Куликова Елена Александровна. Игровые технологии в работе педагога-психолога по развитию конструктивно-пространственного мышления у дошкольников с ТНР (ОНР)

Игровые технологии в работе педагога-психолога по развитию конструктивно-пространственного мышления у дошкольников с ТНР (ОНР)

Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования.

Эффективное решение проблемы преодоления тяжелого нарушения речи (ТНР) возможно при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе учителя-логопеда и педагога-психолога. Педагоги, принимающие участие в коррекционно-воспитательном процессе, не только помогают становлению личности ребенка с речевой патологией, но и все вместе решают задачи преодоления нарушений умственного, сенсорного и физического развития детей, создавая тем самым благоприятные предпосылки работы над речью.

Рассматривая речевые нарушения во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития необходимо проанализировать те особенности, которые накладывают неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной сферы.

 

Принято считать, что к группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с общим недоразвитием речи (ОНР) различного генеза. У дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) существует значительное отставание в развитии психических процессов:

  • неустойчивость и быстрая истощаемость внимания
  • заметно снижена вербальная память и продуктивность запоминания (дети часто забывают 3-4 ступенчатые инструкции, опускают некоторые элементы и меняют последовательность заданий, не придерживаются точной инструкции
  • недостаточность развития наглядно-образного мышления
  • недостаточная координация пальцев рук
  • характерна регидность мышления
  • дошкольники с ОНР без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом; им свойственны трудности при ориентировке в пространстве, дифференциации понятий «право», «лево»
  • затруднено выполнение действий по словесной инструкции

Поэтому наряду с работой логопеда по устранению речевых недостатков, особую важность приобретает работа педагога-психолога в сфере профилактики и коррекции нарушений познавательного развития.

Использование педагогом-психологом игровых технологий по развитию конструктивно-пространственного мышления детей дошкольного возраста способствуют развитию мыслительных способностей детей, гармоничному развитию личности. Однако на современном этапе существует противоречие между необходимостью развития мышления у дошкольников в условиях современного ДОУ с одной стороны и недостаточностью применения на практике оригинальных эффективных форм и методов, направленных на развитие мышления.

Хотелось бы поделиться практическим опытом коррекционно-развивающей работы по авторской программе развития конструктивно-пространственного мышления у дошкольников с ОНР, в основе которой лежат игровые технологии.

Цель программы – Развитие пространственного мышления дошкольников через формирование стратегии выполнения конструктивных задач и развитие комбинаторных способностей.

Задачи программы:

  • Развивать комбинаторные способности
  • Формировать способности к пространственному анализу и синтезу
  • Развивать умения понимать и использовать различные схематические изображения и воссоздавать модель по образцу
  • Развивать умения предвидеть результат деятельности
  • Воспитывать интерес к конструктивным играм с мозаикой, счетными палочками и кубиками Кооса.

Возраст детей, на которых рассчитана программа: от 4х лет. Время проведения совместной деятельности – 20-25 минут, 1-2 раза в неделю.

Количество детей, участвующих в совместной деятельности – 6-8 человек.

Программой предусмотрена совместная деятельность с детьми в форме регулярных, специально организованных (с постепенно усложняющимися задачами) подгрупповых занятий. На одном занятии используются игры с мозаикой, с кубиками Кооса, счетными палочками, объединенные одним сказочно-игровым сюжетом. Основным дидактическим материалом является мозаика, обладающая широкими развивающими возможностями. Работа с мозаикой позволяет формировать ориентировку в двумерном пространстве, умение действовать по плану и в соответствии с образцом, количественные представления, развивает внимание, усидчивость, целеустремленность, тонкую моторную координацию – все это создает надежный фундамент готовности к школьному обучению. Кроме того, игры с мозаикой очень нравятся дошкольникам.

В процессе освоения детьми программы идет последовательное усложнение задач работы:

С мозаикой:

  1. Изменяются цветовые и пространственные характеристики (от однородных изображений к чередованию двух-трех цветов, от непрерывных линейных конструкций к прерывистым с соблюдением интервала и различным пространственным расположениям);
  2. Изменяется образец (реальный образец – образец на фланеллеграфе – цветной графический образец – схематичное изображение);
  3. Изменяется характер выполнения задания (от пошагового выполнения под руководством взрослого к полностью самостоятельному выполнению);
  4. Учет длины конструкции (от произвольной длины к использованию условной линеечки, линеечки с количеством элементов и пересчету элементов);
  5. Изменяется размер элементов (от крупной мозаики диаметром 2 см к средней диаметром 1,5 см к мелкой 1см).

С кубиками:

  1. От плоскостных к объемным.
  2. От картинок из 4 кубиков к картинкам из 9-16 кубиков.
  3. От образцов, разделенных на части до целостных.
  4. От простых изображений к более сложным.
  5. От создания узоров по готовым образцам до самостоятельно придуманных узоров.

Вся совместная деятельность взрослого с ребенком построена на игровом сюжете.

Задания связаны общей темой, героем или сюжетом.

Например: цикл занятий «В гостях у сказки», когда дети помогают сказочным героям, выполняя определенные задания (конструкции) или на занятии, посвященном Дню Защитника Отечества, ребята конструируют изображения на военную тематику (вертолет, танк, флаг).

Для активизации познавательной творческой деятельности детей применяется мотивация, побуждающая ребенка к достижению положительного результата в деятельности (например, помощь сказочному герою или игровому персонажу). Задания подбираются в соответствии с зоной ближайшего развития детей.

Каждая совместная деятельность включает в себя следующие этапы:

  1. Сюрпризный момент ( «Внимание, внимание! Наш волшебный сундучок открывается и сказка начинается!» — открывается расписной в сундучок и начинается игра);
  2. Пальчиковые или логоритмические игры на тематику игр; 3.Обыгрывание выбранного сюжета,
  3. Игра-задание с двумя-тремя видами игр (кубики и мозаика, мозаика и счетные палочки)

В совместной деятельности с мозаикой и кубиками используется набор приемов и методов для формирования деятельностного аспекта мышления, которые позволяют планомерно формировать у ребенка весь набор операций пространственной комбинаторики и формирование каждой из фаз (в данном случае) конструктивной деятельности.

Решая игровые задачи, дошкольники

  • знакомятся с поставленной задачей (образцом), условиями выполнения (наличие образца, количество элементов, наличие элементов помощи) (ориентировочная фаза деятельности)
  • учатся выбирать последовательность действий и способ решения поставленной задачи (фаза планирования)
  • учатся сравнивать свой продукт с образцом в процессе выполнения и окончательный результат (фаза контроля).

В итоге концу учебного года:

  • У детей сформирован стойкий интерес к играм с мозаикой, кубиками Кооса, палочками.
  • Деятельность становится целенаправленной.
  • Дети самостоятельно выполняют задания, ориентируясь на образец – схему без руководства взрослого.
  • Преимущественная стратегия деятельности – зрительное соотнесение. *Увеличивается уровень сложности заданий. *Соотносят количество элементов с цифровым обозначением в пределах первого десятка.
  • Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи.
  • Развивается комбинаторика и формируется каждая из фаз (в данном случае) конструктивной деятельности.

Таким образом, используя игровые технологии в коррекционно-развивающей работе, можно достичь определенных положительных результатов в развитии мышления дошкольников с ОНР.

Развитие сказывается не только в овладении отдельными операциями и формами, но и в овладении общим методом аналитико- синтетической деятельности. (Освоение метода заключается в образовании специальных умственных умений воспринимать задачу, вести ее анализ и целенаправленно, используя знания, приемы и способы действия, и успешно ее решать).

Просмотров: 780
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Пелипенко Светлана Николаевна. Коррекционная работа по развитию мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Якубова Елена Николаевна. Коррекционная работа по развитию мышления старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр
  • Суфиева Надежда Александровна. Психолого-педагогические средства развития элементов логического мышления у старших дошкольников.
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Радюкова Елена Васильевна. Развитие элементов логического мышления посредством развивающих игр у детей 5 лет
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Труль Татьяна Анатольевна. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием элементов технологии исследовательской деятельности. Тема: 'Путешествие в сказку'
  • Батищева Елена Ярославовна. Нестандартные приёмы для развития речи и творческого мышления детей.
  • Ананьева Елена Владимировна. Картотека игр и игровых упражнений для развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР
  • Трушлякова Елена Александровна. Развитие воображения и пространственного мышления при использовании логичесикх блоков Золтана Дьенеша (начальная ступень)
  • Лазаренко Наталья Николаевна. Развитие мышления у старших дошкольников с нарушениями речи
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. Роль развития мелкой моторики рук в коррекции речи детей с ОНР.
  • Гриценко Наталия Михайловна. 'Роль дидактической игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста'
  • Тимербулатова Р. А.. Игровые приемы для развития артикуляционной моторики дошкольников с ОНР.
  • Межевикина Ольга Петровна. Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста
  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Фаттахова Наталья Вячеславовна, Григорьева Ирина Николаевна. Тематический контроль «Состояние работы по развитию конструктивной деятельности дошкольников и формирование предпосылок развития технического творчества»
  • Даутова Венера Хамбаловна. Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Баталова Ирина Владимировна. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Попова Ольга Владимировна. Развитие диалогической речи детей посредством использования элементов театрализованной деятельности
  • Сафарова Наталья Викторовна. Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления. Опыт работы
  • Торопцева Наталья Николаевна. Применение игровых методов и приёмов в процессе формирования коммуникативно-речевых умений и навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Бабурина Кристина Александровна. Презентация «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь