Речь — инструмент развития высших отделов психики человека, высших форм познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают, в какой-то степени, независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребёнка возникает сложное, качественно новое единство — речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Овладение способностью к речевому общению создаёт предпосылку для социальных контактов, благодаря которым формируются представления ребёнка об окружающем мире. Овладение речью способствует осознанию, планированию, регуляции поведения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Скачать конспект
Общее недоразвитие речи – это стойкое нарушение всех компонентов речи, как фонетико-фонематической и лексико-грамматической системы языка, так и связной речи.
Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и т.п. Кроме того, язык является упорядоченной системой, в которой все части речи связаны между собой по определенным правилам.
Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов.
Проблему формирования лексико-грамматического строя речи в коррекционно-развивающем обучении детей с ОНР 3 уровня, считаю актуальной, имеющей большую практическую значимость.
Дошкольник 6-7 лет, не овладевший определенным уровнем овладения родным языком, испытывает значительные трудности при овладении школьной программы.
Цель моей работы: формирование лексико-грамматического строя речи через эффективные методы и приемы.
Направления работы:
- Обогащение, актуализация, коррекция словаря по лексическим темам.
- Развитие функции словообразования.
- Развитие функции словоизменения.
- Развитие антонимии, синонимии.
В своей практике я использую следующие приемы по развитию лексико-грамматического строя речи у детей:
1. Лексическая тема «Фрукты».
Упражнение «Приготовим сок».
Цель: упражнять образовывать относительные прилагательные.
Задачи:
- Расширение словарного запаса.
- Согласование существительного с прилагательным.
Сок из винограда — виноградный
Сок из лимона-……
Сок из граната-…
Сок из яблок-…
Сок из абрикосов-…
Сок из слив-…
Детям предлагается назвать по картинкам, какой сок получится из фруктов.
2. Лексическая тема «Животные жарких стран» (автоматизация звука Р)
Цель: актуализация знаний детей по теме «Животные жарких стран».
Задачи:
- Автоматизация звука Р.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
- Согласование существительного с числительным.
-Ребенку предлагается закрыть фишками только животных жарких стран, при этом стараться правильно проговаривать автоматизируемый звук.
-Ребенку предлагается посчитать до пяти любое животное, в названии которого есть звук (Р), загибая пальчики.
«Один жираф, два жирафа, … пять жирафов»
3. Лексическая тема «Зимующие птицы»
Цель: актуализация знаний детей по теме «Зимующие птицы».
Задачи:
- Автоматизация звука Р в словах.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
- Употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
- Представь, что к нам прилетела не одна, а много птиц. К нам прилетело много (Кого?) -. сорок, ворон, воробьёв, синиц, …
4. Дидактическая игра «Лунтик и бублики»
Цель: составление простых предложений..
Задачи:
1. Автоматизация звука Л в словах, предложениях.
- Ребенку предлагается назвать все бублики, которые принёс Лунтик, при этом нужно правильно проговаривать звук Л.
- Ребенку предлагается придумать предложение по заданной схеме.
5. Упражнение «Один-все» (Автоматизация звука Ш.)
Цель: употребление существительных в именительном падеже множественного числа.
Логопед называет один предмет, а ребенок называет несколько по образцу: «Ромашка -ромашки, мышь –мыши», … и т.д.
6. Игра «Скажи наоборот» (с мячом)
Цель: образование слов антонимов, т.е. подбор слов с противоположным значением.
веселый — грустный
быстрый — медленный
красивый — безобразный
пустой — полный
худой — толстый
умный — глупый
трудолюбивый — ленивый
тяжелый — легкий
трусливый — храбрый
твердый — мягкий
светлый — темный
длинный — короткий
высокий — низкий
положительный-отрицательный
горячий — холодный
больной — здоровый
широкий – узкий
7. Игра "Скажи похоже"
Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.
Логопед передает мяч ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.
- Думать —.... (размышлять), открыть —..... (отворить), отыскать —... (найти), зябнуть —... (мерзнуть), поразить —... (удивить), шалить —... (баловаться), забавлять —.... (развлекать), прощать —... (извинять), звать —... (приглашать), реветь —... (плакать), мчаться —... (нестись), вертеться —... (крутиться), опасаться —... (бояться), бросать —.... (кидать).
Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.
- Этот дом большой, а этот.... (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем.... (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем..... (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка..... (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня..... (жаркий).
Выбери из трех слов два слова- «приятеля»
Конь, собака, лошадь.
Грустный, печальный, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый.
Веселый, крепкий, прочный.
Слабый, неловкий, неуклюжий.
Большой, красивый, огромный.
Взять, схватить, идти.
Думать, ехать, соображать.
Торопиться, спешить, ползти.
Радоваться, веселиться, наряжаться.
Использование данных приемов в моей работе позволяет детям свободно, точно, грамматически правильно строить высказывания. По наблюдениям воспитателей, все дети, посещающие логопедические занятия, имеют положительную динамику в речевом развитии.
|