Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования. «Дидактический Синквейн»
Макарова Елена Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ №6 «Родничок» комбинированного вида» г. Оленегорск, Мурманской области
В условиях введения ФГОС дошкольного образования перед педагогами дошкольного образования встаёт много вопросов:
- Как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его во взрослую жизнь, в школу? - Как научить применять знания, умения, навыки в конкретной ситуации? - Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения? - Как вовлечь ребенка в интерактивную деятельность на занятиях?
Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна.
Применение данной методики помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.
Синквейн – с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей.
Правила составления дидактического синквейна:
В первой строке – должна находиться сама тема (заголовок) дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: кто? что?
Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?
В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: что делает? что делают?)
В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.
Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: кто? что?
Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Его форма напоминает ёлочку.
При работе с данным приёмом можно решить сразу множество важнейших задач:
• изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;
• отрабатываются знания о частях речи;
• знания о предложении;
• умение соблюдать интонацию;
• значительно активизируется словарный запас ребёнка;
• совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
• активизируется и развивается мыслительная деятельность;
• совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь дидактического синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста, а также в опыте правильного использования различных терминов.
Например: Кто? - Медведь. Какой? - Мохнатый, большой. Что делает? - Рычит, Лакомится, Спит. Предложение - Зимой спит в берлоге. Ассоциация - Зверь.
Дидактический синквейн можно использовать:
Для закрепления изученной лексической темы. 1. Рябина. 2. Тонкая, кудрявая. 3. Растет, Зеленеет, Цветет. 4. Ягоды рябины любят снегири. 5. Дерево.
Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте: 1. Звуки речи. 2. Гласные, согласные. 3. Слышим, произносим, выделяем. 4. Звуки складываются в слоги. 5. Речь.
Используя слова из синквейна, придумать рассказ.
1. Белка.
2. Пушистая. Рыжая.
3. Прыгает, Скачет, Заготавливает.
4. Белка живет в дупле.
5. Дикое животное.
В лесу живет рыжий, пушистый зверек. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у нее дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орешками, семечками.
Синквейн несёт определенную эмоциональную окраску автора, можно сравнить: Осень Солнечная, тёплая. Дарит, Светится, Радует. В парке осыпаются листья. Золото! Осень Ветреная, холодная. Дождит, Шуршит, Хмурится. Люди смотрят в окна. Грусть!
Различные вариации для составления дидактического синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты: - составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); - коррекция и совершенствование готового синквейна; - анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).
Синквейн печатают дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами. Для детей старшей группы, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с воспитателем.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас, поэтому работу нужно начинать с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.
Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями.
В чём же эффективность и значимость синквейна?
Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от составления рассказа, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных).
Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно - ориентированной.
Синквейн для воспитателя детского сада - это: - инструмент для синтеза и обобщения сложной информации, - средство творческого самовыражения ребёнка, - способ обогащения словарного запаса, - подготовка к краткому пересказу, - и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.
В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности. - Синквейн является игровым приемом. - Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. - Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
- Синквейн учит краткому пересказу. - Синквейн помогает развить речь и мышление. - Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. - Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. - Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания. - Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в дошкольной практике объясняется тем, что:
- технология – открывает новые возможности; современная практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу воспитателя.
- гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на развитие речи детей и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход.
- способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
- является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
- носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.
Увлечение составлением дидактического Синквейна началось с выпуска традиционных, к Дню Защитника Отечества, международному дню 8-е Марта детских фотогазет. Совместно с детьми рассматривали фотографии, подбирали стихотворный текст, который наиболее точно подходил по содержанию. И на основе текстового анализа, с использованием слов и фраз из текста стихотворений, составляли Синквейн. Здесь же пригодились пословицы и поговорки. Я не ограничивала детей в количестве придуманных слов согласно правилам построения дидактического синквейна. В четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.
Для развития речевой активности, понимания и использования образности слов по каждой из лексических тем стараемся подбирать стихотворный материал.
Вспомните, с чем связана ваша счастливая пора детства!? Конечно это дом, семья, детский сад, друзья. Вслушайтесь, в какие слова дети вкладывают это понятие.
Вот увидите - удовольствие будет не только полезным, но и взаимным.
Система работы над составлением Синквейна по лексическим темам «Семья», «Детский сад», которые хочу представить, имела и коммуникативную направленность. Усвоенные элементы языковой системы включались в непосредственное межличностное общение, таким образом, чтобы у детей формировалась активная установка на процесс общения, оптимизм, коммуникативность, уверенность в своих силах. По итогам работы состоялся выпуск детского журнала нашей группы «Радужные страницы детства».
Этапы работы по лексическим темам «Семья», «Детский сад»:
I этап. Информационно-познавательный (получение информации с последующим обсуждением) Цель: получение информации о самом себе, сверстниках, о близких ребенку людях, их занятиях, увлечениях, взаимоотношениях. II этап. Эмоционально-волевой (понимание и оценка) Цель: помочь детям выработать положительную оценку по отношению к окружающим близким людям, сверстникам. III этап. Мотивоционно-поведенческий (апробация способов толерантного поведения в повседневной жизни) Цель: привитие нравственных норм поведения, уважения к окружающим, доброжелательности, вежливости, понимания.
Материалы работы по составлению дидактического синквейна сгруппировали по следующим направлениям:
1 Блок: Синквейны «Что такое дом?»
2 Блок: Синквейны «О семье!»
3 Блок: Синквейны «Детство, дети, дружба, друг, наша группа!»
4 Блок: Синквейны «О маме!»
5 Блок: Синквейны «О папе!»
6 Блок: Синквейны «Отношения детей в семье!»
7 Блок: Синквейны «О бабушке!»
8 Блок: Синквейны «О дедушке!»
9 Блок: Синквейны «День рождения!»
Примеры Синквейнов составленных детьми по темам «Семья», «Детский сад»:
Дом
Родной, теплый.
Согревает, укрывает, принимает.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Семья. (Саша Полозов)
Дом
Надёжный, любимый.
Охраняет, оберегает, защищает.
Он нужен каждому.
Любовь. (Галя Швыдкова)
Дом
Большой, красивый, теплый.
Согревает, укрывает, защищает.
Нужен всем людям.
Тепло. (Даша Шунина)
Дом
Красивый, крепкий.
Защищает, обогревает, любит.
В доме уютно.
Все вместе. (Лена Тихонова)
Семья
Большая, дружная.
Любят, заботятся, живут вместе.
Люблю когда все вместе.
Отдых. (Кирилл Симачков)
Семья
Добрые, красивые, умные.
Любят, растят, заботятся.
Мама, папа, дети.
Счастье! Все вместе!
(Кирилл Симачков)
Семья
Лучшая, любимая.
Учим стихи, покупаем наряды, отдыхаем.
Люблю когда вместе.
Дочка. (Соболева Полина)
Семья
Дружная, счастливая.
Читаем вместе сказки, играем, печем пирог.
Взрослые заботятся о детях.
Родители. (Даша Гаврилова)
Семья
Дружная, счастливая, лучшая.
Папа ремонтирует, мама готовит, обедаем.
Играем с папой в домино.
Хорошо вместе. (Саша Полозов)
Семья
Заботливая, дружная, спортивная.
Ходим на лыжах, катаемся с горки, ловим рыбу.
Любим ходить в гости к бабушке, дедушке.
Здорово дружим. (Виталий Карпов)
Семья
Дружная, веселая.
Живет, трудится, отдыхает.
Вместе весело путешествовать.
Моя! (Юля Савченкова)
Семья.
Дружная, спортивная.
Путешествуем, катаемся с горки, любим готовить.
Люблю, когда всем весело.
Радость. (Алена Ионова)
Любовь
Крепкая, большая.
Согревает, радует, окружает.
Люблю, когда на меня не сердятся.
Это Добро. (Даша Шунина)
Детство
Веселое, счастливое.
Играем, веселимся, растем.
Лучшее время в жизни.
Радость. (Алена Ионова, Даша Гаврилова)
Дети
Прекрасные, озорные.
Играют, шалят, бегают.
Люблю, когда никто не обижает друг друга.
Хорошо дружить! (Аня Синякова)
Друг
Хороший, близкий.
Дружит, играет, защищает.
Старый Друг — лучше новых двух.
Помощь.
(Юля Савченкова, Саша Полозов)
Наша группа
Весёлая, дружная.
Учимся, играем, танцуем.
Наш любимый детский сад.
Мы — дружные! (Яна Филиппова)
Мама
Дорогая, родная!
Слушаюсь, помогаю, люблю!
Ты нам всегда нужна.
Мамочка! (Даниил Романов)
Моя мама
Милая, добрая.
Любит, заботится, помогает.
Люблю прижаться к маме.
Доброта. (Лена Тихонова)
Мамочка.
Добрая, красивая, умная.
Заботится, готовит, разговаривает.
Мама печёт вкусный пирог.
Моя мама. (Даша Шунина)
Мама.
Красивая, добрая.
Готовит, моет, помогает стареньким бабушкам.
Люблю, когда мама делает прическу.
Красивая. (Галя Швыдкова)
Мама
Ласковая, красивая, строгая.
Целует, обнимает, убирает.
Мы Маме дарим праздник 8 марта.
Любовь. (Аня Синякова)
Мама!
Самая любимая!
Помогаю, слушаюсь, стараюсь…
Нет никого дороже тебя.
Всегда вместе! (Вася Башан)
Мама
Ласковая, строгая.
Воспитывает, заботится, обижается, когда не слушаюсь.
Мама помогает мне учить стихи.
Выручалочка. (Юлиана Савченкова)
Мой папа
Находчивый, умный, смелый.
Книжки читает, играть интересно, любит смеяться.
С ним каждый день – это праздник.
Настоящий друг. (Кирилл Симачков)
Папуля
Сильный, добрый, родной.
На каток идем, держимся за руки и не упадем.
Мы лучшие с ним друзья.
Настоящий супермен! (Полина Соболева)
Наш папа
Заботливый, добрый.
Книжки читает, из садика забирает, мирит нас.
Думаю, нет его счастливей на свете.
Он папа двух дочерей. (Юлиана Савченкова)
Прогулка с папой
Необычная, приключенческая.
Одеваемся, берем лыжи, идем в парк.
Вместе слепили снеговика.
Жалко мама в кадр не попала… (Виталий Карпов)
Папин помощник
Трудолюбивый, ловкий.
Намело, лопаты взяли, дорогу с папой расчищали.
Я от папы не отставал, снег лопатою бросал.
Довольны работой. (Саша Полозов)
Прогулка с папой
Интересная, веселая.
Катаемся, радуемся, смеемся.
Летим вместе с горки на «ватрушке».
Мы с папой вместе. (Даниил Романов).
Старшая сестра
Заботливая, строгая, умелая
Шутит со мной, помогает маме, рисуем.
Люблю с ней играть в догонялки.
Классно, что она есть. (Соня Кашинская)
Младший брат
Шумный, веселый.
Не любит одеваться, отбирает игрушки.
Вместе с братом катаемся с горки.
Скучно без него. (Кирилл Симачков)
Младшая сестра
Маленькая, шустрая.
Разбрасывает игрушки, капризничает, просится на ручки.
Люблю катать на машинке.
Малышка. (Даниил Романов)
Младший брат
Непоседливый, шумный, любимый.
Капризничает, просится на ручки, шумит, веселится.
Люблю его развлекать, держать на руках.
Мой братик! (Даша Шунина)
Бабушка
Добрая, заботливая, хлопотливая.
Балует, любит, играет, поет.
Люблю с ней путешествовать!
Как подружки мы! (Полина Соболева)
Бабушка
Щедрая, светлая.
Жалеет, любит, заботится.
Наполняет дом теплом.
Доброта. (Даша Шунина)
Бабушка
Добрая, любимая, выдумливая.
Балует, любит, угощает, играет.
Люблю проводить с ней выходные дни!
Настоящий друг! (Виталий Карпов)
Дедушка
Веселый, добрый, необходимый.
Играет, шутит, рассказывает, знакомит.
Люблю с ним играть.
Друзья! (Соболева Полина)
Дедушка
Серьезный, ворчливый, добрый.
Мастерит, шутит, учит, берет на рыбалку.
Люблю с ним ездить на буране.
Здорово! (Виталий Карпов)
Для каждого ребенка день рождения – это праздник, подарки и сладости, сюрпризы. Дети с нетерпением ждут этот день, чем он необычнее, тем ярче его радость. Составляя Синквейны о своем дне рождения они еще раз проживают это событие.
День рождения.
Впечатлительный, веселый, развлекательный.
Приближается, радуемся, приглашаем друзей.
Это веселье, подарки, фейерверк.
Удивление. (Полина Соболева)
День рождения.
Незабываемый, веселый, долгожданный.
Приближается, наступает, празднуем.
Это праздник, подарки и сладости.
Много друзей. (Даша Шунина)
День рождения.
Сказочный, увлекательный, красочный.
Приближается, радуемся, приглашаем гостей.
Это сказка, конкурсы, игры с друзьями.
Мои друзья. (Соня Кашинская)
День рождения
Долгожданный, хлопотливый, радостный.
Наступает, украшаем комнату, готовим угощение.
Это сюрприз, удивление, разноцветные гирлянды.
Поздравления. (Юлиана и Лиза Савченковы)
Деньрожденьичное меню
Необычное, яркое.
Режем, украшаем, накрываем.
Стараемся помочь маме.
Красота! (Юлиана Савченкова)
Вывод: выстраивание работы с детьми по формированию речемыслительной деятельности с использованием метода Синквейн, способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности совместной деятельности, а также подготовки дошкольника к успешному обучению в школе.
Думаю, что коллеги, применяющие метод Синквейн в работе, согласятся с тем, что созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.
Литература: 1. Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы . Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2.Терентьева Н. Синквейн по «Котловану»? Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006). 3. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005). 4. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ). 5. Личный архив Макаровой Е. В. воспитателя МДОУ № 6 «Родничок» по лексическим темам «Семья», «Детский сад».
|