Кармазова А.М. учипель-логопед г. Томск, МАДОУ № 53
Одно из главных требований современного общества это интеллектуальное развитие ребенка. Работая в детском саду, невольно обращаешь внимание на отношение к ребенку, как полноправному, самостоятельному члену общества. Большое значение всестороннего развития ребенка приобретает организация занятий, которые должны развивать у него умственные интересы, ставить определенные познавательные задачи, заставлять самостоятельно производить определенные умственные операции для достижения нужного результата. Этому служат вопросы, задаваемые педагогами во время занятий, прогулок и экскурсий, они носят познавательный характер, всякого рода загадки и головоломки, специально предназначенные для стимуляции умственной активности ребенка.
Общение людей невозможно без вопросов человека к человеку, учителя к ученику, ученика к учителю. Каждому из нас всегда хочется чего-нибудь узнать, поэтому мы и задаем вопросы. Говорят, если бы мы прекратили задавать вопросы, мы бы сами поставили себя «под вопрос».
Что такое вопрос? В словаре С. И. Ожегова читаем: "Вопрос — это обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа". То есть вопросом мы кого-то озадачиваем.
Чем отличается вопрос от задачи?
Здесь можно утверждать, что вопрос — это довольно кратко изложенная задача.
Задавать умные и интересные вопросы — это большое искусство. Задавание вопросов — это способ постановки проблем.
Какой задать вопрос? Лучшие вопросы – те, которые провоцируют мышление более высокого уровня. Это непрямые открытые вопросы высшего уровня мышления. Они представляют проблемы для обдумывания, разрешения. Требует полного, раскрытого ответа. На этот вопрос требуется дать более содержательный ответ, чем «да» или «нет». Они влекут за собой ответы, не ограниченные ни формой, ни содержанием. Можно сказать, что открытые вопросы более демократичны.
Примером такого вопроса может служить фраза, предлагающая собеседнику вступить в диалог: «Расскажите что-нибудь о себе …». Открытый вопрос оставляет за собеседником право выбирать, что ответить, какие расставить акценты и добавить подробности.
У открытых вопросов есть общие черты, которые определяют их преимущество и недостатки.
Преимущества открытого вопроса:
- побуждает собеседника отвечать, ни в чем его не ограничивая;
- дает собеседнику возможность добровольно передать информацию, свободно говорить о своих чувствах, комментировать события;
- ориентирует человека на размышления, анализ своих поступков;
- ставит собеседника перед необходимостью внимательно слушать и наблюдать.
Недостатки открытых вопросов:
- они могут спровоцировать длинный ответ, поэтому не всегда применимы в условиях лимита времени;
- способны смутить собеседника, непривыкшего отвечать на общие вопросы;
- могут вызывать сбивчивый и сумбурный ответ, сложный для понимания;
- таят в себе необходимость задавать уточняющие вопросы, перебивая собеседника, что может его обидеть и привести к затруднениям в ходе беседы.
Открытые вопросы — самый привлекательный инструмент для получения свободных, ярких и ничем не ограниченных ответов, заставляющих думать.
Вот шаблоны открытых вопросов широко используемые в моей практике:
«Интересно, почему оно катится?»
«Что вы думает о...?»
«Какое ваше мнение о...?»
«Что необходимо для того, чтобы...?»
«Какая цель...?»
«Для чего....?»
«Что вы учитываете при...?»
«Что по вашему мнению влияет на....?»
«Как это по вашему мнению влияет на...?»
Обратите внимания на прямые закрытые вопросы, они требуют выбора из предложенных вариантов «Это гладкий или шершавый?» Это вопросы низкого уровня, поскольку они опираются в основном на память.
Прямые открытые вопросы не дают подсказки к ответу. «Когда мы упакуем вещи, как мы пойдем на пляж?» Это вопрос высокого уровня мышления.
Напоминающие вопросы помогают ребенку вспомнить встречавшиеся ранее предметы или события: «Помнишь, мы ходили в музей и видели большой куб в холле? Какого цвета был куб?» Эти вопросы опираются на память и являются вопросами низкого уровня.
Процессуальные вопросы провоцируют мышление. «Как ты это узнал?» Это тоже вопрос высокого уровня мышления.
Построение утверждений также имеет эффект выделение специфических свойств.
Прямое утверждение “шар может катиться как мяч”
Непрямое утверждение “Я думаю нам нужно взорвать??? немного ниже????? ”
Напоминающее утверждение “Я помню, что тяжелые предметы заставляют стрелку опускаться”
В результате такого общения у детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления. Ребенок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности, научается анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т.е. более успешно производить простейшие умственные операции.
Будьте успешны в выборе правильных вопросов.
|