Театральные игры как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у детей младшего дошкольного возраста.
Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые, но их всех объединяет, с нашей точки зрения одно — они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, интерес их однообразен. Как разбудить в детях интерес к миру и самим себе? Как научить их общаться в этом мире? Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств.
Скачать: Театральные игры как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у детей младшего дошкольного возраста (конспект)"
Однако именно игра помогает изменить, отношение к окружающим и к самому себе, а взятие на себя роли раскрывает в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет нам, воспитателям, в частности, через театрализованную деятельность, оказывать позитивное влияние на детей, давая им реальную возможность адаптироваться в детском коллективе.
Годы работы с детьми показали, что по инициативе детей театральные игры возникают редко, а если удается их наблюдать, то с выразительной, эмоциональной стороны они выглядит слабо, часто возникают конфликты в процессе игры, которые дети порой не могут разрешить самостоятельно.
Театральные игры рассматриваются как совокупность методик, построенных на применение театрализованного искусства, способного переконструировать негативную ситуацию с использованием креативных способностей детей, в своеобразной символической форме, выделив основные ее функции:
- катарсистическую (очищение, освобождение, от негативных состояний)
- регулятивную (снятие нервно-психологического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния)
- коммуникативно-рефликсивную (коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения).
Театральные игры, как один их методов преодоления коммуникативной дезадаптации у детей младшего школьного возраста, включаются следую-щие разделы: этюды и упражнения на внимание, воображение, общение, словесное действие направленые на создание атмосферы существования в определённых предлагаемых обстоятельствах, игры в кукольный театр, иг-ры представления, народные, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые.
Большинство этих упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:
- игрового самочувствия;
- от простого к сложному;
- от элементарного фантазирования к созданию образа. В любом упражнении и игре рекомендуется, кроме того, выделять
и фиксировать трехчастную структуру. Это поможет детям впоследствии освоить основной композиционный закон: начало — середина — конец. На языке драматургии это: завязка — кульминация — развязка.
Наиболее значимыми для преодоления коммуникативной дезадаптации в детском коллективе считаются игры и упражнения на сценическое оправдание, так как они позволяют объяснить, оправдать любую свою позу или действия нафантазированными причинами — предлагаемыми обстоятельствами.
Темы для таких маленьких спектаклей близки и понятны детям (Ссора. Обида. Встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях, развивают этюды на вежливое поведение (Знакомство. Просьба. Благодарность. Угощение). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость. Гнев. Грусть. Удивление. Страх). Такого рода упражнения являются эффективным средством социализации дошкольника. Уже на первом этапе у детей развивается чувство партнерства. Освоив способы позитивного взаимодействия, они становятся активнее в общении, разговорчивее, постепенно взаимоотношения между детьми строятся на основе доверия, взаимопонимания.
Театральные игры служат важнейшим средством для развития эмпатии — условия, необходимого для организации совместной деятельности детей, так как в основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях находить адекватные способы воздействия.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат народные игры и русские народные сказки, так как они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка. Игры в музыкальном сопровождении «Каравай», «Яблонька» «Галка», «Заинька»; игры народного календаря; весенние игры; святочные игры; колядки; виды весенних хороводов «змейка», «улитка»; игры народов мира например, музыкальные французские игры-песни «Сорву я розу», «Мы сажали капусту» и др. приобщают детей к игровой копилке традиционной народной культуры, развитию интереса к изучению народных традиций. В свою очередь с социально-педагогической точки зрения сказки выполняют развивающую терапевтическую функцию, поскольку имеют психотерапевтический эффект,
Первым помощником в преодолении коммуникативной дезадаптации ребенка, в период освоения им норм и правил поведения, а так же взаимоотношения в кругу взрослых и детей, могут стать персонажи кукольного театра (куклотерапия). Дети с удовольствием берут их в руки и от их лица рассказывают о своих мыслях, чувствах с помощью куклы они выражают и регулируют собственные переживания, а порой и агрессию. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.
Занятия по предмету «Театральные игры» строятся по единой схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения
- театральные игры в разных формах, где педагог и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал, строить взаимоотношения на основе сотрудничества к взаимной договоренности, ощущая общую ответственность за судьбу детского коллектива
- эмоциональное заключение, которое обеспечивает успешность театрализованной деятельности.
Плодотворная работа с детьми вовлекла и родителей в этот волшебный мир сказок и перевоплощений. Они по-новому взглянули на своего ребенка, его возможности и таланты, общение с ним. Активное участие в выставках «Умелые руки не знают скуки», конкурсе «Театр куклы», постановке спектаклей «Гуси-лебеди», «Как |победили Кощея и спасли Красоту», показало, что родители творчески с интересом подходят к данной деятельности.
Такой подход подводит к творческому сотрудничеству, устраняется отчужденность, решаются многие педагогические проблемы, связанные с общением и взаимодействием между родителем, педагогом и ребенком.
Проведенная работа дала возможность проследить тенденцию роста навыков общения ребенка со сверстниками, взрослыми:
- дети научились социальной компетентности, связывающей с сопереживанием и содействием, познанием другого человека, выбором адекватных ситуаций способов общения и поведения
- сформировались знания об эмоциональном мире человека
- у детей развились организаторские умения и навыки, они стали более уверенны в себе, научились преодолевать робость, сопереживать
- речь детей стала связной, выразительной, эмоциональной, расширился их словарный запас
- совершенствовались формы, виды и средства общения, сложились и осознанные непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, что помогло им адаптироваться в коллективе сверстников.
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №5 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДА ЛИВНЫ Музыкальный руководитель: Аверкиева Н.И
|