Театрализованная деятельность детей является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи). В театрализованных играх шлифуется навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Поэтому мы решили, что будет целесообразно использовать театрализованную деятельность в работе как средство коррекции речевых нарушений. Театрализованные игры предполагают произвольное воспроизведение какого–либо сюжета в соответствии со сценарием. Данные игры используются при пересказе рассказов, сказок и диалогов. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, жестами, а самое главное – четкой артикуляцией. Участие детей в играх-театрализациях способствует развитию памяти и взаимодействию друг с другом. Новые задачи ставит перед ребенком участие в инсценировках сказок с несколькими действующими лицами, в ходе которых внимание переключается с одного партнера на другого. При этом детям необходимо внимательно следить за ходом всего действия и уметь вовремя сыграть свою роль. Участники игры — инсценировки неоднократно вступают между собой в речевой контакт. Продолжается работа над чистотой и правильностью речи и движений.
Простая форма речи, неторопливость развертывания сюжета, частые повторы и рифмовка в тексте обуславливают естественные замедления речи и смысловые паузы. Умелое использование театрализованных игр позволяет не только сформировать у детей разные умения и навыки, но и решать очень важные задачи коррекционно-воспитательной работы. Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной, чистой и правильной. Особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу. Сформированность познавательных и психических процессов, коммуникативных навыков, как основ социальной культуры поможет первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим. Работая с детьми с диагнозом ОНР , мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развернутого смыслового высказывания, и строить занятия таким образом, чтобы дети жили на них естественной, радостной жизнью. Для этого мы обратились к драмопедагогике и выбрали социально-игровой стиль педагогической деятельности. Поэтому мы сочли целесообразным организовать работу театрального кружка. Работа театрального кружка «Сказка» проводится 1 раз в неделю по 25-30 минут, во вторую половину дня, под руководством педагога. Работа планируется по результатам мониторинга знаний и умений детей, проводимого в начале учебного года. Цель работы кружка: создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития мотивации на устранение речевых дефектов в процессе театральной деятельности. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: · Проводить коррекцию речевых нарушений. · Развивать творческие способности детей средствами театрального искусства. В соответствии речевыми возможностями детей, мы постарались систематизировать материалы, в которые входят игры, стихи, потешки, сказки, рассказы, картины и т.д. Были изготовлены маски животных, специальные театры.
Занятия в кружке проходят поэтапно. На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики, что служит своеобразным прологом к будущим драматизациям. Благодаря им движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека. На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи. На третьем этапе переходим к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее с родителями или воспитателями заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр. На четвертом этапе мы постараемся перейти к более сложному виду деятельности – драматизации рассказов и сказок. Здесь мы будем использовать разные виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Мы надеемся, что дети смогут разыгрывать текст как актеры, используя маски или элементы костюмов. Содержание проекта
1.блок
Театральная азбука - Консультации для родителей, воспитателей. - Оформление фотовыставки « Играем в сказку». - Подведение итогов, обобщение опыта работы.
2 блок :
Уроки театрального мастерства а. Упражнения на: - активизацию общения, -речевое дыхание, -выработку дикции, - формирование интонационной выразительности. б. Скороговорки, чистоговорки. в. Пантомимические этюды. г. Пластические этюды. д. Пальчиковые этюды. е. Подвижные игры с элементами драматизации.
3 блок:
Маленькие артисты - Обучение кукловождению - Игры-драматизации. - Настольный, кукольный, пальчиковый театры - Спектакли.
4 блок:
Умелые ручки - Организация театральной мастерской с участием родителей. - Изготовление кукол из различных материалов. - Изготовление декораций и костюмов. - Изготовление афиш, буклетов, пригласительных билетов.
Мы надеемся что, к концу учебного года посредством театрализованной деятельности у детей совершенствуется артикуляционный аппарат, сформируется правильная речь и речевая культура, сформируются навыки произвольного внимания, лучше разовьется память и воображение. Занятия театрального кружка будут способствовать повышению самооценки у детей. Через обыгрывание положительных и отрицательных героев дети будут лучше понимать и запоминать, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
|