Шатилова Мария Михайловна. Долгосрочный проект «Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи»

Долгосрочный проект «Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи»

Шатилова Мария Михайловна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад 201», г. Барнаул, Алтайский край

Обоснование выбора темы, выявление проблемы

Поскольку речь детей с общим недоразвитием речи обладает рядом нарушений, то и словарь, как один из важнейших ее составляющих, так же имеет ряд особенностей. У большинства дошкольников обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий, в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка.

Спонтанное речевое развитие детей с общим недоразвитием речи не приводит к формированию полноценных навыков практического владения языковым материалом. Необходимо организовать в условиях дошкольного учреждения широкого круга мероприятий по коррекции речи дошкольников, в частности по совершенствованию их словарного запаса, так как несформированность последнего в известной мере затрудняет процесс дальнейшего обучения в школе.

 

Скачать конспект

Цель проекта: Углубленное исследование словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи; создание условий для последовательного и целенаправленного овладения детьми лексическим строем русского языка.

Задачи:

  • Оценить уровень развития словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
  • Провести коррекционную работу с данной группой детей;
  • Определить результативность работы по итогам учебного года.

Объект исследования: Дети с общим недоразвитием речи 5-6лет.

Предмет исследования: Особенности развития словаря данной категории детей.

Продолжительность: Долгосрочный сентябрь — май

Предполагаемые результаты проекта: В результате целенаправленной коррекционной работы педагогического коллектива детского сада по формированию словаря у детей с общим недоразвитием речи к концу учебного года улучшится состояние лексики по сравнению с началом учебного года.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

1 этап – подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

  • Изучить состояние лексического запаса детей с общим недоразвитием речи.
  • Изучить данные протоколов ПМПК.
  • Изучить особенности раннего и речевого развития по результатам беседы с родителями.
  • Заполнить речевые карты детей.
  • Изучение методической литературы по данной теме.
  • Подготовка наглядного материала:

консультаций для стенда информации;

игр для развития словарного запаса дошкольников.

Обследование уровня сформированности словаря у детей с общим недоразвитием речи проводилось по следующим направлениям:

  • изучение коммуникативных умений, так как это позволяет определить общую осведомленность ребенка и получить начальное представление о его словарном запасе
  • лексическое развитие (словарь предметный, глагольный, признаков, наречий, притяжательных местоимений; многозначность слова, подбор синонимов, антонимов; дифференциация близких по смыслу понятий; уровень обобщений).

Основными характерными чертами словарного запаса детей с общим недоразвитием речи являются бедность и неточность, что отражает своеобразие познавательной деятельности этих детей, ограниченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности.

Имеют место случаи неверного и неточного употребления многих общеупотребительных слов: «стакан» вместо «кружка», «цветы» вместо «клумба»; смешение слов с различным лексическим значением, но близких по звуковому составу (пояс-поезд); дети не улавливают разницы в значении слов ( «вышивает»«шьет», «поливает»«льет», «выливает»«льет»); употребляют слова в приблизительном, неточном значении ( «сад»«деревья», «шляпа»«шапка», «клевать»«есть»); называют целый предмет вместо части и наоборот (посуда – тарелки, туфли – обувь, платье – одежда, одежда — рубашка); наименования заменяют описанием ситуации или действия, связанных с обозначением предметов (конура – «тут живет собака», дворник – «метет улицу», почтальон – «газеты, письма разносит»).

В словаре детей преобладают существительные и глаголы. Усвоение же прилагательных вызывает определенные трудности. В речи используются лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов. У детей возникают затруднения даже при определении цвета, а также формы предмета.

В активном словаре детей с общим недоразвитием речи преобладают слова конкретного значения, а слова обобщающего характера вызывают большие затруднения. Обследование выявило и трудности актуализации словаря. В сознании ребенка недостаточно закреплена связь между образом предмета и его названием. Особенности лексики детей с общим недоразвитием речи проявляются и в недостаточной сформированности антонимических и синонимических средств языка. Детей в большей мере затрудняет подбор синонимов, чем антонимов.

Отмечается неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи этих детей.

Результаты, полученные в ходе диагностики подтверждались и словами родителей в ходе бесед – они также отмечали бедность словаря у их детей.

Полученные данные были занесены в индивидуальные речевые карты детей.

2 этап – основной (практический).

Задачи:

  • Провести коррекционную работу по формированию словаря у детей с общим недоразвитием речи.
  • Провести промежуточную диагностику уровня сформированности словаря у детей с общим недоразвитием речи.
  • Отразить результаты промежуточной диагностики в речевых картах детей.
  • Проконсультировать родителей (консультации в папках передвижках и беседы) по вопросам особенностей формирования детского словаря, игр, которые необходимо использовать для развития словарного запаса дошкольников.

Коррекционная работа по формированию словаря предполагает:

  • обогащение его (пополнение ранее неизвестными словами)
  • уточнение (наполнение содержанием слов, имеющихся в словаре, усвоение многозначности, синонимики и т. п.)
  • активизацию (перевод слов пассивного словаря в активный; включение слов в словосочетания, предложения)

В работе по развитию лексического запаса детей с общим недоразвитием речи следует руководствоваться рядом методических требований, которые позволяют системно и целенаправленно осуществлять работу по обогащению словаря у детей, по его закреплению и осознанию:

  • строить направленную лексическую работу с учетом структуры дефекта и индивидуальных особенностей детей
  • включать словарную работу во все виды деятельности дошкольников
  • развивать словарный запас на предметно-практической основе с опорой на наглядную ситуацию.

Работа по формированию словаря проводится в тесном взаимодействии логопеда, воспитателей, психолога, инструктора ФИЗО, музыкального руководителя.

Для достижения максимальных результатов каждую неделю учебного года изучается определенная лексическая тема. Лексические темы определяются логопедом на весь учебный год. Все педагоги проводят занятия с учетом изучаемой на данной неделе темы.

В коррекционных уголках, оборудованных в группах, выставляются картинки, игры по лексической теме. В книжных уголках также размещаются книги, относящиеся к изучаемому материалу.

Для занятий, игр рекомендуется использовать вариативный материал: натуральные предметы, игрушки, картинки.

Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошкольника с нарушением речи будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов является словесная дидактическая игра. Использование интересной игры побуждает ребенка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас. Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения приводят к постепенному количественному росту словаря.

Игры для формирования словаря редко проводятся на специальных занятиях посвященных этой теме; такие игры включаются в другие занятия. Например, если то или иное занятие по развитию связной речи рассчитано на 20 минут, то от 2 до 10 минут может быть затрачено на специальные игры. Кроме занятий педагоги активно используют игры для формирования словаря в режимные моменты. Картотека игр для формирования словаря представлена в Приложении 1.

Также логопедом, воспитателями и психологом используются такие приёмы как:

«Рисование пластилином».

Данный приём основан на пластилинографии, благодаря которой изображения на картине получаются полуобъёмными. Берётся картинка в стиле раскрасок и, предварительно проговорив название предмета, его части, признаки, дети приступают к раскрашиванию его элементов – пластилином.

После выполненной работы еще раз называется предмет, его части, признаки, подбираются однокоренные слова, синонимы и т.д.

«Аппликация».

Предложенный приём позволяет через увлекательное занятие, включающее ручной труд, закрепить знания об окружающих предметах: название, разновидность, цвет, форма. А также на практике поработать с данным природным материалом.

«Мятая бумага».

Приём основан на технологии сминания бумаги, из которой впоследствии выполняется картинка – аппликация.

Ребёнок выбирает соответствующую цветную бумагу и начинает отрывать и сминать небольшие кусочки. Затем готовые мятые и сжатые ладошками бумажки клеем прикрепляются к заранее приготовленному эскизу поделки.

В работе можно использовать также: яичную скорлупу, солёное тесто, вату, крупы, пёрышки, элементы художественного конструирования.

Значительными возможностями для обогащения, уточнения и расширения словарного запаса дошкольников обладает воспитатель. Важность работы воспитателя по формированию словарного запаса младших школьников с церебральным параличом отмечал Н.Н. Малофеев в своей статье в журнале «Дефектология» в 1985 году. Многие его тезисы и рекомендации применительны и для дошкольного учреждения.

Хорошо проводить работу по совершенствованию словаря в процессе выполнения конкретных режимных моментов. Работа по развитию речи может эффективно включаться в развитие навыков самообслуживания, выработке которых в детском саду отводится значительное время. Ситуации, предполагающие соответствующую словарную работу, достаточно разнообразны: уход за обувью и одеждой, самообслуживающий труд и т.д.

Основными этапами обучения в ходе овладения практическими навыками являются: расчлененный показ способов и последовательности выполнения действий, совместное их выполнение; действия по образцу, по словесной инструкции; анализ результатов работы с описанием последовательности действий и оценка результатов работы. Особое значение на каждом из перечисленных этапов уделяется стимуляции речевой активности детей, которая предполагает выработку у них потребности общения в совместной практической деятельности, закрепление и автоматизацию слов в морфологических и синтаксических моделях. Закрепление достигается тем, что на каждом этапе ребенок сочетает практические действия с проговариванием.

При общении с детьми необходимо как можно чаше пользоваться словами, вводимыми в словарь, включая их в разнообразные синтаксические конструкции в различных грамматических формах.

Также для обогащения словаря детей полезно использовать чтение художественных произведений, показ видеофильмов, мультфильмов. Например, в процессе просматривания фильма комментируются малознакомые слова, словосочетания; при чтении сказки «Лисичка со скалочкой» нужно объяснить детям лексическое значение слова скалочка.

Для пополнения словаря детей очень полезны различные мероприятия (например, экскурсии, прогулки, беседы и т. п.). Они проходят на фоне эмоционального подъема и поэтому информация, преподносимая в таком виде, очень хорошо усваивается и запоминается. Обычно такие мероприятия вызывают желание детей рассказать об увиденном и услышанном другим людям, что способствует активизации словаря.

Большое влияние на развитие словаря детей с общим недоразвитием речи возраста оказывают театрализованные игры. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию ребенка.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.

В нашем детском саду каждый год проходит театральная неделя, где дети представляют свои постановки. И хочется отметить, что и зрители и сами участники спектакля получают большое удовольствие от происходящего. Кроме того, конечно, участие в утренниках и праздниках также дает детям проявить свои навыки театральной деятельности.

Также в своей работе, в том числе и по формированию словаря детей с общим недоразвитием речи, я использую ИКТ, т.к. это позволяет составлять наглядно-дидактические сопровожение к занятиям, экономить время занятий благодаря высокой скорости обновления материала, повышает мотивацию дошкольников к логопедическим занятиям, предотвратить утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Для этого я использую слайдовые презентации по лексическим темам, что позволяет представить обучающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. Использование на занятиях мультимедийных презентаций сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Занятия приобретают эмоциональную окраску, становятся привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, что способствует хорошей результативности занятий.

В основном я использую ИКТ на индивидуальных занятиях. При проведении занятий важно следить, чтобы ребенок не просто смотрел и слушал, а и сопровождал речью демонстрируемые слайды, свои действия и т.д. Однако, говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени – 5-10 минут в зависимости от возраста два раз в неделю.

Очень важно для коррекционной работы участие родителей. Но к сожалению не всегда родители готовы активно участвовать в работе, поэтому очень важно разъяснять им эту необходимость. С этой целью логопед должен участвовать в родительских собраниях, проводить консультации для родителей, как при личной встрече, так и с помощью размещения информации в папках передвижках. Примеры консультаций для родителей по развитию словаря детей дошкольного возраста представлены в Приложении 2.

В середине учебного года была проведена промежуточная диагностика сформированности словаря у детей общим недоразвитием речи. По всем обследуемым параметрам наблюдались улучшения. У детей улучшилось понимание и практическое употребление слов, представляющих разные лексико-грамматические категории, активизировалась речевая деятельность. Данные диагностики на начало учебного года, на середину учебного года и на конец учебного года представлены в графике 1. На графике отражены средние показатели уровня успешности детей по тому или иному критерию. На нем хорошо видна положительная динамика всей группы детей к середине и концу учебного года.

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

- Провести итоговую диагностику сформированности словаря у детей с общим недоразвитием речи

  • Провести сопоставительный анализ состояния словарного запаса по итогам учебного года
  • Отразить результаты работы за учебный год в речевых картах

В конце учебного года была проведена итоговая диагностика сформированности словаря у детей с общим недоразвитием речи. Результаты были представлены в речевых картах детей. Средние показатели уровня успешности детей отражены в графике 1. В ходе обследования сформированности словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи было выявлено улучшение по всем обследуемым параметрам. Значительно повысились коммуникативно-речевые умения, словарь предметов, глаголов, наречий, словарь признаков, притяжательных местоимений оказался значительно лучше сформирован по сравнению с началом года. Задания по теме «Многозначность слов» вызывали много затруднений у детей при первичной диагностики, в конце года дети уже с большим успехом справлялись с заданиями. При подбор синонимов и антонимов дети также испытывали меньше затруднений чем ранее.

Проанализировав итоги диагностики, сопоставив с итогами диагностики в начале и середине учебного года стоит отметить, что целенаправленная и системная работа по формированию словаря эффективна не только в плане обогащения словарного запаса детей, но и позволяет значительно улучшить понимание и практическое употребление слов, представляющих разные лексико-грамматические категории, активизировать речевую деятельность, ускорить процесс развития речевых навыков.

График 1.

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями. — М., 2011
  2. Бондаренко А.К. словесные игры в детском саду. –М., 1978.
  3. Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред. В.И. Селиверстова. – Киев., 1985.
  4. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2001
  5. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985.
  6. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. — СПб. 2017.
  7. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. – М., 2005.
Просмотров: 422
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Вакуленко Екатерина Александровна. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
  • Мунасипова Лилия Фаниловна. Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Лисина Анна Николаевна. Подгрупповая работа по развитию речи с детьми пятого года жизни с общим недоразвитием речи «Насекомые»
  • Кожевникова Марина Юрьевна. Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Земцова Татьяна Николаевна. Особенности развития глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Никонорова Наталья Валерьевна. Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Никишова Елена Ивановна. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с общим недоразвитием речи.
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Абдулкадырова Курасхан Хайруллаевна. Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  • Люшакова Александра Михайловна. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Татьяна Владимировна Данцева. Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
  • Кухарева Ольга Анатольевна. Приобщение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к чтению с использованием приемов мнемотехники (из опыта работы учителя-логопеда)
  • Данилишина Анна Вячеславовна. Формирование родственных слов у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Методические рекомендации для учителей-логопедов.
  • Иванова Ирина Михайловна. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Бояринцева А. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ
  • Логунова Наталья Павловна. Педагогические возможности дидактической игры в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи.
  • Велиева Ирина Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Шкуркина Ольга Игоревна. Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  • ирина донскова. Развитие эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь