Агеева Ирина Алексеевна. Синквейн – эффективная технология в работе по развитию речи дошкольников.

Синквейн – эффективная технология в работе по развитию речи дошкольников.

Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…
К. Д. Ушинский

Важным условием развития ребенка дошкольника и его успешное обучение в школе является хорошо развитая речь. Статистика последних лет подсказывает, что проблемой дошкольного и начального образования является увеличение роста детей с нарушениями речи и с годами эти нарушения становятся сложнее. В связи с этим методы и приемы коррекции этих нарушений должны меняться и совершенствоваться. Для решения данной задачи создаются новые технологии, которые способствуют эффективному речевому развитию детей.

 

Скачать конспект

Одной из технологий в работе по развитию речи является создание синквейна. «Синквейн» переводится с французского языка, как «пять строк». Цель данной технологии: активизация познавательной деятельности, которая способствует развитию речи; умение выделять главное, классифицировать, обобщать. Если синквейн используется с дидактическими целями, он называется дидактическим.

Существуют определенные правила составления синквейна.

Первая строка – одно слово. Как правило, это существительное, слово, отвечающее на вопрос кто? или что?, обозначает предмет.

Вторая строка – два слова. Это прилагательные, отвечающие на вопросы какой? какие? какая? какое?, описывают признаки предмета.

Третья строка – три слова. Это глаголы, отвечающие на вопросы что делает? что делают?, описывают действия предмета.

Четвертая строка – четыре слова. Это предложение или словосочетание, которое показывает отношение автора к данной теме.

Пятая строка – одно слово. Оно связано с первым, вызывает определенные ассоциации, порой является синонимом.

Иногда можно отвлечься от правил четкого составления синквейна. Например, дошкольники затрудняются составить предложение из четырех слов, то оно может состоять из трех или из пяти слов. Так же ребенок может вспомнить пословицу или поговорку и применить в синквейне. В пятой строке слов может быть два или три.

Графически можно изобразить форму построения синквейна, чтобы схема находилась перед глазами дошкольников.

  1. слово
  2. слово слово
  3. слово слово слово
  4. Слово слово слово слово.
  5. Слово

Пример синквейна

  1. заяц
  2. пушистый серый
  3. бегает прыгает прячется
  4. Заяц убегает от лисы.
  5. трусишка

Работа по созданию синквейна ведется поэтапно. Дети должны четко понимать, какие слова обозначают предмет, признак, действия, уметь ставить вопросы к словам. Для того, чтобы эта работа была успешной, можно использовать дидактические и словесные игры ( «Кто что делает?», «Скажи какое?», «Угадай по описанию» и т. д.); мультимедийные презентации; игры малой подвижности ( «Живые слова», «Что мы делаем – не скажем» и т. д.). затем воспитанники вместе с педагогом учатся составлять синквейн, используя опорную схему. После этого дети работают в парах и в малых группах. Когда дошкольники четко усваивают схему построения, они составляют синквейн самостоятельно.

Работу по составлению синквейна можно использовать в различных режимных моментах.

Для составления синквейна задания могут быть разными:

  • изучение лексической темы к одному слову
  • составление короткого рассказа по готовому синквейну
  • изменение готового синквейна (замена нескольких слов)
  • определение первой строки синквейна

- сравнение нескольких синквейнов.

Синквейн необходимо составлять только после изучения темы, иначе у дошкольников данная работа вызовет затруднение. Если дети затрудняются, необходимо задать наводящие вопросы. После того, как синквейн составлен правильно, детей надо похвалить, поощрить. Постепенно составление синквейнов превратится в игру и занимательное занятие.

Для того, чтобы работа по составлению синквейнов была более эффективной и продуктивной, можно познакомить родителей с этой технологией. Формы работы могут быть различными: мастер-класс по составлению синквейна, родительское собрание (тематическая консультация), памятки, буклеты.

Чем чаще использовать синквейн технололии в работе, тем больше у детей увеличится словарный запас, что способствует развитию связной речи. Дошкольники будут самостоятельно рассуждать, анализировать, делать выводы, обобщать.

Используемая литература:

  1. Акименко В. М. «Новые педагогические технологии». Учеб. -метод. пособие, Ростов н/Д., 2008
  2. Душка Н. В. «Синквейн в работе с дошкольниками». Журнал «Логопед» №5 2005
  3. Ткаченко Т. А. «Учимся говорить правильно». М., 2002
Просмотров: 497
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Шуваева Оксана Анатольевна. Методическая разработка «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»
  • Козлова М.Ф.. Формирование лексических средств языка в работе с детьми с ОНР посредством синквейна
  • Родина Елена Алексеевна. Комплексно-тематическое планирование Теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»
  • Швецова Элла Александровна. Методическая разработка 'Инновационные приемы развития речемыслительной деятельности детей на основе дидактического синквейна'.
  • Юсупова Мария Сансызбаевна. Конспект занятия по развитию речи Сочиняем стихи по сказке «Гуси-лебеди»» с использованием технологии синквейн
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Курбесова Наталья Александровна. Конкурс чтецов 'Живое слово' для старших дошкольников.
  • Ольга Львовна Вьюнова. 'Как слово наше отзовется?'
  • Наталья Григорьевна Черемисова. Мама-главное слово на свете
  • Бабкина Елена Николаевна. Интегрированное занятие в подготовительной группе «О, как прекрасно слово: «Мама!»
  • Ладзина Марина Александровна. Буклет для родителей «Первое слово малыша»
  • Полякова Татьяна Ивановна. Проект «Мама – главное слово в каждой судьбе!»
  • Щеболкина Надежда Михайловна. «Ой, люшеньки-люшки…» (художественное слово для детей раннего (преддошкольного) возраста)
  • Алилуева Юлия Вячеславовна. Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
  • Фадеева Ольга Анатольевна. Проект «Доброе слово» по нравственному воспитанию дошкольников старшего возраста
  • Буркеева Эльвира Рахибовна. Речевое и познавательное развитие детей дошкольного возраста методом дидактического синквейна
  • Нечаев Геннадий Владимирович. Вежливое слово
  • Фадеева Ольга Николаевна. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».
  • Низинькова Алёна Аркадьевна. Конспект организованной образовательной деятельности «Сказочное слово» в подготовительной группе.
  • Рязанцева Надежда Рубиновна. Проект «Доброе слово каждому в радость»
  • Главный Редактор. Мама... Простое, казалось бы, слово - стихи родителям
  • Рамазанова Екатерина Адиковна. Картотека по пособию Л.Н. Толстого «Родное слово»
  • Тюрина Ольга Васильевна. Семинар-практикум на тему 'Родное слово'
  • Петухова Татьяна Леонидовна. Театральная сценка - ДОБРОЕ СЛОВО /на нравственную тему/
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Чернышева Наталья Валериевна. Развитие духовно-нравственных и патриотических качеств детей дошкольного возраста через художественное слово. Кружок «Веселый язычок»
  • Печенкина Наталья Юрьевна. Мастер-класс для педагогов «Дидактический синквейн: оптимизация речевого развития дошкольников»
  • Волынец Николай Иванович. Сказка про морских животных - Очень страшное слово
  • Хачатрян Мариам Феликсовна. Художественное слово в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь