Лазаренко Наталья Николаевна. Развитие мышления у старших дошкольников с нарушениями речи

Развитие мышления у старших дошкольников с нарушениями речи

Лазаренко Наталья Николаевна, МБДОУ №28 «АБВГДейка», учитель-логопед, педагог-психолог г. Кемерово, Кемеровская область

Старший дошкольный возраст является периодом активного развития наглядно-образного мышления. В этом же возрастном периоде происходит формирование причинно-следственного мышления, преодоление эгоцентризма. Но, к сожалению, в практике значительная часть детей не способны выстроить правильную последовательность серии сюжетных картинок, описать предмет, сравнить его с другим предметом. Такие проблемы наблюдаются как у детей с нормой речевого развития, так и явно выражены у детей с общим недоразвитием речи. Для детей с ОНР III уровня характерны нарушения лексико-грамматического строя, проявляющиеся в неточности словоупотребления, ограниченном словарном запасе, несогласованности частей речи в числе, роде, падеже, а также простоте лексико-грамматических конструкций, нарушении логики изложения при рассказывании. Эта категория детей в силу недоразвития речи, затрудняется использовать ее как инструмент мышления.

 

Скачать конспект

Согласно, современным Стандартам образование должно не только сформировать у подрастающего поколения систему знаний, но и умения ею пользоваться. Это возможно, если ребенок будет обладать интеллектуальными умениями. В старшем дошкольном возрасте актуальным является обучение ребенка умению анализировать, сравнить объекты в процессе различных видов деятельности (речевой, экспериментальной, игровой и т.д.). Для формирования этих навыков эффективны игровые задания, которые можно включать в занятия, игру, эксперименты.

Например, игровое упражнение «Продолжи предложение» (варианты названий «Знатоки», «Детективы»).

На земле лужа, потому что …
Зимой расцвел цветок, потому что …
На улице пошел снег, потому что …
В комнате стало светло потому, что …

Для создания игровой ситуации детям предлагается провести расследование, выступить в роли ученых. При выполнении важно стимулировать детей придумать как можно больше объяснений. Таким образом, это упражнение позволит сформировать еще и гибкость мышления. Например, в комнате стало светло, потому что включили свет, открыли окна, закончился дождь или гроза, спилили дерево, закрывающее окно, убрали большой цветок с окна, наступило утро, сделали ремонт и др.

Для развития навыков анализа, сравнения детям предлагается игровое упражнение «Сравнение пар слов». Дается инструкция: «Рассмотри карточки (предметы). Назови, чем они похожи? Назови, чем они отличаются?»

При групповой работе каждый ребенок называет по очереди одно сходство или отличие. При определении схожих признаков важно обратить внимание на сходные существенные признаки. Например, что грибы имеют шляпку и ножку. У деревьев есть корни, стол, листья (иголки). Пары слов имеют общее родовое понятие, так и разные родовые понятия. Например, елка и береза – деревья, но елка – хвойное дерево, а береза – лиственное. Таким образом, данное упражнение позволяет ещё и обогащать лексический словарь, уточнять содержание представлений, понятий.

Таблица 1

Материал к выполнению игрового упражнения «Сравнение пар слов»

Развивать мышление, умения задавать вопросы, анализировать, синтезировать отдельные признаки в целое, узнавать по признакам объекты поможет игровое упражнение «Угадайка». Упражнение проводится в два этапа, т.к. необходимо научить детей задавать вопросы. На первом этапе педагог выбирает объект и задает о нем вопросы детям: живое-неживое, какого цвета, формы, размера, для чего используется, что делает. Используются игровые упражнения на анализ признаков предметов. После этого детям предлагается угадать заданный предмет (объект), задавая о нем вопросы: «Я загадала слово (предмет). Задайте вопросы и угадайте, что (или кто) это».

Например: детям показываются несколько демонстрационных карточек по лексической теме «Транспорт» (вертолет, самолет, пароход, автобус, автомобиль). Педагог задает вопросы: Как назвать одним словом то, что изображено на картинках? Для чего нужен транспорт? Что общего у вертолета и самолета? Чем отличается пароход от автомобиля? И т.д. Затем карточки переворачиваются. Приглашается один ребенок, он выбирает карточку (не показывая остальным). Детям предлагается задать ему вопросы и отгадать, какой транспорт изображен на карточке.

Когда дети хорошо освоят умение задавать вопросы, приемы первого этапа можно не использовать, а также предлагать детям для отгадывания объекты по различным лексическим темам.

Таким образом, выполнение подобных упражнений способствует развитию вербального и наглядно-образного мышления, расширению словарного запаса, грамматического строя речи, умения выражать свои мысли, использовать речь как инструмент мышления.

Просмотров: 485
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Кармазова Анна Михайловна. «Развитие мышления умением задавать правильные вопросы»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Савиных Елена Анатольевна. Что такое ритмика и в чем её польза для развития дошкольников?
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Батищева Елена Ярославовна. Нестандартные приёмы для развития речи и творческого мышления детей.
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Гриценко Наталия Михайловна. 'Роль дидактической игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста'
  • Никулова Т. И. Конспект интегрированного досуга для детей с общим недоразвитием речи и их родителей «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Редактор. Что подарить детям на выпускной в детском саду?
  • Белоусова Ю.А.. Беседа с родителями «Что читать детям трусишкам»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Борисова Валентина Анатольевна. Что читать детям разного возраста
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Даутова Венера Хамбаловна. Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников
  • Палюга Вера Александровна. Конспект занятия по математике Тема: Задачи и вопросы «Сколько стало».
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Детские вопросы: как правильно на них отвечать?'
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Елена Фурманчук. Игры для развития словарного запаса и грамматического строя речи
  • Толмачева Людмила Алексеевна. Вопросы методики развития мелкой моторики рук и графических навыков у дошкольников
  • Кошелева Светлана Александровна. Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».
  • Панова Марина Сергеевна. Почему важно отвечать на вопросы ребенка
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Данилишина Анна Вячеславовна. Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Фрукты»
  • Пелипенко Светлана Николаевна. Коррекционная работа по развитию мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь