Цель: повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ в процессе активного взаимодействия по освоению нетрадиционной педагогической технологии развития речи дошкольников – дидактический синквейн.
Теоретическая часть:
Понятие «дидактический синквейн»
Цель и задачи дидактического синквейна
Этапы построения работы.
Обоснование внедрения новых технологий:
ФГОС ДО определяет систему новых стандартов к структуре, результатам, условиям реализации образовательной программы ДОУ.
В работе по речевому развитию необходимо использовать технологии, приёмы и методы которые способствуют совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, формированию лексико-грамматического строя и связной речи.
Понятие "дидактический синквейн":
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки.
Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Синквейн-это план, план-схема, модель в которую заложена определенная информация в виде слов, графических изображений.
Цель обучения составлению синквейна- развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи.
Актуальность технологии "дидактический синквейн": Синквейн используется на НОД по развитию речи и познавательному развитию с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.
Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.
Составление синквейна проводится в рамках прохождения. определенной темы.
Синквейн учит определять грамматическую основу предложений.
Синквейн развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.
Синквейн является диагностическим инструментом (даёт педагогу возможность оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала).
Синквейн не только развивает речь, но и способствует развитию высших психических функций.
Синквейн позволяет ребёнку быть активным участником творческого образовательного процесса.
Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли.
Синквейн совершенствует словарную работу.
При составлении синквейна решаются следующие задачи:
Уточнение, расширение, активизация словаря.
Знакомство с понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак».
Дети учатся согласованию слов.
Дети знакомятся с понятием «предложение».
Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, использую схемы предложений.
Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой, а такжк используют знания пословиц, поговорок по теме.
Развитие ассоциативного мышления и образной памяти.
Этапы работы:
предварительный и основной.
Правила составления синквейна:
Первая строка – одно слово – предмет;
Вторая строка – два слова – признаки;
Третья строка – три слова – действия;
Четвёртая строка – фраза из нескольких слов;
Пятая строка – слова – ассоциации.
Вывод: Технология «дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трёх основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, т. к его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей и может успешно применяться в педагогической и логопедической практике и тем самым оптимизировать работу по речевому развитию дошкольников.
|