Бардеева Татьяна Сергеевна. Повышение качества дошкольного образования с учетом ФГОС ДО.

Повышение качества дошкольного образования с учетом ФГОС ДО.

Бардеева Татьяна Сергеевна, воспитатель АНО ДО «Планета Детства «Лада» №63 «Весняночка»; г. Тольятти, Самарская область

Актуальность: Важной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Система дошкольного образования на данный момент активно развивается. Современное общество предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.

Ключевые слова: качество дошкольного образования; подходы управления качества образования ДОУ; методологические подходы к оценке качества ДОУ; функции оценки качества ДОУ; объекты, субъекты и предмет оценки.

 

Качество дошкольного образования – это характеристика системы дошкольного образования, которая отражает степень соотношения реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Задача повышения качества дошкольного образования предоставляется весьма современным, в актуальных условиях модернизации системы дошкольного образования и требует осуществления управленческих решений на разнообразных уровнях системы дошкольного образования.

Политика преобразования в системе дошкольного образования выявила проблему повышения качества дошкольного образования. Формирование современного общества представляет современные требования ко всем образовательным учреждениям, к основанию в них воспитательно-образовательного процесса, к выбору и обоснованию существованию основных и дополнительных программ, к фактам и эффективности их деятельности.

Концепция дошкольного образования предполагает собою многофункциональную линия дошкольных образовательных учреждений, которая ориентирована на потребности сообщества и предоставляет многообразный спектр образовательных услуг с учётом возрастных и личных особенностей формирования дошкольника.

Одним из главных направлений формирования концепции дошкольного образования нашей области считается: повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики Российской Федерации.

На современном этапе формирования общества повышение качества дошкольного образования важно осуществлять по таким направлениям как:

  • развитие содержания дошкольного образования в согласовании с современными тенденциями формирования образования, с учетом федеральных государственных условий
  • стимуляция креативных и личностных возможностей воспитателей
  • введение менеджмента в работу руководителя ДОУ.

ФГОС характеризуют новейшее понимание о содержании и организации дошкольного образования, а конкретно:

  • комплекс образовательных областей
  • развитие единой культуры, формирование свойств, развитие предпосылок учебной деятельности, которые обеспечивают общественную благополучность
  • комплексно-тематический принцип и принцип интеграции образовательных областей: в коллективной работе взрослого и ребенка (непосредственно образовательная деятельность и деятельность в процессе режимных моментов), независимой деятельности ребенка, в содействии с семьями дошкольников.

Следовательно, предъявляются новейшие условия к обеспечиванию устойчивого функционирования и формирования дошкольного учреждения. Важным инструментом, который обеспечивает урегулирование данных действий, считается образовательная программа.

Оценка качества результатов образовательного процесса на данный момент считается наиболее значимой темой.

Качество образования расценивается в форме лицензирования государственной аккредитации ОУ, контрольно-надзорной деятельности, аттестации педагогических и руководящих сотрудников, мониторинга. Эта концепция нацелена в первую очередь на оценку образовательных условий, а никак не на эффективность дошкольного образования, характеризуемую степенью и динамикой формирования детей. Аспектами качества считаются федеральные государственные образовательные стандарты к содержанию образования, профессиональной компетентности воспитателя с точки зрения его личностно-ориентированного взаимодействия с дошкольником, а кроме того к организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

Можно отметить два подхода к управлению качеством образования в ДОУ:

  • через управление педагогическим процессом и его составляющими
  • через личностные субъективные аспекты в системе управления.

Таким образом, управление качеством образования в ДОУ требует специальных подходов, нестандартных решений, которые в полной мере имели бы возможность принимать во внимание характерные черты воспитательно-образовательной среды, требования и необходимости родителей и других социальных партнеров ДОУ. Появляется потребность в разработке модели оценки качества дошкольного образования.

Форма оценки качества дошкольного образования охватывает: цели, содержание, организационную структуру, педагогические механизмы системной коррекции воспитательно-образовательного процесса, которые позволяют осуществлять нормативные и маркетинговые цели ДОУ в партнерском взаимодействии всех субъектов.

Повысить качество дошкольного образования можно с помощью комплексного использования основных методологических подходов к оценке качества ДОУ.

  1. Аксиологический подход — к оценке учитывает исследование ценностей, какие считаются причиной в определении структуры и содержания системы оценки качества дошкольного образования. В основу сегодняшней государственной политики Российской Федерации в сфере дошкольного образования возложены мысли гуманизации, по этой причине главной профессионально-педагогической ценностью при установлении показателей оценки качества дошкольного образования в рамках данного подхода выступает дошкольник.
  2. Социокультурный подход — в оценке качества образования в ДОУ обусловливается характером взаимодействия дошкольников со взрослыми, с другими ребятами, с предметно пространственным обществом. Расценивается степень независимого действия и его умение регулировать ежедневные жизненные ситуации; общественная грамотность в общении с другими ребятами и взрослыми.
  3. Компетентностный подход — представляется перспективным, так как в контексте нынешних взглядов о цели образования основные компетентности считаются важными для дошкольников и закрепляют уровень их готовности к введению в новую – школьную жизнь. При оценке качества образования в рамках предоставленного подхода исполняется раскрытие уровня освоения компетентностями (интеллектуальной, языковой, социальной и физической), а кроме того методы поведения (произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, способность к выбору) и его оценка к самому себе (образ самого себя, уровень самооценки, наличие или отсутствие чувства собственного достоинства).

Комплексное использование охарактеризованных подходов создает проблему оценивания и измерения развития дошкольника принципиально разрешимой и дает возможность заинтересовывать родителей (не специалистов) к оценке качества ДОУ как независящих субъектов оценки.

Модель оценки качества дошкольного образования в ДОУ – это комплекс взаимосвязанных между собой функций, объекта, субъектов и предмета оценки, показателей и критериев, процедуры и результата оценки.

Формируя проблемы научно-методического обеспечения качества дошкольного образования, М.В. Крулехт концентрирует свой интерес на соотношении оценки качества дошкольного образования целям воспитания и развития детей дошкольного возраста, образовательному стандарту, запросам потребителей образовательных услуг.

Функции оценки качества дошкольного образования:

  1. Инструктивно-методическая функция состоит в формировании регламентов оценки учреждений различных форм, реализующих программы дошкольного образования.
  2. Контрольная функция содержит проведение оценочных упражнений в отдельных образовательных учреждениях и организациях.
  3. Аналитическая функция содержит сбор и анализ информации согласно ДОУ, построения в данной основе рейтинга учреждений, реализующих программы дошкольного образования, по параметру «качество образования».
  4. Информационная функция может разрешить три задачи.

Во-первых, материал адресован педагогическому сообществу с целью развития современных взглядов о качестве образования в ДОУ.

Во-вторых, материал адресован родителям, для которых он может стать основой для подбора формы и места получения дошкольного образования для ребенка.

В-третьих, одной из задач информирования о результатах оценки качества может быть координация усилий ДОУ и школы.

Объекты, субъекты и предмет оценки:

Во время оценки качества образования важно четко понимать, что оценивается (объект), кто оценивает (субъект) и зачем оценивает (предмет).

В предоставленной взаимосвязи оценка качества образования (система оценок) должна быть подразделена на оценки качества образования со стороны внешней среды (то есть оценки потребителей образовательных услуг) и внутренние оценки качества в самой системе образования.

Весь комплекс подходов к выделению характеристик оценки можно представить последующими пятью кластерами:

  1. Образовательная деятельность. Дается оценка уровню качества образовательных программ и их методическому обеспечению, содержание которых дает возможность воспитателям строить воспитательно-образовательный процесс в согласовании с актуальными требованиями и степенью развития общества и единовременно без лишней нагрузки для дошкольников.
  2. Развивающая среда. Дается оценка уровню обогащения предметно-пространственной среды, нагрузка которой обеспечивает дошкольнику возможность для саморазвития. Показателями считаются количественное соответствие «воспитатель – дети», образование и профессиональный опыт педагогического персонала, характерные черты здания, в котором пребывают дошкольники.
  3. Психологический комфорт ребенка. Только хорошее, т.е. содержательное, разнообразное образование, ориентированное на детское развитие, может дать положительное качество педагогическое работы. Дается оценка уровню обеспечения психологического комфорта дошкольника в образовательном учреждении для сохранения его физического и психического здоровья. Наиболее эффективными характеристиками поведения воспитателя, который обеспечивает качественное сопровождение, считаются: ответственная позиция, принятие ребенка, содержательное общение, способность к сочувствию.
  4. Здоровьесберегающая деятельность. Хорошая оценка физического контекста жизни дошкольника в учреждении обусловливается не численностью предметов, а их качеством, разнообразием, ясно структурированным пространством, его стимулирующим влиянием. Осуществляется оценка качества использования здоровьесберегающих образовательных технологий, позволяющие построить процесс воспитания в ДОУ таким образом, чтобы дошкольник смог принимать учасие в образовательной деятельности без лишнего физического и психического напряжения, которое подрывает здоровье.
  5. Удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения.

