Современная система дошкольного образования в России характеризуется целевой направленностью на гармоничное развитие ребенка.
Необходимость обеспечения качественной подготовки, профессионального роста и развития работников дошкольного образования была отмечена еще в 2010 году Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным на заседании Организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года учителя: «Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов — словом, всего того, что формирует профессиональную среду...».
Скачать конспект
Решение данной задачи в контексте воспитателя дошкольной образовательной организации предполагает:
реализацию возможностей формального, неформального и информального образования для обеспечения профессионального роста и высоких стандартов профессиональной работы воспитателя;
обновление содержания образования;
интеграцию информационно-коммуникационных технологий в процесс повышения квалификации воспитателей и руководителей дошкольных образовательных организация (далее – ДОО);
привлечение инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, одной из приоритетных моделей, обеспечивающих подготовку и профессиональный рост работников дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО, является создание и развитие сетевых профессиональных сообществ.
Рассмотрим вопрос об отечественном опыте создания и развития таких сообществ. Успешными примерами здесь является ряд следующих общероссийских профессиональных объединений воспитателей:
социальная сеть работников образования, в рамках которой действуют такие профессиональные объединения представителей дошкольных образовательных учреждений, как методическое объединение учителей, логопедов ДОО, методическое объединение воспитателей;
фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;
сеть творческих учителей, в рамках которой работает сообщество для руководителей образовательного учреждения и педагогов дошкольного воспитания и образования;
профессиональное сообщество «Методисты», в котором действуют тематические и дискуссионные площадки для взаимодействия старших воспитателей, обсуждаются федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования дошкольного образования, проблемы дошкольного коррекционного образования.
Анализ показал, что не менее успешно и эффективно развиваются и региональные, муниципальные профессиональные сообщества. И даже сообщества, существующие на базе отдельных дошкольных образовательных организаций. Профессиональные объединения воспитателей различаются по характеру, целям, задачам, направлениям своей деятельности. Можно отметить, что существующие сетевые муниципальные, региональные и всероссийские профессиональные сообщества позволяют решать некоторые узкие задачи, определенные целями и приоритетами данного информационного сообщества на выбор координаторов. При этом выделены следующие проблемы развития таких сообществ в нашей стране:
формальный характер существования сообщества (не проработаны механизмы взаимодействия с органами власти, с общественностью, с научным сообществом и так далее);
замкнутость сообществ и их узкоспециализированность (привлекаются в основном специалисты одной категории, сообщества закрыты для родителей детей, посещающих детские сады, сообщества не взаимодействуют между собой);
отсутствие у ряда объединений ресурса в сети Интернет;
членство в сообществе носит поверхностный характер, не отражается на статусе и деятельности работника (не привлекаются к конкурсам, публикациям, членство не дает определенных преимуществ, мотивирующих на вступление в сообщество);
непроработанность механизмов финансирования и привлечения средств для эффективного функционирования и развития сообществ.
На решение данных проблем и направлена модель Профессионального сообщества работников дошкольного образования.
Ключевое направление данной модели – это создание сообщества региональных и муниципальных сетевых сообществ, открывающих принципиально иные возможности образования, общения и обладающих серьезным педагогическим потенциалом в государственно-общественном управлении. На сегодняшний день в стране существует множеств сильных профессиональных сообществ работников дошкольного образования. Нецелесообразно противопоставлять им новое сообщество, создавать конкуренцию в этой среде. Цель – интегрировать существующие сообщества различного уровня в единую структуру, которая будет отражена и в сетевом взаимодействии (на базе специализированного электронного ресурса), и в очном участии, закреплении статуса члена данного сообщества, дающего определенные льготы и преимущества.
Модель создаваемого профессионального сетевого сообщества является платформой для представления интересов образовательного пространства специалистов, задействованных в сфере дошкольного образования (педагогов, воспитателей, методистов, психологов, психофизиологов, руководителей ДОО), вместе с заинтересованными лицами (родителями, представителями общественности).
Основное назначение Профессионального сообщества работников дошкольного образования – объединение людей, сгруппированных в небольшие профессиональные сообщества по интересам. Такие группы имеют сходные профессиональные интересы и род деятельности.
Участников такого сообщества объединяет не только стремление к некой области знаний, но и желание сотрудничать в процессе применения этих знаний на практике, а также представлять свои интересы, в том числе в управлении процессом дошкольного образования. Другими словами, Профессиональное сообщество работников дошкольного образования станет площадкой и для развития государственно-общественного управления в дошкольном секторе.
Цели создания Профессионального сообщества работников дошкольного образования:
повышение качества образования;
развитие вариативности направлений деятельности профессиональных сообществ в регионах;
создание эффективного инструментария для профессионального роста, развития специальных компетенций у всех специалистов, задействованных в сфере дошкольного образования, для их эффективной коммуникации;
представление интересов в государственно-общественном управлении системы дошкольного образования сообществами родителей и общественности;
предоставление возможностей для общественной экспертизы качества деятельности педагогических работников ДОО (система рейтингования, оценки разработок и опыта воспитателей и директоров и др.);
обсуждение, поддержка и конструктивная критика новых образовательных инициатив на всероссийском уровне;
представление социально-экономических и профессиональных интересов членов Профессионального сообщества работников дошкольного образования (система льгот, преимуществ, правовое просвещение для участников).
Участники Профессионального сообщества работников дошкольного образования:
руководители и сотрудники дошкольных образовательных организаций;
родители и другие члены семьи детей-дошкольников;
юристы в области образовательного права, обеспечивающие консультирование других участников по вопросам защиты прав образовательного, трудового законодательства. Их участие предусматривается в экспертизе проектов законов и других нормативных документов;
представители различных некоммерческих организаций;
представители негосударственного сектора дошкольного образования, а также молодые бизнесмены, начинающие свое дело в секторе услуг дошкольного образования;
специалисты органов государственно-общественного управления образованием;
специалисты научных, экспериментальных, стажировочных площадок в сфере дошкольного образования;
ответственные лица (координаторы) муниципального или регионального профессионального сообщества, которые будут представлять интересы сетевого объединения, а также транслировать важную информацию на портале сетевого сообщества;
тьюторы (эксперты), осуществляющие проведение консультаций муниципальных и региональных сообществ с помощью функциональных возможностей портала сетевого сообщества;
представители федерального центра дистанционного обучения, ресурсного центра;
представители издательств, научных организаций, заинтересованных коммерческих организаций и фондов, оказывающих поддержку той или иной инновационной форме, представленной на портале сообщества;
представители профсоюзов педагогических работников дошкольных образовательных организаций.
Взаимодействие пользователей в рамках сетевого сообщества представляет собой горизонтальное взаимодействие между образовательными организациями и их представителями по распространению функционала и ресурсов. Сетевое взаимодействие образовательных организаций сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться. Схема сетевого взаимодействия образовательных организаций в рамках сетевого сообщества представлена ниже (рисунок 1).
Рисунок 1 – Сетевое взаимодействие пользователей в рамках сетевого сообщества
Сетевое взаимодействие участников Профессионального сообщества работников дошкольного образования осуществляется в следующих направлениях деятельности:
1. Информирование.
В рамках этого направления предполагается:
размещение информации о важных событиях муниципального, регионального профессионального сообщества;
размещение новостей, тематических статей, издание периодического электронного издания;
размещение результатов рейтингования и общественных, и других видов экспертной оценки деятельности ДОО;
публикация информации и материалов сетевого сообщества на сайте муниципального, регионального профессионального сетевого сообщества.
2. Обмен опытом:
презентация успешного педагогического опыта и наработок;
общественно-профессиональная оценка представленного опыта другими членами Профессионального сообщества работников дошкольного образования (комментирование, голосование).
3. Коммуникация.
В рамках этого направления предполагается:
неформальное общение (личные сообщения);
общение по интересам (создание групп);
участие в экспертизе педагогических и методических разработок, результатов деятельности отдельных педагогических работников дошкольных образовательных организаций, органов управления образованием;
система консультаций по различным вопросам (тьюторы), участие в обсуждении путей решения проблемных ситуаций.
4. Образование участников (формальное, неформальное, информальное). Примерами являются:
использование базы знаний и материалов электронной библиотеки сетевого сообщества;
размещение материалов (сообщения, статьи, аналитические материалы и т.д.);
общение по профессиональной тематике с другими участниками сетевого сообщества (в том числе, система форсайтов, фокус-групп для обсуждения различных проблемных точек);
обучение и проверка своих знаний в системе дистанционного обучения и тестирования.
Разумеется, для реализации таких возможностей необходимы современные инструменты, объединенные на базе одной площадки. Такой площадкой, согласно модели, выступает единая информационная образовательная среда, а именно специализированный электронный ресурс (портал) «Профессионального сообщества работников дошкольного образования» в сети Интернет.
Целью создания портала является:
предоставление современных электронных образовательных ресурсов, информационных сервисов, информационных систем и технологий обучения и воспитания;
создание условий для обновления форм, средств, технологий и методов реализации образовательных программ и услуг;
создание условий для преподавания дисциплин и распространения знаний, расширения доступа к электронному образованию всех уровней с учетом возможности построения современных механизмов обучения и воспитания.
Функции такого ресурса:
создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
обмен опытом учения-обучения;
распространение успешных педагогических практик;
поддержка новых образовательных инициатив.
Такая единая информационная образовательная среда профессионального сообщества позволит не только обеспечить эффективное профессиональное развитие педагога, но и существенно ускорить его знакомство с новыми технологиями, а также обеспечить доступность самых современных программ обучения и дидактических материалов, проведение мастер-классов и лучших практик образования, независимо от региона, личных особенностей человека, материальных возможностей.
В новостном разделе представлены анонсы и отчеты о проведении мероприятий, прочие события, касающиеся сферы дошкольного образования, обновления материалов в различных разделах портала. В этом разделе предусмотрен сервис просмотра архива новостей: поиска по различным критериям, включая текст, период публикации, тег новости и т.д. В целом новостной раздел аналогичен подобным разделам на большинстве сайтов и порталов.
«Методический раздел» портала сетевого сообщества обеспечивает работу библиотеки методической и нормативно-справочной документации. Библиотеки содержат перечень методических документов, обучающей литературы федеральных законов, нормативно-правовых актов тематической направленности портала. Предусмотрена возможность прикрепления файлов любых типов, включая изображения, аудио и видео файлы, а также наличие ссылок на внешние ресурсы.
Важно отметить, что по всем разделам методической библиотеки возможно выполнение быстрого поиска документов по наименованию и расширенного – по году издания, месту издания, содержанию и т.д.
Сейчас изменение требований к профессиональным компетенциям воспитателя детского сада в рамках нового профессионального стандарта обуславливают необходимость реализации развивающей модели построения образовательного процесса и уход от традиционной (учебной) модели.
Воспитатель обязан качественно организовать образовательный процесс, например, создать условия для реализации образовательного процесса, организовать предметно-развивающую среду, выстроить партнерские отношения с родителями, организовать эффективное взаимодействие с коллегами.
Функционирование методического раздела на портале Профессионального сообщества работников дошкольного образования будет способствовать:
совершенствованию механизмов управления методической работой и системой формального образования в целом;
совершенствованию методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания;
обеспечению непрерывного образования воспитателя, формированию у него умений самостоятельно приобретать знания, выстраивать учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность.
В разделе «Обучение» выделяются несколько моделей организации сетевого взаимодействия в условиях ведения профильного обучения:
интеграция очных и дистанционных форм обучения;
предоставление пользователям подробного перечня обучающей информации, представленной в текстовых, графических, аудио и видео форматах, сгруппированной в разрезе программ обучения;
сетевое обучение, включая автономный курс дистанционного обучения, информационно-образовательную среду (форум учащихся, обратная связь с преподавателями, консультации и пр.), использование электронной доски объявлений;
видеоконференции, компьютерные видеоконференции, интерактивное телевидение.
Инструменты, реализованные в рамках раздела «Обучение», позволят педагогу дошкольного образования получить:
формальное образование (повышение квалификации в различном объеме при современном подходе к образовательному процессу – с максимальным включением таких эффективных форм работы, как кейсовые, проектные методы, различные групповые формы занятий и так далее);
неформальное образование (посредством сетевого взаимодействия организаций в Профессиональном сообществе работников дошкольного образования участники могут организовывать и проводить различные авторские курсы, мастер-классы и другие формы неформального обучения);
информальное образование (с помощью банка методических материалов, публикации лучших практик других участников, презентации своих наработок и так далее).
Важно отметить, что в контексте неформального и информального образования педагог-участник Профессионального сообщества работников дошкольного образования на портале может выступать не только как обучающийся, но и как обучающий.
Такое решение имеет свои преимущества:
во-первых, экономические (уменьшаются затраты на повышение квалификации) и педагогические (обучение становится более мотивированным, технологичным и индивидуализированным);
во-вторых, эргономические (педагоги имеют возможность распределять время занятий по удобному для себя графику, который позволяет без отрыва от работы повышать квалификацию);
в-третьих, информационно-технологические (возрастает доступность современных программных средств, новых образовательных технологий).
Таким образом, внедрение данной модели позволит не только актуализировать вопросы организации муниципальных и региональных профессиональных сообществ, но и сформировать единую образовательно-информационную среду, соответствующую требованиям достижения процесса непрерывного развития воспитателей и руководителей дошкольных образовательных организаций.
Функционирование настоящей модели профессионального сетевого сообщества позволит поддержать процесс повсеместного введения ФГОС дошкольного образования и обеспечить высокие стандарты профессиональной работы педагогического работника системы дошкольного образования.
|