Данжеева Наталья Александровна. «Игры-драматизации и метод визуально – пространственного моделирования сказок, как средство всестороннего развития дошкольника»

«Игры-драматизации и метод визуально – пространственного моделирования сказок, как средство всестороннего развития дошкольника»

Н.А. ДАНЖЕЕВА, Учитель английского языка МБДОУ № 104 «Зорька» г.Улан–Удэ, Республика Бурятия,

1. Наше ДОУ реализует технологию Г.Н. Доля по раннему развитию средствами английского языка «K2L».

Технология состоит из 12 модулей, мы реализуем 5:

Я-ты-мир

Выразительные движения

Развивающие игры

Сенсорная математика

Грамматика в рассказах с элементами Визуально – пространственного моделирования.

Каждый модуль двухуровневый — Гусенички и Бабочки.

Всего 60 образовательных событий в модуле.

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).

Лучшим способом формирования у детей представлений о пространственных отношениях, являются игры и игровые упражнения на разных этапах, но помимо них Галина Николаевна предлагает нам использовать моделирование.

 

Метод моделирования дает положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей, с помощью модели дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности.

Использование знаковых моделей развивает умственные способности. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и знакового моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схем т.п.), появляется возможность применять заместители и знаковые модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей, что соответствует социальному заказу современной школы.

Модель — это любой образ, используемый в качестве заместителя.

Модель определяется, как «средство отображения, воспроизведения той или части действительности с целью ее более глубокого познания от наблюдений и эксперимента к различным формам теоретических обобщений.

Под моделированием, в данном случае, понимают обобщенное интеллектуальное умение детей заменять реальные объекты и отношения моделями в виде изображений образами, знаками, фишками-эквивалентами.

Модель должна быть аналогична объекту, четко отражать основные выделяемые признаки; нести элемент обобщения; быть простой для восприятия, построения, использования; быть действенной. При выборе модели учитывают возраст детей, содержание осваиваемых знаний, уровень развития познавательных умений, особенности восприятия модели.

Роль игры в жизни ребенка неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком. Для формирования пространственных представлений у дошкольников, педагог должен выстраивать свою методическую работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей на каждом возрастном этапе. Кроме этого, процесс обучения должен способствовать самостоятельному выявлению дошкольниками основных свойств и отношений, развитию познавательных способностей детей. Наиболее рационально для этого использовать игры и игровые упражнения.

Таким образом, моделирование как метод обучения позволяет:

  • выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
  • улучшить понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления.
  • повышать наблюдательность ребенка, дать ему возможность заметить особенности окружающего мира.

Все выше перечисленное становится возможным, прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития дошкольника, и прежде всего, наглядно-образному характеру его мышления.

«Грамматика в рассказах», это модуль руководствующийся специальным методическим комплексом «Зрительно-пространственное моделирование», который помогает развивать любовь детей к рассказу, знакомит с языком рассказа, развивает способности к анализу главных героев, сюжета и структуры.

Все дети младшего возраста любят слушать сказки. То, что мы читаем – интересно, но не всегда понятно для детей. Если вы рассказываете сказки достаточно часто, то постепенно понимание придет. А для ускорения развития аналитических навыков Г.Н. Доля предлагает модуль «Грамматика в рассказах». Пересказ это показатель степени понимания рассказа. Обучение пересказу является постепенным процессом, которому необходимо способствовать. Мы начинаем с подачи эмоционально-насыщенного рассказа, чтобы обеспечить очевидность сюжета рассказа и сконцентрировать внимание детей. Суть пересказа состоит в способности удерживать в уме его структуру; в сказках, события зачастую повторяются внутри этой структуры.

Тогда мы используем очень эффективный метод, именуемый зрительно-пространственное моделирование, для помощи детям младшего возраста в понимании содержания и последовательности событий в рассказе (действий), и в определении взаимоотношений между действующими лицами. В зрительном моделировании мы замещаем одну группу предметов (осязаемые геометрические формы) на другую группу предметов (реальные предметы), и помогаем детям создать мысленную связь между реальным предметом и геометрической формой. Это позволяет детям младшего возраста подержать в своих руках предметы и действующие лица, появляющиеся в данном рассказе – предметы, которые в действительности, являются воображаемыми и неосязаемыми.

Зрительно-пространственное моделирование это комплексный процесс, потому что дети используют пространственную последовательность для представления временной последовательности. Данная деятельность особенно полезна в развитии навыков абстрактного мышления. Она помогает детям анализировать основные события в рассказе. Создается зрительная модель рассказа, и затем эта модель используется в качестве помощи детям в запоминании и как можно более самостоятельном пересказе.

Мы даем детям практическую, ощутимую поддержку в развитии контроля своего внимания и мышления. Таким образом, мы обеспечиваем их специальными материалами – внешними посредниками, которые помогут детям младшего возраста в запоминании структуры рассказа. Они называются МЕДИАТОРАМИ.