Следовательно, можно отметить следующие интегральные критерии оценки дошкольного образовательного учреждения, определяюще качество дошкольного образования:

  • обеспечение благополучия ребенка, его комфортного пребывания в детском саду
  • готовность детского сада к сохранению здоровья ребенка, обеспечению необходимой коррекции недостатков развития
  • ориентированность дошкольного образования на успешность ребенка на следующей ступени образования
  • удовлетворение потребностей семьи и ребенка в услугах дошкольных образовательных учреждений.

Разрешение трудностей повышения качества дошкольного образования в ДОУ требует системного подхода к его оценке. Значимым условием объективности считаются регулярность и систематичность процедур сбора и экспертизы информации о качестве образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Следовательно, качество определяется как системное образование, которое формируется у дошкольника в ходе усвоения основных общеобразовательных программ дошкольного образования, которая является показателем его формирования в личностном, интеллектуальном и физическом планах и, которое способствует самостоятельному решению дошкольником жизненных задач, адекватных возрасту.

Используемая литература:

  1. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах) / под редакцией А.А. Майер. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 95 с.
  2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года №544н «Профессиональный стандарт».
  3. Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года №08-10 «Об утверждении Плана действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» – Новосибирск: Норматика, 2013. – 128 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: М.: Центр педагогического образования, 2014. – 31 с.
Просмотров: 670
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Кашкарёва Татьяна Павловна. СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Мравян Оксана Юрьевна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Взаимодействие с родителями ДОУ как одно из условий повышения качества дошкольного образования»
  • Руденко Ирина Викторовна. «Взаимодействие ДОУ и семьи, как фактор качества дошкольного образования»
  • Козлова Евгения Викторовна. Подготовка детей к обучению в школе с учетом требований ФГОС дошкольного образования и начального общего образования
  • Кондакова Наталия Алексеевна. «Ранняя профориентация как эффективный метод повышения качества образования дошкольника в условиях реализации ФГОС»
  • Тарасенко Татьяна Юрьевна. Сотрудничество с родителями как одно из условий повышения качества образования.
  • Тарасова Екатерина Петровна. Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного образования. Кружок «Капитошка» для среднего дошкольного возраста.
  • Исупова Анастасия Валерьевна, Соавтор: Литвинова Юлия Александровна. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ ПО «ШКАЛАМ ECERS-R», ЗА ПЕРИОД 2017-2018г, ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Тарасова В.И.. Целостность воспитательно-образовательного процесса в условиях интеграции содержания дошкольного образования
  • Дорогавцев Андрей Владимирович. Анализ механизмов реализации модели формирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования с учетом демографического прогноза в Самарской области
  • Шестерикова Наталия Николаевна. Отличительные особенности Федеральных государственных требований дошкольного образования от Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  • Твердохлебова Наталья Валерьевна. Ключ успеха дошкольного образования: родителям об образовательных стандартах
  • Симоненко Екатерина Сергеевна. «Применение дистанционных образовательных технологий при реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Эффективное сетевое взаимодействие с родителями».
  • Гаджиханова Джамиля Ахмедовна. Электронные образовательные ресурсы, обеспечивающие качество дошкольного образования.
  • Андреенко Татьяна Александровна. ДОРОЖНАЯ КАРТА по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)
  • Володченко Милена Сергеевна. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) (памятка для родителей)
  • Пикулева Елена Васильевна. Формирование развивающей предметно-пространственной среды в группе с учетом требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
  • Яруллина Эльмира Рамилевна. Театрализованная деятельность дошкольников как основа интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО
  • Андреенко Татьяна Александровна. Положение о рабочей группе по подготовке к внедрению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО)
  • Сумина Людмила Михайловна. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального казенного образовательного учреждения «Детский дом Радуга»
  • Сальникова Наталия Алексеевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС дошкольного образования
  • Новоселова Екатерина Викторовна. Физическое воспитание в ДОУ как одна из основных задач дошкольного образования
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Соболева Ирина Викторовна. «Организация преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования на основе создания в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у
  • Тетеревкова О. М Поликухина В. Ю.. Организация развивающей среды в условиях реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  • Валитова Мария Викторовна. Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Бражникова Алла Валериевна. Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь