Цель логопедического занятия: формирование лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закреплять названия домашних птиц и их детенышей, расширять знания о домашних птицах, обогащать и активизировать словарь по данной теме.
Коррекционно–развивающие: развивать словесно-логическое мышление, мелкую и общую моторику, просодическую сторону речи, продолжать развивать у детей умения: образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; образовывать существительные множественного числа; закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие цветовосприятие, воображение, фантазию, интерес к рисованию в технике пуантилизма.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к домашним птицам, учить внимательно слушать собеседника, формировать навыки доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: иллюстрации с изображением домашних птиц, изображение картинки птичницы, картинка «птичий двор», маски-шапочки с изображением дом птиц, мяч, ноутбук с записью голосов домашних птиц, контурное изображение петуха, гуашь, ватные палочки
Предварительная работа: Чтение сказки В.Сутеева «Петух и краски», разучивание стихотворения «Петушок».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
1 -Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим пригожим, я предлагаю образовать круг.
«Собрались все дети в круг. Я – твой друг и ты – мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся».
Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она от меня идёт к Кате, от Кати к Алеше, от Алёши к Тихону и т. далее по кругу и возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!
Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось, давайте поприветствуем их.
2. Сообщение темы занятия.
(Показываю картинку «Птичий двор».)
-Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор.
Логопед предлагает его внимательно рассмотреть, задает ребятам следующие вопросы:
– Кто живет на птичьем дворе? Как можно назвать этих птиц? (Домашние птицы.)
– Почему их называют домашними? (Потому, что они живут рядом с человеком, и человек заботится о них.)
- Как называется профессия человека, который работает на птичьем дворе? (показ. картинку птичницы). Что делает птичница? (дает птицам корм, воду)
– Какую пользу человеку приносят домашние птицы? (Птицы дают человеку яйца, мясо, пух и перья.)
II. Лексико-грамматические игры и упражнения
1. Игра «Волшебные превращения»
- Я предлагаю вам превратиться в птиц, отгадав загадки. Кто первый отгадает загадку о птице, тот станет этой птицей, а наша группа – птичьим двором. (Дети отгадывают загадки, логопед надевает им на голову маски-шапочки с изображением домашних птиц.)
Загадки
- Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Это гусь.)
- Квохчет, хлопочет, детей созывает, всех под крылья собирает. (Это курица.)
- Ходит, болбочет, на всех страх наводит. (Это индюк.)
- Ходит на рыбалку неспеша, вразвалку: сама себе удочка, кто это? (Это уточка.)
- Живу во дворе, пою на заре. На голове гребешок. (Это петушок.)
- Узнай птиц по голосу
(Дети прослушивают аудиозаписи с голосами домашних птиц.) Отвечают на вопросы логопеда:
– Чей голос вы слышите? (Я слышу голос петуха, гуся, курицы, индюка, утки, цыплят.)
3. Кто как голос подает
Дети становятся в круг (петушок, гусь, курица, уточка, индюк). Логопед произносит следующее:
– Я по кругу иду, птичку выбрать хочу. Ты кто? (Я петушок.)
– Петушок, спой нам песенку. (Кукареку!)
– Что петух делает? (Петух кукарекает.)
(Таким же образом образуются глаголы для остальных птиц: утка крякает, индюк болбочет, курица кудахчет, гусь гогочет, шипит.)
4. Упражнение «Весёлая семейка»: Назовите папу, маму и детеныша каждой птицы. (выставляется картинка с семьями)
Петух, курица, цыпленок. Гусь, гусыня, гусенок. Селезень, утка, утенок. Индюк, индейка, индюшонок.
5. Дидактическая игра "Один – много". — Давайте поиграем в игру «Один — много». Мы волшебники немного, был один, а станет много.
курица – курицы, куры, петух – петухи, цыпленок – цыплята, гусь – гуси,
гусыня – гусыни, гусенок – гусята, утка – утки, селезень – селезни,
утенок – утята, индюк – индюки, индюшка – индюшки, индюшонок – индюшата,
6. Игровое упражнение «Назови ласково»
- Птичница очень любит своих птиц, и зовет их ласково. Дети, я буду называть домашнюю птицу, а вы будете называть их так, как зовет их птичница: (игра с мячом)
Курица – курочка, утка – уточка, петух – петушок, цыпленок – цыпленочек, утенок – утеночек, гусенок – …, птенец-птенчик, крыло – …, клюв -…, перо -…, лапа -…, хвост – …
7. Упражнение «Кто лишний?»: Внимательно посмотри на картинку. Что перепутал художник? Какие птицы не живут в курятнике? Расскажи, где находится каждая птица и как расположены предметы в курятнике, используя предлоги на, около, у, с (со), за.
III. Физминутка
-На нашем птичьем дворе начинаются танцы, я приглашаю всех танцевать. (Дети изображают движения домашних птиц, исполняют танец «Веселых утят».)
IY. ИЗО-терапия (техника рисования палочками, пуантилизм)
-Дети, посмотрите, какой необычный петушок пришел к нам в гости. Вы узнали, из какой он сказки? (Да, он из сказки «Петух и краски» В.Сутеева.)
-Как вы думаете, хорошо ему гулять нераскрашенным? Сможем ему помочь?
-Конечно, поможем ему! Он станет разноцветным, когда мы выполним различные задания.
- Вспомним правила работы с ватными палочками и гуашью. Рисунок создается при помощи отдельных точек (или мазков) разного цвета. При этом краски физически не смешиваются между собой. Точки можно ставить близко друг к другу или, наоборот, оставлять больше свободного места. Правильно держать стержень ватной палочки тремя пальцами, обмакивать ватную палочку в краску. Много краски на палочку не набираем, примакнули к листу бумаги и отпустили.
В краску палочкой макнем Точки рисовать начнем. Можно рисовать их в ряд Или тыкать наугад.
Контур обведем сначала, Чтобы легче было нам. Точками, теперь известно, Рисовать всем интересно.
Увлекательно, забавно И немного своенравно! Лист бумаги и палочки ватные, Краска, водичка и карандаш
Вот, что нам нужно. И время приятное,
Чтоб получился рисуночек наш.
-Берите «волшебные палочки» и приступайте к работе.
- Давайте скажем волшебные слова.
- Ты немножко покрутись в разноцветного петушка превратись.
(нераскрашенный петух «превращается» в разноцветного).
- Вы, дети, молодцы.!
После окончания работы Оксана С. и Тихон Б. рассказывают стихотворение.
К нам в гости петушок пришёл И семью свою привёл: Курочку – пеструшку и цыплёнка Дюшку. Как украшен петушок!
Острый клюв и гребешок, Яркий хвост с узорами, Сапоги со шпорами. Любит Петя рано встать
И ку-ка-ре-ку кричать! Громко петушок поёт, Спать детишкам не даёт. По двору он важно ходит,
В травке зернышки находит. Как же петушок хорош – Лучше Пети не найдёшь! Есть у петушка подружка –
Это курочка – Пеструшка. Есть у петушка сынок – Цыплёнок – желтенький комок. Весёлая семейка в курятнике живёт,
Дремлет на насесте Да зёрнышки клюёт.
Y. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
– Ну вот, пришло время прощаться нам с птицами. Скажем им и птичнице спасибо и до свидания.
– Ребята, а у каких птиц в гостях мы сегодня были?
– Кого из домашних птиц встречали?
– Полезны ли для человека домашние птицы?
– Чем? (Они дают мясо, яйца, перо, пух)
– Надо ли человеку ухаживать за птицами?
– Почему?
– Мы многое сегодня вспомнили и повторили. Молодцы!.
|