Педагогическая статья «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ»
Закутаева Лидия Алексеевна Учитель-логопед Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ковдорского района детский сад комбинированного вида № 5 «Теремок» г. Ковдор, Мурманская область
«Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».
Л.С. Выготский
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей с ОВЗ. Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного образовательного учреждения является внедрение инклюзивной практики в содержание общего дошкольного образования.
На базе ДОУ организована работа логопункта, воспитанникам с ОВЗ предоставляется возможность получать образовательные услуги как в самом учреждении, так и на дому. Индивидуальные особенности развития таких детей препятствуют овладениюсредствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, что определено ФГОС, как важнейшее интегративное качество.
Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, хотя по своей натуре они очень любознательны и хотят многое постичь и узнать. А если дети молчат, то и развитие речи ребенка останавливается, их речь становится скудной и безграмотной.
Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.
Из многочисленных методов моей работы была выбрана театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада и обучения на дому. Главная цель таких занятий- это создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов.
Исходя из основной цели можно выделить следующие задачи:
- Стимулирование речевой деятельности
- Формирование вербальных и невербальных способов общения
- Формирование коммуникативной функции речи
- Развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театрализованную деятельность
- Развитие познавательной деятельности
- Вовлечение родителей и детей в совместную деятельность
- Обучение родителей способам общения и взаимодействия с ребенком
- Развитие эстетических способностей
Коррекционно-развивающая работа с детьми на дому начинается с изучения анамнестических данных, бесед с родителями и наблюдений за ребенком. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ хочет, чтобы он хорошо разговаривал, и ничем не отличался от обычных сверстников, и поэтому главная составляющая моей работы с детьми на дому – это формирование и развитие речи.
Театрализованная деятельность способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку.
Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает преодолеть им трудности в общении.
В своих занятиях использую различные виды театра: настольный театр (развитие связной речи и коммуникативных навыков), теневой (развитие зрительного анализатора и абстрактного мышления), пальчиковый и перчаточный (развитие мелкой моторики и коммуникативных навыков), театр на ложках и театр кукол, театр для фланелеграфа (для развития внимания и обогащения словарного запаса), плоскостной (развитие диалогической речи, мышления), а также картинки и игрушки. В играх, с которыми дети оценивают сценки, ведут роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой.
Для создания положительного эмоционального фона, будь то занятия в дошкольном образовательном учреждении или на дому, использую элементы театрализованной деятельности:
- Съешь кислый лимон- ребенок морщится.
- Рассердись на драчуна- ребенок сдвигает брови.
- Встреть друга- ребенок улыбается.
- Испугайся забияки- ребенок приподнимает брови, широко раскрывает глаза, приоткрывает рот.
- Покажи высокого мальчика, низенького; маленького комарика, медведя.
- Покажи направления: там, вверх, вниз, вокруг.
- Покажи разных людей: я, ты, мы.
- Расцвели, как цветы.
- Завяли, как сухая трава.
- Полетим, как птицы.
- Идет медведь по лесу.
- Крадется волк за зайцем.
- Развитие речевого дыхания:
- Осенние листочки.
- Считай до пяти.
- Самолет.
Использование театрализованной деятельности в целях развития речи является очень эффективным средством обучения.
В процесс проигрывания сказок вовлекаются дети и родители воспитанников. Если в театре задействованы родители, то это праздник для детей. Совместная драматизация, проговаривание по ролям, сочинение сказок- создало возможность лучше понимать и строить отношения со своим ребенком. После проведенного занятия воспитанники остаются в образе героя из собственной сказки и продолжают играть совместно с родителями.
В результате проведенной работы у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться связная речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков. Повысились и показатели эмоционально-образного развития: дети не только различали эмоциональное состояние героя, но и умело использовали их при изображении различных образов персонажей сказок.
Значимость данного направления работы можно подчеркнуть словами В. А. Сухомлинского: «театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству». Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессеэтого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.
|