Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов… К. Д. Ушинский
Важным условием развития ребенка дошкольника и его успешное обучение в школе является хорошо развитая речь. Статистика последних лет подсказывает, что проблемой дошкольного и начального образования является увеличение роста детей с нарушениями речи и с годами эти нарушения становятся сложнее. В связи с этим методы и приемы коррекции этих нарушений должны меняться и совершенствоваться. Для решения данной задачи создаются новые технологии, которые способствуют эффективному речевому развитию детей.
Скачать конспект
Одной из технологий в работе по развитию речи является создание синквейна. «Синквейн» переводится с французского языка, как «пять строк». Цель данной технологии: активизация познавательной деятельности, которая способствует развитию речи; умение выделять главное, классифицировать, обобщать. Если синквейн используется с дидактическими целями, он называется дидактическим.
Существуют определенные правила составления синквейна.
Первая строка – одно слово. Как правило, это существительное, слово, отвечающее на вопрос кто? или что?, обозначает предмет.
Вторая строка – два слова. Это прилагательные, отвечающие на вопросы какой? какие? какая? какое?, описывают признаки предмета.
Третья строка – три слова. Это глаголы, отвечающие на вопросы что делает? что делают?, описывают действия предмета.
Четвертая строка – четыре слова. Это предложение или словосочетание, которое показывает отношение автора к данной теме.
Пятая строка – одно слово. Оно связано с первым, вызывает определенные ассоциации, порой является синонимом.
Иногда можно отвлечься от правил четкого составления синквейна. Например, дошкольники затрудняются составить предложение из четырех слов, то оно может состоять из трех или из пяти слов. Так же ребенок может вспомнить пословицу или поговорку и применить в синквейне. В пятой строке слов может быть два или три.
Графически можно изобразить форму построения синквейна, чтобы схема находилась перед глазами дошкольников.
- слово
- слово слово
- слово слово слово
- Слово слово слово слово.
- Слово
Пример синквейна
- заяц
- пушистый серый
- бегает прыгает прячется
- Заяц убегает от лисы.
- трусишка
Работа по созданию синквейна ведется поэтапно. Дети должны четко понимать, какие слова обозначают предмет, признак, действия, уметь ставить вопросы к словам. Для того, чтобы эта работа была успешной, можно использовать дидактические и словесные игры ( «Кто что делает?», «Скажи какое?», «Угадай по описанию» и т. д.); мультимедийные презентации; игры малой подвижности ( «Живые слова», «Что мы делаем – не скажем» и т. д.). затем воспитанники вместе с педагогом учатся составлять синквейн, используя опорную схему. После этого дети работают в парах и в малых группах. Когда дошкольники четко усваивают схему построения, они составляют синквейн самостоятельно.
Работу по составлению синквейна можно использовать в различных режимных моментах.
Для составления синквейна задания могут быть разными:
- изучение лексической темы к одному слову
- составление короткого рассказа по готовому синквейну
- изменение готового синквейна (замена нескольких слов)
- определение первой строки синквейна
- сравнение нескольких синквейнов.
Синквейн необходимо составлять только после изучения темы, иначе у дошкольников данная работа вызовет затруднение. Если дети затрудняются, необходимо задать наводящие вопросы. После того, как синквейн составлен правильно, детей надо похвалить, поощрить. Постепенно составление синквейнов превратится в игру и занимательное занятие.
Для того, чтобы работа по составлению синквейнов была более эффективной и продуктивной, можно познакомить родителей с этой технологией. Формы работы могут быть различными: мастер-класс по составлению синквейна, родительское собрание (тематическая консультация), памятки, буклеты.
Чем чаще использовать синквейн технололии в работе, тем больше у детей увеличится словарный запас, что способствует развитию связной речи. Дошкольники будут самостоятельно рассуждать, анализировать, делать выводы, обобщать.
Используемая литература:
- Акименко В. М. «Новые педагогические технологии». Учеб. -метод. пособие, Ростов н/Д., 2008
- Душка Н. В. «Синквейн в работе с дошкольниками». Журнал «Логопед» №5 2005
- Ткаченко Т. А. «Учимся говорить правильно». М., 2002
|