Попова Ольга Владимировна. Развитие диалогической речи детей посредством использования элементов театрализованной деятельности

Развитие диалогической речи детей посредством использования элементов театрализованной деятельностиПодготовила: заместитель заведующего по ВМР Попова Ольга Владимировна г. Ангарск, Иркутская область

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50.

Театр - удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как выглядят гуси-лебеди, разводя в стороны ручки и помахивая ими, косолапый медведь или скачущий зайчик. При этом начинающий «Актер», как правило, испытывает видимое удовольствие от своих действий. Да и позднее, вырастая, в повседневной жизни каждый из нас, не замечая того, вынужден сотни раз «играть различные » роли. При этом формируются навыки коммуникации, умения видеть мир и себя самого со стороны. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка.

Скачать: Развитие диалогической речи детей посредством использования элементов театрализованной деятельности (полный конспект)


Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с появлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована

 

Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи.
Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.
Значит, важнейшие цели театральных занятий с детьми – помочь им стать гибкими в общении, уметь находить нестандартные решения, раскрывая собственный творческий потенциал, создавая свою собственную «формулу успеха», или просто снять накопившееся напряжение.
Кроме того, ребенок, постигая технику актерской работы, знакомится с основами разных видов театральной деятельности: тренингами сценического движения, упражнениями по правильному дыханию, дикции и артикуляции, приёмами постижения нужного художественного образа.
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, можно сделать  вывод, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса) .
В работе для повышения уровня речи детей, можно использовать театрализованную деятельность. Определить основные направления деятельности: постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя, к освоению роли, как созданного простого «типичного» образа в театрализованной игре.
Поставить следующие задачи:
• Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• Обогащать словарь детей, активизировать его;
• Совершенствовать диалогическую речь, ее грамотный строй;
• Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;
• Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
Так же в занятия включают:
- музыкально-ритмическая разминка;
- дыхательная и речевая гимнастика;
- литературно-художественная практика (связная речь) ;
- игры, минута шалости, физическая минутка;
- театрализованная деятельность.
Музыкально ритмическая разминка включает в себя ритмические, музыкально практические игры и упражнения, которые:
а) развивают двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость) ;
б) развивают пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции и др.) ;
в) развивают воображение (способности к пластической импровизации) .
Дыхательная и речевая гимнастика помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция, орфоэпия) .
В литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. д., а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идет речь, расширять словарный запас, сделать речь ярче, образнее.
В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.
В совместной деятельности с детьми проводят логопедические пятиминутки и во второй половине одного из дней недели (пятница) - «час тетра».
Для самостоятельной деятельности детей необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно. При проектировании предметно пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность, создаем необходимые условия :
• индивидуальные социально психологические особенности ребенка;
• особенности его эмоционально-личностного развития;
• индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
• возрастные и поло-ролевые особенности, которые отвечают требованиям программы и потребностям детей.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей велико. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества.
Используемая литература:
1. Полякевич Ю.В., Осина Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей
3 – 7 лет. – Волгоград, 2011.
2.Виноградова М.А. Формирование навыков речевого общения. – СПб: КАРО, 2006.
3. Клюева Н.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.
Ушакова О.С. теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Сфера, 2008.
4. Изаренко Д.И. Обучение диалогической речи.- М., 1986.
5. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста. – Москва, 2007.
6. Рудик О.С. Развитие речи детей в свободной деятельности. – Москва, 2009.

Просмотров: 763
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Трусова Снежана Владимировна Тюленева Наталья Владимировна. Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Казимирова Наталья Владимировна. Обогащение речи дошкольника и формирование способности к театрализованной деятельности через средства устного народного творчества.
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Ситнова Ольга Евгеньевна. Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста
  • Зайцева Надежда Сергеевна. Статья на тему: «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста через включение их в театрализованную деятельность»
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Царева Ольга Владимировна. Опыт работы на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Закутаева Лидия Алексеевна. Педагогическая статья «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ».
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Лаврова С. Г.. «Развитие речи детей среднего возраста посредством театрализованной деятельности».
  • Ломанова Ирина Александровна. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей.
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Зизевских Оксана Олеговна. Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Стародубова Светлана Васильевна. Связная речь дошкольника как средство развития интеллектуальных способностей детей
  • Хизбуллина Резида Мухаметханифовна. «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»
  • Рамазанова Рузиля Рафаильевна. Презентация «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Щигарцова Ирина Юрьевна. Развитие выразительности речи посредством использования разных видов театрализованной деятельности
  • Смолина Альбина Юрьевна. Театрализованная деятельность детей как средство гармоничного развития ребенка.
  • Широкова Наталья Александровна, Суворова Ирина Сергеевна. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
  • Соловьева Светлана Леонидовна. Создание центра развития речи в группе – важный фактор познавательно речевого развития детей.
  • Дымчан Ольга Сергеевна. Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
  • Демченко Елена Сергеевна. Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство развития речи в дошкольном возрасте»
  • Никишова Елена Ивановна. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с общим недоразвитием речи.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь