размышлениями, накопленными в рамках этой работы, где ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности.

Музейные ИТ-лаборатории будут представлять собой специальную РППС с учётом специфики данной профессии и создавать условия для игрового сюжета.

Центр познания. В этом центре будут располагаться дидактические игры на развитие речи, развивающие и логические игры, дидактический материал по знакомству детей с художественно-эстетическими профессиями

Центры сюжетно-ролевых игр. Атрибуты к сюжетно — ролевым играм «Поликлиника», «Семья», «Салон красоты», «Кафе» и т.д. подбираются, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

Литературный центр. Расположен на специально изготовленных полках, где дети без труда могут взять понравившуюся книгу. Набор книг постоянно меняется, обеспечивает литературное развитие дошкольников. Имеется достаточное количество предметным картинок.

Центр «Строительства. Строительный центр будет занимать немного пространства, достаточно мобилен. Содержать: конструкторы различного вида, кубики, крупный и мелкий строительный материал. Для обыгрывания построек необходимы будут мелкие игрушки. Будут приобретаться наборы для конструирования, которые будут использоваться при реализации педагогического проекта.

Таблица 1

Исполнители

проекта Возложенный функционал

Заведующий 1. Руководство проектной деятельностью

2. Организация работы с родителями и воспитанниками по формированию и развитию ранней профориентации детей в условиях ДОУ.

3. Координация деятельности всех работников по вопросам ранней профориентации детей в условиях ДОУ.

4. Выявление, изучение и накопление инновационных методов и средств ранней профориентации детей.

5. Изучение, обобщение и распространение передового опыта, методическая помощь.

6. Разработка и использование методов и приемов использования ИКТ в процессе ранней профориентации детей технической направленности средствами конструктивно – модельной деятельности в ДОУ.

Старший

воспитатель 1. Организация и координация деятельности участников проекта. Координация деятельности по проекту, осуществление внешних связей с партнерами и другими сторонними организациями.

2. Анализ и обобщение результатов реализации проекта

Воспитатели Непосредственная реализация проектных мероприятий в образовательной деятельности. Организация взаимодействия с родителями воспитанников, социальными партнёрами. Оценка эффективности проектной деятельности и динамики личностного развития воспитанников.

Учитель-логопед Речевое сопровождение проекта. Проведение диагностики, консультирования, тренингов. Создание благоприятного климата в коллективе воспитанников.

Мотивационные условия:

  • Поддержка положительного имиджа ДОУ, группы, педагога
  • Использование в работе новых технологий, аттестация педагогов
  • Моральное и материальной поощрение педагогов, родителей и детей
  • Удовлетворение желания быть значимой личностью
  • Стимулирующее оценивание

- Направленность на усвоение новых знаний.

Практическая значимость проекта состоит в том, что предложенная система мероприятий способствует успешному овладению детьми профессиями художественно-эстетической направленности средствами познавательно и коммуникативной деятельности. В процессе игровой деятельности у дошкольников формируется и развивается не только логика, но и творческое мышление, которое является основой для большей части творческих профессий. Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получают представления о мире профессий художественно-эстетической направленности, осознают ценностное отношение к труду взрослых, проявляют самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации.

1. 7. Ориентированность проекта на конкретный практический результат

У воспитанников дошкольного учреждения будет:

  • Развито эмоционально – положительное отношение к художественно-эстетическим профессиям. Сформированы представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей
  • Развита познавательная активность, интерес к профессиям взрослых
  • Сформированы обобщенные представления о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности
  • Воспитано бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда, у детей вызвано желание научиться выполнять трудовые действия представителей разных художественно-эстетических профессий на выбор

- Ориентированность детей на выбор профессии художественной направленности.

Эффекты реализации проекта отслеживаются через:

  1. оценку качества мероприятий, направленных на совместное исследование и устранение выявленных проблем;
  2. результативное участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства различного уровня;
  3. оценку удовлетворенности педагогов новыми формами организации методической работы в ДОУ;
  4. критерии и показатели успешного непрерывного профессионального развития педагогов;
  5. 8. Возможность использования проекта для разных категорий потребителей

Универсальность заявленных проблем при введении ФГОС ДО предоставляет возможность использовать настоящий проект, прежде всего, в педагогической практике (технология успешного решения выявленных в образовательной организации) проблем. Педагогическими работниками будут востребованы продукты реализации проекта (методические разработки, методические пособия).

Содержание проекта, разработанные методические материалы, благодаря предусмотренным в работе механизмам стандартизации управленческого инструментария и документации, могут быть успешно тиражированы и использованы и в других дошкольных учреждениях города, городах региона, России.

1. 9. Планируемые результаты по окончании реализации проекта

Данный подход позволит улучшить преемственные связи со школой, сформировать у воспитанников первичные представления о труде взрослых и его роли в обществе и жизни каждого человека. При условии реализации данного проекта повысится познавательная активность и мотивация детей старшего дошкольного возраста, любознательность, воображение, творческая активность. Повысится заинтересованность детей в получении первоначальных знаний в области гуманитарных наук.

В процессе реализации «Виртуальные экскурсоводы сейчас, digital-комментаторы в будущем» у выпускников подготовительных групп, к моменту окончания дошкольной организации, должны быть сформированы следующие качества личности:

  • любознательный и активный — интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту — может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе
  • воображающий, придумывающий, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности.

Для дошкольного учреждения:

  • разработана нормативно-правовая база, в части должностных обязанностей педагогических работников с включением профориентационной работы с дошкольниками

- организована система работы «Школа юного экскурсовода» с целью повышения квалификации педагогических работников ДОУ, в соответствии планом проекта.

  • участие всех социальных партнеров в обучающих курсах, семинарах, конференциях, организуемых совместно с партнерами
  • организована в ДОУ игровая, предметно – игровая социокультурная среда профессиональной направленности
  • подготовлена серия мультипликационных фильмов
  • разработан сборник электронных презентаций «Замечательный мир Музеев», план виртуальных экскурсии по музеям города Нижнего Тагила, видеоролики, фильмы, интерактивные дидактические игры
  • разработаны совместные проекты с родителями, социальными партнёрами: «Профессии моих родителей»; «Семейные династии», «Встречи с интересными людьми» — знакомство детей с творческими профессиями родителей, жителей города.

Для детей:

Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:

  • разнообразные представления о мире современных художественно-эстетических профессий
  • выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат)
  • положительное отношение к разным видам художественного труда
  • воспитанники знают о назначении музея и экскурсий в трудовой деятельности взрослых
  • моделирует в игре отношения между людьми разных художественно-эстетических профессий
  • активизируется познавательная деятельность дошкольников, повысится интерес к художественно-эстетическим профессиям взрослых
  • позиционирование себя в различных творческих профессиях
  • дети будут самостоятельны, смогут творчески проявить свою индивидуальность
  • интересы и способности ребенка возникают и развиваются в разных видах деятельности, которые затем позволят ему выбирать свой профиль в начальном, среднем и старшем звене школы
  • наличие у детей определенных знаний и представлений о творческих профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей)
  • понимание детьми значения слово «художественно-эстетическая профессия», проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей)
  • сформированность знаний о некоторых творческих профессиях родителей, их назначении, особенностях, пополнение лексики воспитанников
  • умение имитировать деятельность людей различных художественно-эстетических профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

Для педагогов:

  • помогут педагогам выстроить систему работы по ранней профориентации детей
  • нацелят воспитателей на построение работы с учетом муниципального и регионального рынка труда
  • активизируют творческий потенциал педагогов
  • рост профессионализма педагогов в вопросах трудового воспитания дошкольников
  • педагоги научатся применять в полной мере технологию проектирования в организации трудовой деятельности дошкольников в рамках художественно-эстетичексих профессий
  • будут использоваться современные технологии: игровые технологии, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проектной деятельности
  • в рамках работы педагогического коллектива дошкольного учреждения будут подготовлены, апробированы и внедрены методические материалы по организации трудовой деятельности по художественно-эстетическим профессиям.

Для родителей:

  • равноправные партнеры в деле воспитания подрастающего поколения, в выборе художественно-эстетических профессий
  • имеют возможность увидеть своего ребенка в деятельности, оценить способности ребенка;
  • смогут в правильном русле сформировать социальный заказ.

2. Перспективы развития проекта

Перспективными направлениями дальнейшего развития работы в рамках заявленной проблематики являются:

  • обеспечение реализации ФГОС ДО в области создания условий для выполнения целевых ориентиров дошкольного образования
  • повышении уровня профессиональной компетентности педагога ДОУ
  • повышении педагогических знаний родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций
  • включении родителей в процесс создания новой социокультурной среды.

Заключение

Сегодня остро встаёт вопрос о цифровой грамотности населения, определяющийся набором знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. В основе цифровой грамотности лежат цифровые компетенции — способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий. Значимость цифровых навыков для работы и социальной интеграции возрастает. В будущем «цифровизация» надолго войдет в работу музеев. И станет частью экосистемы цифровой экономики.

Таким образом, виртуальные экскурсии открывают большие возможности для образовательной деятельности и проект «Виртуальные экскурсоводы сейчас, digital-комментаторы в будущем» один из вариантов решения этой проблемы.

Предложенная система мероприятий будет способствовать успешной ориентации детей на трудовую подготовку, влиять на выбор востребованных творческих профессий в городе и регионе. Дети будут проявлять инициативу в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, проявят самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации: успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела, гражданами и патриотами своей малой Родины и страны. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий, в том числе творческих. На протяжении ряда лет, ДОУ города не раз обращались и обращаются к данному направлению деятельности, реализуют цели трудового воспитания в разных формах образовательной работы с детьми, представленных в ООП ДО.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых, в том числе творческих, необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром творческих профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей.

Список используемой литературы

  1. Афоризмы по теме «Работа, труд». URL: http: //www. aforizm. info/theme/rabota-trud/
  2. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 136 с.
  3. Гусева Т. Кем быть? // Поём, танцуем и рисуем. – 2009. – №6. – С. 73-82.
  4. Загадки о профессиях. URL: http: //www. prozagadki. ru/ drugie-zagadki/zagadki-o-professijakh/
  5. Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам. Социальная сеть работников образования «Наша сеть». URL: http: //nsportal. ru/detskii-sad/logopediya/kartoteka-palchikovoi-gimnastiki-po-leksicheskim-temam
  6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2010. – 304 с.
  7. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52 с.
  8. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 128 с.
  9. Поговорки народов мира. Труд. Мастерство. Опыт. URL:

http: //pogovorka. yaxy. ru/team_060. htm

12. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – 64 с.

14. Чепуштанова О. Кто чем занят?: загадки-обманки // Чем развлечь гостей. – 2009. –№6. С. 5.

15. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 207 с.

16. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96 с

17. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014

18. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М.ТЦ Сфера 2014г

Просмотров: 432
Категория: По направлениям » Для детского сада » ИКТ для детей




Другие новости по теме:

  • Кулагина Наталья Сергеевна. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Соколова Н. В. Архипова Т. А.. Современные подходы к организации ранней профориентации дошкольников в условиях взаимодействия ДОО с семьей (из опыта работы ДОО).
  • Зеленова Елена Павловна. Опыт работы по реализации проекта по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Вторая жизнь упаковки»
  • Порубова Наталья Михайловна. «Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
  • Семенова Елена Васильевна Бутров Виталий Евгеньевич. «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников»
  • Костина Татьяна Андреевна. Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в мир профессий» для детей старшего дошкольного возраста
  • Каликина Ирина Юрьевна. Развивающая предметно-пространственная среда в эффективной реализации образовательной области ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
  • Подпрятова Ольга Владимировна. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ГРУППОВОГО ПРОЕКТА ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Мусатова Т.С. Чиркова Т.В. Конспект образовательной деятельности в рамках реализации проекта «Хлеб всему голова» в средней группе
  • Боженова Кристина Сергеевна. Здоровьесберегающая среда в дошкольной образовательной организации как условие оздоровления и ранней профориентации детей дошкольного возраста: игровой комплекс «Медицина»
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Капралова Светлана Борисовна. Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)
  • Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Л.В. Скрипник О.В. Катаева. Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «группы риска» «Мир профессий»
  • Смирнова Марина Владимировна, Бирюкова Наталия Валентиновна. Конспект НОД по ранней профориентации (подготовительная группа) «Путешествие в мир профессий»
  • Ярмухаметова Альбина Ленаровна. Организация трудовой деятельности дошкольников и родителей с использованием инновационных форм и методов работы
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Данилова Ольга Анатольевна. Модель профессионального сообщества работников дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО как инструмента для реализации инновационных форм методической деятельности
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Гиль Светлана Александровна. Опрос детей по теме - Формирование интереса у дошкольников к людям разных профессий
  • Морозова Ирина Викторовна. Организация поисково — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как формы ознакомления с природой в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Евдокимова Екатерина Вячеславовна. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: ИСТОРИИ КАРАПУШЕК: КАК ЖИТЬ В МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ?
  • Шигабеева Рашида. Выступление из опыта работы на МО на тему: «Формирование познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в разных видах деятельности».
  • Корхова Юлия Александровна, Занина Любовь Викторовна. ТЕМАТИЧЕСКАЯ КНИГА — ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИРОМ ПРОФЕССИЙ ВЗРОСЛЫХ.
  • Арбекова Нина Павловна. Обобщение опыта работы «Система работы по реализации регионального компонента в дошкольной образовательной организации».
  • Попелышева Светлана Васильевна. Развивающая образовательная среда для детей с ОВЗ в условиях реализации проекта «Консультационный пункт» для сельского детского сада.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь