Стародубова Светлана Васильевна воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ детский сад №53 «Планета детства», Россия, г. Екатеринбург
Аннотация.
Развитие речи становится всё более глобальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень общей культуры, распространение низкопробной литературы, безграмотное, бедное «говорение» с экранов телевизоров, примитивно-агрессивная речь, насаждаемая рекламой по телевизору, западными мультфильмами — всё это способствует появлению языковой катастрофы, которая является не менее опасной, чем экологическая.
Именно поэтому большая ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего — педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь малыша.
Ключевые слова: Связная речь, проблемы развития диалогической и монологической речи, дифференциальные признаки монолога, мыслительные задачи.
Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
Гегель Г. Ф.
Связная речь это развёрнутое, законченное, грамматически и композиционно оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Важным условием полноценного развития ребенка является именно развитие связной речи.
Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л. Рубинштейн.
По определению С.Л. Рубинштейна, связной называет такую речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания. В овладении речью, считает Л.С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее — к простой фразе, еще позже — к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность. [1, с. 39]
Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. [4, стр 4-7]. Речь маленького ребенка ситуативная, преобладает экспрессивное изложение, высказывания детей 3-4 лет состоят из двух-трех фраз, однако их рассматривать необходимо именно как связное изложение мыслей. В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает пополнение и активизация словаря. Высказывания детей становятся более развернутыми и последовательными, хотя структура речи несформированна. У детей 6-7 лет связная речь достигает высокого уровня. На вопросы окружающих ребенок отвечает довольно краткими, точными, или развернутыми ответами. Развивается умение давать оценку высказываниям и ответам товарищей, дополнять или исправлять их.
Так же в этом возрасте дети овладевают основными типами монологической и диалогической речи.
Основная функция связной речи — коммуникативная. Коммуникативная роль речи наиболее ярко проявляется в игровой деятельности детей. Существует двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны- речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развитой речи. [3]. Чем больше знаний имеют наши дети, чем шире их духовный мир, тем игра становится интересней, самодеятельной.
Функция связной речи осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Она отличается непроизвольностью, реактивностью. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка.
Монолог как длительная форма воздействия на слушателя впервые был выделен Л.П. Якубинским. В качестве дифференциальных признаков этой формы общения автор называет обусловленную длительностью говорения связанность, «настроенность речевого ряда; односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реплику партнера; наличие заданности, предварительного обдумывания». Владение связной монологической речью — одна из центральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п.), которые должны и могут быть учтены в процессе образовательной работы, целенаправленного речевого воспитания. Разносторонне изучаются также методы и приемы обучения дошкольников связной речи: Е.А. Смирнова и О.С. Ушакова раскрывают возможность использования серии сюжетных картин в развитии связной речи, о возможности использования картины в процессе обучения дошкольников рассказыванию достаточно много пишет В.В. Гербова, [6; 8]
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
В развитии связной речи детей дошкольного возраста отчетливо выступает тесная связь и умственного и речевого развития, развития мышления, внимания, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно, хорошо рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
В процессе наблюдения за различными явлениями окружающей жизни (природа, быт, труд взрослых и т.п.), ребенок начинает составлять предложения, включающие сочинение и подчинение.. Задача педагогов на этом этапе-стремимся к тому, чтобы дети точно передавали результаты наблюдений. [6]
Некоторые дети произносят правильно не все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Встречаются ошибки и в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование имен существительных с прилагательными, разные способы словообразования). Исправить проблему помогает: обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Так в процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. [5; 6]
На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста для составления рассказов использую предметы и сюжетные дидактические картины. Так же наглядный материал — рисунки и аппликации детей, слайды, фотографии из жизни, в том числе их портреты. Дети уже имеют опыт составления описательных рассказов по пейзажной картине. [7]
На всех возрастных группах залогом успеха является осмысление детьми общего содержания картины (О чем она? Про кого? Как ее можно назвать?). От того насколько правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображенное, какими ясными и эмоционально сильными стали для него сюжет и образы картины- зависит степень связности рассказа. При работе с детьми выявляются некоторые проблемы и сложности при формировании у детей умений составлять описательные рассказы по картине [8]:
- неумение ребенка составлять рассказ последовательно, поддерживая общую нить необходимой тематики;
- замена составления описательного рассказа перечислением предметов изображенных на картине, в результате чего рассказ получается скудным, не имеет элементов описания;
- неумение сочетать разные части речи точно по смыслу;
- редкое использование распространенных и сложных предложений при составлении описательных рассказов;
- отсутствие или недостаточное проявление рассказов, зажатость детей, повторение ранее услышанного, от других детей, скованность в речи.
Для решения этих проблем подбираются разные приемы обучения: объясняю характер предстоящего высказывания, даю его образец, предлагаю его план, а иногда вначале подвожу детей к составлению коллективного рассказа. Составлению интересных описательных рассказов помогает план. Вопросы, составленные и продуманные заранее, требуют от детей ответов-размышлений, доказательств, заставляют сравнивать и сопоставлять факты, делать выводы или предложения. Вопросы, которые задаются по ходу рассматривания, группируются так, чтобы, отвечая на них, ребенок мог составить законченный рассказ по одному из фрагментов картины. В интересах не нарушения целостности восприятия картины, предусматриваю фразы-связки, нацеливающие детей на рассматривание очередного фрагмента и объединяющую одну часть рассказа с последующей картиной. Занятия по описанию картин чередую с занятиями, посвященными рассказыванию по картинкам, открыткам, фотографиям, которые организуются в игровой форме.
Как показал опыт работы, наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов игры является словесная дидактическая игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. [ 4,с. 47]
Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. При проведении таких игр у детей развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие.
С помощью словесных игр у детей воспитываю желание заниматься умственным трудом, что является важным в подготовке дошкольников к школьному обучению. Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе мною используются четыре группы игр, предложенные Бондаренко А.К. [2]
Краткие характеристики каждой группы:
- группа — игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Отгадай-ка?», «Радио», «Да — нет», «Чьи вещи?»
- группа — игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож — не похож», «Кто больше заметит небылиц?»
- группа — игры, для развития умения обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?», «Назови три слова», «Назови одним словом».
- группа — игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает — не летает», «Белого и черного не называть».
Словесные игры наиболее сложны: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети учатся оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Можно с уверенностью говорить о том, что эти игры учат детей фантазировать, и даже побуждают к активному высказыванию детей с речевыми проблемами. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Фантазировать должно быть интересно. Ценность этих игр еще и в том, что в них происходит активизация и обогащение словаря. При словарной работе с детьми использую игры-загадки как словесные игры. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать).
Таким образом, особенностью словесной игры по развитию речи и её завершающим концом является результат, которой определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и который воспитатель предвидит, используя ту или иную игру. Овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры.
Получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить.
Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью. В качестве основных показателей связности ставлю перед собой задачу формировать у детей умение структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.
В статье раскрыта проблема формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью словесных игр. Проводя соответствующую работу по формированию связной речи, я, как педагог направляю свое внимание не только на развитие и совершенствование речевого развития детей, на обогащение их представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов.
Список использованной литературы
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. — М.: Издательский центр "Академия", 2009. — 400 с.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1985. — 160 с
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 2006 — № 6. — с.62 — 76.
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского сада / В. В. Гербова. — М.: Просвещение, 2009. — С. 40.
- Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок//журнал дошкольное воспитание. 1998. № 2. — с.18-21
- Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. — 2011. — N 9. — с. 28-34.
- Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.М. Хомловской. — М.: Педагогика, 2009. — 312 с.
- Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2012. — N 11. — с. 8-12.
|