Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа 1877 «Люблино» Подготовила Воспитатель Базоева М. М. Москва 2016
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Важнейшее условие полноценного развития ребенка – это его речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Общение ребёнка с окружающими формируется постепенно: оно включает понимание речи и активное пользование его с учётом правильного грамматического оформления. Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
Дошкольный возраст – это период, когда дети наиболее остро нуждаются в приобретении информации, поэтому необходима специальная организация общения, чтобы помочь им приобрести коммуникативные и речевые умения и навыки.
К речевым умениям относятся отличная вербальная память, логическое построение и изложение высказывания, умение ориентироваться на речь собеседника. Развитие речевых и коммуникативных способностей – важнейшая задача развивающего образования, воспитания культуры личности.
Так в 3 – 4 года дети должны уметь повторять за педагогом короткий рассказ (составленный по игрушке, картине, серии картин), употреблять предложения с однородными членами, согласовывать слова в роде, числе, падеже; в 4 – 5 лет – самостоятельно составлять небольшие рассказы, пересказывать несложные тексты, осознанно пользоваться словами с обобщающим значением. В 5 – 6 лет – совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа. Ребенок свободно может строить простые и сложные по структуре предложения и грамматически правильно оформлять их, употреблять конструкции с прямой и косвенной речью, рассказывать о предмете, картине, используя готовый план, а также составлять самостоятельно.
В настоящее время многие дети испытывают трудности при формировании собственных речевых высказываний. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, они испытывают трудности при составлении рассказов. Поэтому проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем.
На необходимость формирования лексико-грамматических конструкций у детей особое внимание обращали такие авторы как Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Ткаченко Т.А.
Работа по развитию грамматического строя речи ведется по трем направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.
Остановимся подробнее на следующих ключевых моментах — формирование фразы и включение её в связную речь.
Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.
В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач и т. п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.
Очень важным моментом для формирования у детей фразы и развития связной речи является знакомство детей с элементарными формами словообразования. Работа, направленная на формирование словообразования происходит последовательно-параллельно и начинается с существительных. Сначала дети учатся образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, суффикса – ниц – со значением вместилища, учатся образовывать существительные обозначающие названия детенышей животных и птиц; профессии. Упражнения в самостоятельном образовании форм существительных, прилагательных и глаголов проводятся на разнообразном тематическом материале.
Формирование словоизменения у дошкольников начинается с упражнений по различению, сопоставлению форм слов. Дети вслушиваются в окончания существительных, глаголов единственного и множественного числа, в изменения падежных окончаний одного и того же слова.
Навыки словоизменения закрепляются сначала в словосочетаниях; затем в предложениях, далее и связанной речи.
Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основной для формирования разных типов предложения.
Для того чтобы дети умели правильно строить и употреблять в своей речи простые предложения, важно, чтобы все слова были им понятны. Необходимо следить за порядком слов в предложении (в случае необходимости поправлять с помощью вопросов), за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числе с существительным. Детям предлагается самостоятельно подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения и т.д.
Основой для организации речевой практики детей служат практические действия с предметами, активные наблюдения за жизненными явлениями. Составляя предложения по описанию различных действий по содержанию картинки и т.п., дети учатся связно рассказывать об увиденном. Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ.
Эффективным средством формирования грамматического строя речи детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах. Особое значение для развития ребенка имеет сюжетно-ролевая игра, требующая от детей умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников.
Воспитатель стремится к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность становится главным показателем успешности учебно–познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.
Родители оказывают значительную помощь в формировании грамматического строя речи детей. Совместная работа с родителями является неотъемлемой частью комплексного процесса развития речи. Для повышения компетентности родителей проводятся открытые занятия, беседы консультации. Активная и сознательная помощь родителей значительно сокращает сроки работы над улучшением речи детей и дает положительные результаты.
Таким образом, к школьному возрасту, дети овладевают в основном всей сложной системой практической грамматики.
Приложение.
Дидактические игры для речевого развития детей в старшей группе.
Подготовительный этап
1. Игры для развития фонетико – фонематической стороны речи.
«Поиграем в сказку».
Цель: взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:
- Кто сидел на моем стуле?
- Кто ел из моей чашки?
- Кто спал в моей постели?
- Кто же был в нашем доме? (и т. п.)
«Испорченный телефон».
Цель: развивать у детей слуховое внимание.
Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, тот испортил телефон. Он пересаживается на другой стул.
«Светофор».
Цель: развивать у детей слуховое внимание.
Взрослый дает ребенку два кружка – красный и зеленый и предлагает игру:
Если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если не правильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:
Баман- паман -банан, витамин- митамин- фитамин, айбом- альбом аньбом, кветка – кнетка- клетка и т. д.
2. Игры для развития грамматического строя речи.
«Подними цифру».
Цель: научить определять количество слов в предложении на слух.
Ход игры: ведущий произносит вслух предложения, а дети подсчитывают количество слов и поднимают соответствующее цифру. Первоначально для анализа используются предложения без предлогов и союзов.
Предложения для игры:
- Алеша спит.
- Петя кормит кур.
- Врач лечит больного ребенка.
- Мама купила Нине красивую куклу.
- Сильный спортсмен поднял тяжелую штангу.
«Зачем нам эти вещи».
Цель: научить использовать в речи сложноподчиненные предложения.
Ход игры: Перед игроками лежат разные предметы: мяч, карандаши, книга, кукла, грузовик, скакалка и другие игрушки. Дети должны выбрать себе предмет, но объяснить, для чего он нужен. В предложении должен быть использован союз «чтобы». Например: «Я взял карандаш, чтобы рисовать».
«Составь фразу».
Цель: закрепить умения образовывать предложения из слов.
Ход игры: предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:
Забавный щенок, спелая ягода, колючий куст, полная корзина, веселая песня, лесное озеро.
«Назови ласково».
Цель: научить детей образовывать уменьшительно –ласкательные имена.
Валя-Валечка Вася Соня Саша-Сашенька Даша Ира Люда Катя Аня Зина Рая Сима
Серёжа Миша Костя Дима Наташа Вера
«Покажи и назови».
Цель: научить детей образовывать уменьшительно –ласкательные имена.
Голова-головка Лоб Уши Нога — ножка Губы Рука Щёки Пальцы Спина Глаза Ногти
Живот Брови Ресницы Шея Нос Язык
«Один — много».
Цель: научить детей образовывать имена существительные во множественном числе.
Вы называете один предмет, а ребёнок – много.
Огурец — огурцы
Баклажан —... Редька —... Помидор —... Кабачок —... Редиска —... Боб —... Тыква —... Патиссон —...
«Считай овощи до трёх по образцу».
Цель: научить детей использовать имена существительные с числительными.
Один помидор, два помидора, три помидора.
Один огурец … Одна редиска… Один баклажан, … Одна морковка … Один кабачок … Одна репка … Один боб … Одна редька …
«Есть — нет».
Цель: развивать связную речь у детей.
Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет».
- У меня есть свежая капуста.
- У меня нет свежей капусты.
Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька.
«Подбери как можно больше определений к каждому предмету».
Цель: научить ребенка подбирать имена прилагательные к именам существительным.
Нарисуй в тетради.
Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный.
Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, репа, яблоко.
Игра «Большой – маленький».
Цель: научить детей образовывать уменьшительно –ласкательные имена
Стол-столик
Булка —... Стул —... Чашка —... Салфетка —... Тарелка —... Огурец —... Конфета —... Диван —... Полка —... Нож —... Кружка —...
«Один-много».
Цель: научить детей называть имена существительные во множественном числе.
Яблоко – яблоки Груша – груши Слива – сливы Персик, банан, ананас
Затем проведите игру «Много-один».
Апельсины – апельсин Абрикосы – абрикос Помидоры – помидор Огурец, мандарин, лимон
«Скажи по образцу».
Цель: научить ребенка образовывать имена прилагательные
Из стекла – стеклянная.
Из металла … Из глины … Из дерева … Из хрусталя … Из серебра … Из пластмассы …
«Подумай и скажи».
Цель: научить ребенка давать полные ответы на вопросы.
Чем дворник подметает улицу? Чем медсестра делает укол? Чем парикмахер расчёсывает волосы? Чем повар режет морковь?
Чем садовник рыхлит землю? Чем маляр красит стены? Чем столяр строгает доски? «Измени слово»
Цель: научить детей образовывать имена прилагательные используя суффикс — еньк
Белый – беленький. Тёплый Старый Кислый Лёгкий Чистый Добрый Толстый Сладкий Тонкий Узкий Мягкий
Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых и коммуникативных способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Список использованной литературы:
- О.С. Ушакова. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» М., 1994
- О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. «Знакомим дошкольников с художественной литературой» Конспекты занятий М., 1998
- О. С. Ушакова. «Речевые игры и упражнения для дошкольников» М., 1996
- И. В. Вачков Сказкотерапия: «Развитие самосознания через психологическую сказку» М., 2001
- Л. В. Лебедева, И. В. Козина, Т. В. Кулакова «Конспекты занятий по обучению детей перессказу с использованием опорных схем»
- О. А. Шорохова. «Играем в сказку» сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников М.: ТЦ Сфера 2007
|