Выбор и показ формы замещения помогает детям направлять и поддерживать свое собственное внимание. Перемещение замещаемых форм позволяет им восстанавливать наиболее важные события рассказа. Эти внешние посредники помогают детям сосредоточиться и запомнить важные признаки и ключевые события, вместо тех, которые просто бросаются в глаза. Это также помогает им организовать свое внимание и умственную деятельность.

Самой большой трудностью для детей младшего возраста является сохранение структуры рассказа в уме. Зрительная модель это план для пересказа истории. Когда ребенок знает структуру рассказа, он наделен правом в проявлении большей активности в его пересказе. Целью учителя вначале является содействие детям в восстановлении зрительных моделей, созданных учителем, а затем постепенно, в предоставлении им возможности создания своих собственных зрительных моделей и собственных рассказов.

Модуль показывает алгоритм работы со сказкой, приемы и методы концентрации внимания детей, приемы развития психических функций, которые можно дополнять на свое усмотрение.

В первый уровень входят 6 сказок: Три поросенка

Три козленка

Три медведя

Репка

Теремок

Колобок

К каждой сказке дана аннотация структуры образовательной ситуации, цели, задачи, оборудование, предполагаемые результаты, идеи для работы с родителями.

С помощью модуля «Sensory mathematics» ранее ребята хорошо усвоили цвета и геометрические фигуры, что помогает нам в работе с визуально – пространственным моделированием, так как модуль «Visual-spatial» предполагает знакомство с предлогами и обстоятельствами места, направления, кодирование реальных объектов условными, абстрактными.

После мы перешли к модулю «Story grammar», в технологии широко используются средства притягивания и удержания внимания детей, так называемые attractors. К этим средствам нужно подойти очень внимательно, так как эти средства помогают вам развивать регулятивные способности ребенка, помогают установить незримые правила в группе, что поможет удерживать дисциплину, настраивать детей на активную деятельность и вовлечение детей в процесс развития.

Далее переходим к непосредственному знакомству с сюжетом сказки, которая исходя из возрастных особенностей детей, должна сопровождаться обилием демонстрационных наглядностей. Начиная с картинок, заканчивает куклами, театрами пальчиковыми и т.п.

После рассказа сказки переходим к самому интересному это работа над главными героями и объектами сказки. Хорошо в этом помогают игры типа «Угадай кто я?»

«Кому это принадлежит?»

«Что пропало?»

После переходим к анализу структуры сказки. В этом поможет нам система работы по эпизодам с помощью условного паровозика.

В комплект технологии входят все демонстрационные материалы по работе с эпизодами. Дальше проводится процедура кодирования объектов сказки для перехода к визуально-пространственному моделированию.

Само понятие моделирования для дошкольного возраста является сложным, поэтому выбран самый простой тип моделирования – это предметное моделирование.

Таким образом, моделирование как метод обучения позволяет:

  • выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
  • улучшить понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления.
  • повышать наблюдательность ребенка, дать ему возможность заметить особенности окружающего мира.

Все выше перечисленное становится возможным, прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития дошкольника, и прежде всего, наглядно-образному характеру его мышления. Моделирование активизирует дошкольника как участника педагогического процесса и помогает освоить кодирование и декодирование объектов в пространстве, что является признаком высокого уровня познавательного развития.

Просмотров: 333
Категория: По направлениям » Для детского сада » Иностранный язык для детей




Другие новости по теме:

  • Кашапова Елена Михайловна. «Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
  • Паршукова Ольга Владимировна. Моделирование как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Бонко Лариса Петровна. Проектный метод как средство развития когнитивной сферы ребенка дошкольника
  • Карпеева Ксения Викторовна. Опыт работы по теме: «Развивающие технологии наглядного моделирования, как средство обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию»
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Краюхина Елена Сергеевна. Особенности развития связной речи у младших дошкольников на основе русских народных сказок используя метод моделирования
  • Захарова Ирина Сергеевна. «Метод проектов как средство познавательного развития детей дошкольного возраста».
  • Грачева Анжела Олеговна. Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Книжка — малышка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Макарян Валентина Николаевна. Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста.
  • Аверкиева Наталья. Театральные игры как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у детей младшего дошкольного возраста.
  • Шарова Ольга Сергеевна. Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Шабалина Илона Юрьевна. Театральная деятельность как средство развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста (методическая разработка)
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Васильева Ирина Игоревна. «Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Подшивайлова Валентина Николаевна. «Театрализованные игры как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Бакирова Ильмира Исмагиловна. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • Сираченко Светлана Николаевна. Дидактические игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
  • Миронова Наталья Николаевна. Проект «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Хорольская Вера Николаевна. «Бизиборд, своими руками, как средство развития мелкой моторики и познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста»
  • Смолина Альбина Юрьевна. Театрализованная деятельность детей как средство гармоничного развития ребенка.
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Мальцева Наталья Викторовна. Консультация для родителей. Какие сказки читать детям младшего дошкольного возраста?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь