Розанова Елена Викторовна. Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями

Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями

Речь формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием проходит ряд качественно различных ступеней развития. Обычно к 4 – 5 годам все возрастные неправильности речи исчезают. Однако даже при нормальном слухе и интеллекте у некоторых детей возможна задержка развития речи. Одной из первых установлено это явление Роза Евгеньевна Левина. Она определила, что для этих детей характерны ограниченный словарный запас и неправильный грамматический строй. (СЛАЙД 1)

Работа по развитию лексического запаса и грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями ведется по 3 направлением: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь. (СЛАЙД 2)

Работа над словом начинается с уточнения, расширения и активизации словарного запаса у детей. Дети знакомятся со словоизменением и словообразованием. Учатся делить слова на слоги (части).

 

Скачать конспект

Расширение пассивного и активного словаря детей предусматривается программой дошкольного воспитания, следовательно, эту работу может осуществлять и воспитатель на занятиях по развитию речи, а также во время прогулок и экскурсий. (СЛАЙД 3)

Среди наиболее существенных задач по развитию речи можно назвать пополнение лексики.

Эту работу удобно вести на материале определенной лексической темы (СЛАЙД 4)

Пополнение лексического запаса предполагает различные направления работы:

усвоение новых слов и значений, т.е. количественное обогащение словаря; (СЛАЙД 5)

понимание смысловых оттенков слов, их переносного смысла, т.е. качественное обогащение словаря; (СЛАЙД 6)

активизация словаря. (СЛАЙД 7)

Количественное обогащение словаря, необходимого для полноценного общения, происходит за счет усвоения новых слов, которые встречаются детям при ознакомлении с постоянно увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающей действительности, углублении и систематизации знаний о них.

С учетом того, что дети с речевыми нарушениями многие слова понимают недостаточно полно или даже искаженно, работа над объяснением их значения и употребления тщательно продумывается. Используются наглядные средства обучения (картины, сами предметы и т.д), затем составляем словосочетания, включаем новые слова в предложения.

Центральное место в словарной работе принадлежит лексическим упражнениям. Принимая во внимание, что уточнить значение слова и его форм можно только в словосочетаниях, овладение лексикой осуществляться не только путем заучивания, но и показа его в таких словосочетаниях. Например, если в речь вводится имя существительное, то для демонстрации типичного способа его употребления к нему присоединяются глагол, имя числительное, имя прилагательное.

Работа с синонимами: (СЛАЙД 8) она способствует пониманию возможности подбирать разные слова со сходными значениями, формированию умения использовать их в своей речи. Находя слова, близкие по смыслу, дети обучаются особенностям употребления слов в зависимости от контекста.

Работа над антонимами: (СЛАЙД 9) ребята учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по размеру, цвету, качеству.

Работа над многозначностью (СЛАЙД 10) разных частей речи заключается в том, что дети знакомятся с сочетанием слов по смыслу, в соответствии со сферой употребления.

Для расширения лексики важно ознакомление с разными способами словообразования. (СЛАЙД 11) Здесь будут эффективны такие упражнения, как: образование слов с помощью разных приставок от одного корня, слов, имеющих одинаковые приставки, но разные корни; подбор к глаголам-синонимам подходящих по смыслу существительных; постановка вопросов с опорой на глагол и т.д.

Для закрепления и расширения знаний об образовании слов при помощи суффиксов на начальном этапе используются прилагательные со значением соотнесения с материалом, из которого сделан предмет, или с оттеночным, уменьшительно-ласкательным значением, а также другие части речи. Главное в этой работе — закрепить у детей понимание смысловых оттенков суффиксов. Также расширяю материал за счет упражнений в образовании новых слов путем сложения.

Формирование грамматической правильности речи происходит на основе предварительно усвоенного материала по лексике и фонетике. Оно начинается с упражнений по различению сопоставлению форм слов. Детей необходимо научить вслушиваться в окончания существительных, глаголов единственного и множественного числа, в изменения падежных окончаний одного и того же слова. (СЛАЙД 12) Наряду с накоплением словаря основной работой на данном этапе остается формирование фразовой речи. Она включает в себя работу над структурой фразы, её грамматическим и интонационным оформлением. Для того чтобы дети умели правильно строить и употреблять в своей речи простые предложения, важно, чтобы все слова были им понятны. Необходимо следить за порядком слов в предложении (в случае необходимости поправляет с помощью вопросов), за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числе с существительным. Детям предлагается самостоятельно подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения и т.д.

Для того предлагается система речевых упражнений, в основе которых лежит постепенный переход от простого предложения, нераспространенного, двусоставного к распространенному. Распространение простого двусоставного предложения идёт постепенно. Сначала в предложение вводится прямое дополнение винительного, дательного, творительного падежей: Мальчик собирает грибы. Суп наливают половником. Затем вводится определение: Рыжая кошка пьет молоко. и т.д.

Параллельно с формированием у детей распространенного простого предложения с второстепенными членами формируется и простое предложение с однородными членами (подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), а также ведется работа и по её грамматическому оформлению. Эта работа начинается с усвоения согласования существительного с прилагательным в роде, числе, падеже; местоимения с глаголом в числе, лице и роде; существительного с глаголом (прошедшего времени) в роде и числе.

Работа над грамматическим строем ведется поэтапно. (СЛАЙД 13) Сначала надо научить детей правильно употреблять формы винительного, дательного, родительного и творительного падежей существительного и прилагательного тех же падежей без предлога (по степени трудности их усвоения). Каждая падежная форма также отрабатывается в определенной последовательности. Для того чтобы ребенок почувствовал, как изменяется начальный вариант, необходимо добиться от него ответа сперва одним словом, затем — целым предложением. После существительных приступаем к прилагательным, сначала используя словосочетания, а затем — вводя их в стереотипные предложения.

После отработки беспредложных падежных конструкций необходимо познакомить детей с пониманием назначения предлогов и их практическим усвоением. Работу можно начать с предлогов: в, на, за, под, с, к, которые наиболее часто употребляются в речи затем можно перейти к работе по усвоению, предложно-падежных конструкций. (СЛАЙДЫ 14, 15, 16)

Глагольные конструкции с неизменяемыми частями речи усваиваются детьми на материале наречий. Вначале отрабатывается круг пространственных наречий: близко, высоко, справа, слева и т.д., затем наречия обозначающие время: вчера, сегодня, днем, ночью, утром; образ действия: быстро, медленно, тихо, громко и т.д.

Глагольная лексика строго не связана с какой-то определенной темой, поэтому можно проводить работу по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами в беседе на знакомые темы: «Игрушки», «Комната», «Продукты питания». Дети учатся воспринимать приставочные глаголы (налей — вылей воду, полей цветок; брось мяч — перебрось — подбрось), выполнять действия с предметами, усваивая значения предлогов в, на, над, под, (положи книгу в ящик, а папку на стол; собери со стола красные карандаши, а зеленые убери в коробку).

Для тренировки употребления детьми в активной речи категории числа и рода используются различные игровые приемы, картинки с местоимениями «он, она, оно», работу с предложениями и словосочетаниями по образцу.

Центральное место во всей системе обучения лексико-грамматическим средствам языка занимает работа над предложением. (СЛАЙД 17) Постоянно предлагайте детям составлять предложения самыми разными способами: по вопросам, по образцу, по схеме из разрозненных слов, по опорным словам, по картинке, по заданной теме; соединяя два-три предложения в одно; разделяя на два простых. По мере усвоения предложений разных конструкций начинаем чаще использовать их в устной речи. Для формирования лексико-грамматических представлений у дошкольников необходимо:

  • четкое деление функций между воспитателем и логопедом (логопед знакомит детей с грамматической категорией, воспитатель проводит свои занятия по особой системе с учетом рекомендаций логопеда)
  • при планировании и проведении логопедических занятий акцент делать на изучаемые грамматические категории
  • при подготовке занятий не ставить задачу ограничить лексический материал одной темой, исключить лексическую замкнутость, словарь расширить без ограничений
  • давать высокую умственную и речевую нагрузку, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта
  • установить последовательность в изучении лексико-грамматических тем в соответствии с физиологическими психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем недоразвитии. (СЛАЙД 18)

Следует отметить, что в логопедии разработана и широко применяется методическая система коррекционной работы с детьми с ОНР. Однако, специфические приемы, направленные на формирование лексики представлены недостаточно. Методика формирования лексики и грамматического строя речи должна осуществляться дифференцировано, с учетом личностных, возрастных, речевых особенностей ребенка, что является актуальной проблемой для теории и практики логопедии. Вследствие чего, возникает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Просмотров: 767
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Кузнецова Светлана Александровна. Презентация 'Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи'
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Данилишина Анна Вячеславовна. Формирование родственных слов у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Методические рекомендации для учителей-логопедов.
  • Русина Ася Сергеевна. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с использованием метода «глобальное чтение»
  • Лисина Анна Николаевна. Подгрупповая работа по развитию речи с детьми пятого года жизни с общим недоразвитием речи «Насекомые»
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Кожевникова Марина Юрьевна. Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Елена Фурманчук. Игры для развития словарного запаса и грамматического строя речи
  • Бойчук Светлана Владимировна. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
  • Ефимова Ирина Юрьевна. Эффективные приемы и методы формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников в условиях логопункта.
  • Богданова Ольга Станиславна. Материал к РМО учителей-логопедов по теме «Навыки словообразования, как одно из значимых условий активизации словаря у детей с нарушением речи»
  • Шатилова Мария Михайловна. Долгосрочный проект «Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи»
  • Клюбина Инна Викторовна. Рекомендация для педагогов и родителей на тему: «Значение употребления предлогов в речи ребенка»
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Данилишина Анна Вячеславовна. Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Фрукты»
  • Коннова Н.М.. Коррекционная работа с детьми с фонетико — фонематическим недоразвитием речи детей дошкольного возраста.
  • Гусенкова Татьяна Ермахановна. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОВЗ в процессе ознакомления с трудом железнодорожников.
  • Мунасипова Лилия Фаниловна. Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
  • Кошелева Светлана Александровна. Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».
  • Пелипенко Светлана Николаевна. Коррекционная работа по развитию мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Деш Оксана Владимировна. «Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
  • Бражникова Алла Валериевна. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Татьяна Новожилова. Презентация. Методическая разработка. Тема: «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Ибрагимова Асия Миншакировна. Логопедическая игра «С Феей Бусинкой играем» По теме: «Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ОНР» 4+
  • Ермензина Лариса Валентиновна. Источники формирования грамматического строя речи детей
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Главный Редактор. Дно, колено, кочерга... Как образовать от этих слов формы множественного числа?
  • Пуреева Олеся Александровна. Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ФФН и ОНР



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь