- М.Ю Солдатенкова, учитель дефектолог
- Ю.С. Ненашева, учитель-дефектолог
- О.С. Шишова, музыкальный руководитель
Государственное казенное учреждение здравоохранения Архангельской области "Специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики"
Дети в возрасте от 2–х лет и старше (с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от группы).
Цель: Формирование у детей раннего возраста сенсорных эталонов цвета.
Задачи:
1. Продолжать формировать у детей представление о цвете.
Скачать конспект
Задание каждому ребенку предъявляется в зависимости от уровня его развития:
- подобрать по образцу основные цвета
- подобрать по образцу разнообразные предметы основных цветов к фону
- подобрать цвет по слову
- назвать основные цвета.
2. Закрепить пассивный и активный словарь по лексической теме: «Домашние птицы».
В зависимости от уровня развития ребенка:
- найти домашнюю птицу
- произнести звукоподражание
- назвать домашних птиц.
3. Учить выделять части целого предмета (показать; назвать).
4. Продолжать знакомить детей с окрасом петуха и цыпленка.
5. Продолжать знакомить с естественными продуктами питания животных.
6. Формировать умение раскрашивать кистью (самостоятельно или приёмом «рука в руке»).
7. Развивать фонематическое восприятие.
8. Воспитывать интерес к художественной литературе.
9. Воспитывать умение слушать сказку и сопереживать героям.
10. Развивать музыкальные способности, подпевать песенки.
Оборудование: большой плоскостной дом, детские рисунки по пройденной лексической теме, звучащие игрушки домашних птиц, вырезанный нераскрашенный петух, реальные зерна для петуха и кость для собаки, таз с водой, куклы в одеждах четырех цветов, пальчиковые краски, кисти.
Организационный момент:
Дети входят в музыкальный зал, рассаживаются на места.
Звучит колокольчик, как в Кукольном театре. Учитель-дефектолог произносит знакомые слова: «Приготовьте ушки, глазки – в гости к нам приходит сказка». Один из детей усаживается за столик на условной сцене. Воспитаннику предлагаются раскраски и карандаши.
Сказка начинается: «Посмотрите, ребята, какой у нас дом. Кто в этом доме живет?» — Плоскостной дом отодвигается: «А живет там мальчик (называется его имя). Он очень любит рисовать домашних птиц».
Проводится игра на фонематическое восприятие: «Угадай, кто это?»: учитель – дефектолог незаметно для детей воспроизводит звукоподражание игрушкой, а дети выбирают среди рисунков, которые они раньше выполнили, домашнюю птицу. Дети отвечают (как вариант, можно поиграть со звучащими игрушками и выбрать их).
Основная часть:
Учитель – дефектолог продолжает сказку: «Вот однажды (имя ребенка) нарисовал петуха, а раскрасить его забыл». Ребенок усаживается на место зрителя. Учитель – дефектолог продолжает рассказ с нарисованным на листе бумаги, нераскрашенным, вырезанным петухом.
Петух просыпается утром, делает зарядку и кукарекает.
- Дети выполняют движения, имитирующие движения петушка, под песенку – потешку: «Кто проснулся рано? Петушок…», подпевая, кто может, слова.
- Во дворе петушок встречает собаку. Игра: «Кто что ест?» (дети выбирают что дать собаке, а что петушку. (можно провести игру: «Вот щенок Митрошка…» — дети поднимают ложку и кормят щенка)
Ел щенок Митрошка кашку у окошка, Уронил Митрошка ложку за окошко. (Имя ребёнка), лёгок на ножку, Подними ложку, покорми Митрошку.
Петух идет к воде, узнаёт себя и видит, что он не раскрашен. Дети подходят к воде и учитель – дефектолог спрашивает, кого они видят. Делается заключение, что в воде, можно увидеть себя. (как вариант, можно поиграть с зеркалом: по очереди смотрят в зеркало, называют своё имя или местоимение «я»).
Расстроенный петух возвращается во двор, а собака отправляет его к краскам: «Они тебе помогут». Дети знакомятся с куклами – красками.
3. Куклы одеты в красную, зеленую, синею и желтую одежду. Они приходят по очереди, напевая песню о своем цвете:
Я красная краска, к вам в гости пришла. И красную кисточку вам принесла. Я кисточкой красной раскрашу грибок. И этого цвета у нас есть платок.
Я синяя краска, к вам в гости пришла. И синюю кисточку вам принесла. Я кисточкой синей раскрашу цветок И тучки — плакучки раскрашу бочок.
Я желтая краска к вам в гости пришла. И желтую кисточку вам принесла. Я кисточкой желтой раскрашу лимон И шарик такого же цвета, как он.
Зеленая краска к вам в гости пришла, Зеленую кисточку вам принесла. Я кисточкой этой раскрашу лужок, Лягушку-квакушку и этот листок.
Вот краски волшебные в гости пришли. Картинки раскрасить готовы они!
У кукол в руках корзиночка такого же цвета. (здесь в зависимости от возможностей детей дефектолог показывает предметы цвета этой краски или проводит игру: «Подбери предмет по цвету».)
Куклы – краски соглашаются помочь петушку. Рисунок петуха прикрепляют на мольберт.
4. Учитель – дефектолог на игрушке петушке: проводит игру: «Покажи где?»
(в зависимости от возможностей ребенка: он показывает или называет части тела петуха). Учитель – дефектолог обращает внимание на окрас частей птицы.
5. Дети по очереди раскрашивают петуха (в зависимости от возможностей: сами находят краску и самостоятельно раскрашивают деталь петуха или соотносят краску и раскрашивают приёмом «рука в руке» с дефектологом; можно рисовать пальчиками).
Заключительная часть:
Учитель–дефектолог узнает у детей: нравится ли им петушок. Еще раз обращает внимание на части и цвет петуха. Раскрашенный Петух отдается детям в группу, предлагаются для раскрашивания заготовки цыплят.
Занятие проводит учитель–дефектолог совместно с музыкальным руководителем (воспитатель вместе с няней помогают детям, как «тьютеры»). Занятие – развлечение можно проводить для всех возрастных групп. В зависимости от состава детей в группе у учителя–дефектолога должно быть несколько вариантов игр по уровню сложности, и педагог может в любой момент закончить игру или даже занятие.
|