Кармазова Анна Михайловна. «Развитие мышления умением задавать правильные вопросы»

«Развитие мышления умением задавать правильные вопросы»

Кармазова А.М. учипель-логопед г. Томск, МАДОУ № 53

Одно из главных требований современного общества это интеллектуальное развитие ребенка. Работая в детском саду, невольно обращаешь внимание на отношение к ребенку, как полноправному, самостоятельному члену общества. Большое значение всестороннего развития ребенка приобретает организация занятий, которые должны развивать у него умственные интересы, ставить определенные познавательные задачи, заставлять самостоятельно производить определенные умственные операции для достижения нужного результата. Этому служат вопросы, задаваемые педагогами во время занятий, прогулок и экскурсий, они носят познавательный характер, всякого рода загадки и головоломки, специально предназначенные для стимуляции умственной активности ребенка.

 

Общение людей невозможно без вопросов человека к человеку, учителя к ученику, ученика к учителю. Каждому из нас всегда хочется чего-нибудь узнать, поэтому мы и задаем вопросы. Говорят, если бы мы прекратили задавать вопросы, мы бы сами поставили себя «под вопрос».

Что такое вопрос? В словаре С. И. Ожегова читаем: "Вопрос — это обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа". То есть вопросом мы кого-то озадачиваем.

Чем отличается вопрос от задачи?

Здесь можно утверждать, что вопрос — это довольно кратко изложенная задача.

Задавать умные и интересные вопросы — это большое искусство. Задавание вопросов — это способ постановки проблем.

Какой задать вопрос? Лучшие вопросы – те, которые провоцируют мышление более высокого уровня. Это непрямые открытые вопросы высшего уровня мышления. Они представляют проблемы для обдумывания, разрешения. Требует полного, раскрытого ответа. На этот вопрос требуется дать более содержательный ответ, чем «да» или «нет». Они влекут за собой ответы, не ограниченные ни формой, ни содержанием. Можно сказать, что открытые вопросы более демократичны.

Примером такого вопроса может служить фраза, предлагающая собеседнику вступить в диалог: «Расскажите что-нибудь о себе …». Открытый вопрос оставляет за собеседником право выбирать, что ответить, какие расставить акценты и добавить подробности.

У открытых вопросов есть общие черты, которые определяют их преимущество и недостатки.

Преимущества открытого вопроса:

  • побуждает собеседника отвечать, ни в чем его не ограничивая;
  • дает собеседнику возможность добровольно передать информацию, свободно говорить о своих чувствах, комментировать события;
  • ориентирует человека на размышления, анализ своих поступков;
  • ставит собеседника перед необходимостью внимательно слушать и наблюдать.

Недостатки открытых вопросов:

  • они могут спровоцировать длинный ответ, поэтому не всегда применимы в условиях лимита времени;
  • способны смутить собеседника, непривыкшего отвечать на общие вопросы;
  • могут вызывать сбивчивый и сумбурный ответ, сложный для понимания;
  • таят в себе необходимость задавать уточняющие вопросы, перебивая собеседника, что может его обидеть и привести к затруднениям в ходе беседы.

Открытые вопросы — самый привлекательный инструмент для получения свободных, ярких и ничем не ограниченных ответов, заставляющих думать.

Вот шаблоны открытых вопросов широко используемые в моей практике:

«Интересно, почему оно катится?»

«Что вы думает о...?»

«Какое ваше мнение о...?»

«Что необходимо для того, чтобы...?»

«Какая цель...?»

«Для чего....?»

«Что вы учитываете при...?»

«Что по вашему мнению влияет на....?»

«Как это по вашему мнению влияет на...?»

Обратите внимания на прямые закрытые вопросы, они требуют выбора из предложенных вариантов «Это гладкий или шершавый?» Это вопросы низкого уровня, поскольку они опираются в основном на память.

Прямые открытые вопросы не дают подсказки к ответу. «Когда мы упакуем вещи, как мы пойдем на пляж?» Это вопрос высокого уровня мышления.

Напоминающие вопросы помогают ребенку вспомнить встречавшиеся ранее предметы или события: «Помнишь, мы ходили в музей и видели большой куб в холле? Какого цвета был куб?» Эти вопросы опираются на память и являются вопросами низкого уровня.

Процессуальные вопросы провоцируют мышление. «Как ты это узнал?» Это тоже вопрос высокого уровня мышления.

Построение утверждений также имеет эффект выделение специфических свойств.

Прямое утверждение “шар может катиться как мяч”

Непрямое утверждение “Я думаю нам нужно взорвать??? немного ниже????? ”

Напоминающее утверждение “Я помню, что тяжелые предметы заставляют стрелку опускаться”

В результате такого общения у детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления. Ребенок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности, научается анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т.е. более успешно производить простейшие умственные операции.

Будьте успешны в выборе правильных вопросов.

Просмотров: 1533
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Панова Марина Сергеевна. Почему важно отвечать на вопросы ребенка
  • Шавшукова. Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы»
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Детские вопросы: как правильно на них отвечать?'
  • Скрипникова Анна Павловна. Интересные логические вопросы для детей начальной школы
  • Палюга Вера Александровна. Конспект занятия по математике Тема: Задачи и вопросы «Сколько стало».
  • Яковлева Ольга. Проект «Вопросы и ответы о космосе» в старшей группе
  • Главный Редактор. Вопросы и ответы для викторины ко дню Воздушно-десантных войск (ВДВ) для детей и взрослых
  • Степанова Марина Юрьевна. Вопросы консультирования родителей (законных представителей) ребенка с РАС на разных этапах инклюзивного образования.
  • Байдина Наталья Петровна. Современные вопросы экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • Петухова Татьяна Леонидовна. Рассказ в стихах на нравственную тему для начальной школы, 'Цепочка' и вопросы для беседы
  • Пендерова Алла Леонидовна. Вопросы к кроссворду «Рыбы Татарстана»
  • Пендерова Алла Леонидовна. Вопросы к кроссворду «Животный и растительный мир Татарстана»
  • Басова Татьяна Александровна. Актуальные вопросы развития систем менеджмента качества в образовательных организациях.
  • Толмачева Людмила Алексеевна. Вопросы методики развития мелкой моторики рук и графических навыков у дошкольников
  • Шаренко Вера Александровна. Вопросы обучения детей родному языку в дошкольной педагогике.
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Романова Надежда Юрьевна. Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе ВИКТОРИНА «ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ» ТЕМА «КОСМОС»
  • Жупикова Ирина Анатольевна, Молодцова Татьяна Леонидовна ,. Сценарий игровой программы по обучению грамоте на основе телевизионной передачи «Вопрос на засыпку»
  • Пономаренко Кристина Юрьевна. Взаимосвязь уровня креативности и уровня невротизации у детей дошкольного возраста
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Вакуленко Екатерина Александровна. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
  • Волокитина Наталья Анатольевна. Театрализованная деятельность в решении вопросов социализации детей при подготовке к школе
  • Крисько Валерия Витальевна. Обеспечение оптимального уровня занятости старших дошкольников во время зимних каникул в практике работы воспитателя ДОУ
  • Мухина Алина Александровна. Руководителей и специалистов органов управления в сфере дошкольного образования приглашают к обсуждению вопросов внедрения профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций
  • Наталья Гурцева. Исследование уровня сформированности знаний о живой природе у дошкольников с задержкой психического развития
  • Межевикина Ольга Петровна. Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Митрофанова Татьяна Михайловна. Родительское собрание Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
  • Главный Редактор. Возможности диагностики уровня развития старших дошкольников



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь