Алилуева Ю.В., Воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад № 251 г. Челябинска»
Говоря о формах, методах и приемах развития познавательно – речевых способностей у детей обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Часто у ребёнка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, им трудно выучить наизусть стихотворение, одной из причин является бедный словарный запас. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.
Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.
Скачать презентацию
Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность и развивать монологическую речь дошкольников, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, СИНКВЕЙНА. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Представляю вашему вниманию презентацию мастер-класса для педагогов ДОУ «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
Слайд 1
Говоря о формах, методах и приемах развития познавательно – речевых способностей у детей обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов- одним из которых является технология Синквейн.
Слайд 2
Часто у ребёнка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, им трудно выучить наизусть стихотворение, одной из причин является бедный словарный запас. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.
Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Слайд 3.
Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:
- открываются новые творческие интеллектуальные возможности
- гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК
- способствует обогащению и актуализации словаря
- является диагностическим инструментом
- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
- используется для закрепления изученной темы
- является игровым приемом
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.
Слайд 4
Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Когда же начинать знакомство с этим приемом? С детьми старшего возраста
Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии, основанный на подсчёте слогов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии.
Дидактическое правило составления синквейна разработали уже намного позже. В педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России.
К основным правилам составления синквейна относятся следующие:
- строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);
- строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства. слова можно соединять союзами и предлогами.
- строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
- строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
- строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Слайд 5
Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн –получается у всех!
НО! Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово-предмет, слово -действия, слово-признак., уметь согласовывать слова в предложении
Слайд 6
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:
I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь первого года обучения).
Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.
Начинать надо с простых понятий, знакомой темы.
Что делает цветок – растет, цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет.
Девочка и мальчик могут производить несколько действий — смотрит, плачет, улыбается, кричит, прыгает, бегает, сидит, играет.
Что изображено на картинке: кошка лежит, чайник кипит.
Несколько признаков к одному предмету – жёлтый, кислый, сочный, ароматный (лимон).
Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета, мы учим дошкольников составлять распространенное предложение. Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Знакомим детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом).
На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста.
Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?
Слайд 7
Конечно, можно. Для этого мы вводим условные обозначения. Составить синквейн получается у всех. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Главное начать писать и все обязательно получится. Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Слайд 8
На слайде Вы видите алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке может одно слово необязательно, может быть два или три.
Слайд 9
Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.
Слайд 10-11
Синквейн, придуманные детьми:
Кто? Кукла
Какая? Красивая, Любимая
Что делает? Стоит, Сидит, Улыбается
Предложение. Моя кукла самая красивая
Ассоциация. Игрушка
Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
Начинать надо с простых понятий, знакомой темы.
Синквейн «Дом» (Егор У.)
Результатом творческой деятельности детей, созданным ими оригинальным продуктом может являтся «Копилка синквейнов». В копилку могут быть собраны синквейны по многим лексическим темам, а также по разученным стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни, синквейнов с трудными звуками.
Слайд 12
Оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа, но созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.
Предлагаю вам составить синквейн на тему семья
Слайд 13
Задания для детей на составление синквейна могут быть различными:
- к одному слову-предмету по лексической теме
- к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой.
- составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна.
- коррекция и совершенствование готового синквейна
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).
Слайд 14
Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
Слайд 15
Предлагаю вам составить на этапе рефлексии нашей совместной деятельности синквейн о синквейне.
Слайд 16
Спасибо за внимание!
|