Разработка по методической теме «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»
Управление образования Исполнительного комитета г. Набережные Челны Республики Татарстан дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 54 «Искорка»
Воспитатель:
Никитина Миляуша Закиевна
г. Набережные Челны, 2010 год
Содержание:
Часть I. Что такое развивающие игры?
Часть II. Развивающие игры для детей 3 – 4 лет.
- Игры, развивающие общение и нравственные качества личности.
- Игры, способствующие развитию целенаправленного внимания:
- восприятие звуков;
- восприятие цвета;
- восприятие формы;
- восприятие величины;
3. Игры, формирующие целенаправленное внимание.
4. Игры, развивающие речь и мышление.
Часть III. Заключение.
Часть I. Что такое развивающие игры?
В младшем дошкольном возрасте развитие личности ребёнка и всех его способностей значительно успешнее происходит в игре, чем на занятиях.
Развитие – всегда появление чего–то качественно нового: отношения к миру и к другим людям, способностей, желаний, интересов и побуждений к действию. Это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребёнок сам что-то придумывает, создаёт, к чему-то сам стремится. Действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопросы (даже правильные) не имеют никакого отношения к развитию ребёнка. Напротив, они могут стать тормозом развития, поскольку лишают малыша собственной активности. Действительное развитие происходит только тогда, когда ребёнок сам, по собственному желанию, а значит, с интересом и удовольствием, что-то делает. Поэтому эмоциональное благополучие и полноценное развитие не только не исключают, но и предполагают друг друга. Именно такое сочетание интересов ребёнка и задач его развития возникает в развивающих играх. Если на занятии ребёнок выполняет задание взрослого, то в игре он решает собственную задачу. В повседневной педагогической практике детского сада на игру фактически не остаётся времени. Огромные возможности развивающих игр, как правило, не используются.
Использование дидактических игрушек или пособий тоже нередко называют игрой. Стоит дать ребёнку в руки пирамидку или матрёшку и считается, что игра состоялась. Но это не так. Развивающая игра – не любые действия с дидактическим материалом и не игровой приём на обязательном учебном занятии, а специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.
Цель игры должна формулироваться как развитие определённых психических процессов или способностей ребёнка, не как передача конкретных знаний, умений и навыков.
Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребёнок, и которую он воспринимает как свою. Достичь такого восприятия можно при построении замысла игры с опорой на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта.
Замысел реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребёнку. В одних играх нужно что-то найти, в других – выполнить определённые движения, в третьих – обменяться предметами и т.п.
Игровые действия всегда включают в себя задачу, решение которой является для каждого ребёнка важнейшим условием личного успеха и его эмоциональной связи с остальными участниками. Содержание её может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определённое время, запомнить несколько предметов и пр.
Игровой материал побуждает ребёнка к игре, имеет важное значение для обучения и развития малыша и, конечно же, для осуществления игрового замысла.
Важной особенностью игры являются игровые правила. Они доводят до сознания детей её замысел, игровые действия и обучающую задачу. Выполнение правил требует от ребёнка определённых усилий, ограничивает его спонтанную активность и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребёнка.
Благодаря тому, что развивающая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретённый в ней, становится его личным достоянием, так как его можно применять в других условиях.
Развивающая игра – довольно эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. В дошкольном возрасте развивающие игры содержат разнообразные условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Но, чтобы их развитие действительно состоялось, необходимо соблюдать определённую последовательность в подборе игр. Выбор игры – дело серьёзное и ответственное. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и побуждать к усвоению нового. Важно проследить внутреннюю связь предыдущей с последующей, чтобы в каждой игре ребёнок опирался на приобретённый опыт и совершал новый шаг в своём развитии.
Решающими условиями нормального психического развития ребёнка и основой его благополучия в детском саду становятся доброжелательные и открытые отношения со сверстниками и воспитателем, способность к сотрудничеству. Совместной деятельности. Очень важно воспитывать активно-положительное, доброжелательное отношение к сверстникам в младшем дошкольном возрасте при поступлении в детский сад. Ввести в детский коллектив, научит дружить и общаться – важнейшая задача воспитателя. Ведь от того, как сложатся отношения ребёнка с педагогом и с другими детьми, зависят и его настроение, хорошее самочувствие, а также успехи в познавательном и личностном развитии.
Поэтому на первых этапах необходимы игры, направленные на формирование общения и нравственно-волевых качеств личности. Это подвижные игры-забавы и хороводы. Развитие гуманных, нравственных отношений между детьми и волевых качеств личности происходит в поступках и действиях в пользу другого: помочь, выручить из беды, доставить приятное и пр. Однако выполнение этих действий и поступков требует волевых усилий, умения преодолевать препятствия, владеть собой.
В младшем дошкольном возрасте важное значение имеют игры, направленные на сенсорное воспитание. С помощью них ребёнок учится выделять и осознавать отличительные качества окружающих предметов: форму, величину, цвет, а также различным приёмам зрительного, слухового и осязательного обследования.
Дошкольники учатся различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. С развитием моторики у ребёнка растёт возможность овладения способностями (познавательными, эстетическими, творческими и пр.).
Игры на развитие внимания, мышления, речи открывают широкие возможности для познавательных процессов, поскольку ребёнок не просто выполняет требования взрослого, как это происходит на занятиях, но активно действует. В играх создаётся необходимая связь между практическими умственными действиями, которая ведет к развитию ребёнка.
В каждой игре есть два начала: одно несёт развлекательность, другое требует серьезности, мобилизации усилий. По соотношению этих начал выделяют: игры-забавы, игры с ролью, игры-задачи и игры-соревнования. Данные игры не только опираются на интересы младших дошкольников, но и способствуют их развитию, что достигается лишь в том случае, если игра интересна детям.
Часть II. Развивающие игры для детей 3 – 4 лет
С поступлением в детский сад в жизни ребёнка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными и желанными для него. Приходится привыкать к более строгому распорядку дня, незнакомым взрослым и детям, непривычным требованиям. Но главное – разлука с мамой. Всё это может вызвать напряженность, неуверенность и тревожность. Такой неблагоприятный эмоциональный фон отрицательно сказывается на первых впечатлениях о детском саде, затрудняет привыкание. Многие дети сопротивляются подобным переменам в жизни, не хотят приходить в группу.
Как облегчить привыкание к новым условиям жизни? Самое лучшее, что может предпринять воспитатель, – позабавить, развеселить, поскорее отвлечь от всего, что омрачает пребывание детей среди незнакомых людей. В этом помогут совместные подвижные игры. Они помогут воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение подобных игр не только обогатит детей впечатлениями, но и даст им новый социальный опыт, который так важен для развития личности.
Игры, развивающие общение и нравственные качества личности.
Такие игры строятся на отношениях игрового партнёрства при добровольном участии каждого ребёнка в том, что принято всеми. Соперничество друг с другом недопустимо. Содержание и правила исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания.
По своему характеру это игры-забавы, хороводы. Они созданы по образцу народных и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребность в движении и общении. Сочетание действия со словом помогает ребёнку осознать содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Воспитателю эти игры помогут завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Ведь они делают ребёнка открытым для общения, что создаёт важные предпосылки для формирования личности. Особенностью всех игр-забав и хороводов является то, что в них центром притяжения является взрослый – он не только вносит новую игру в жизнь детей, но и служит для них образцом выполнения игровых действий и движений. Держась свободно и артистично, взрослый заражает детей своей увлечённостью, весельем.
Игры-забавы и хороводы имеют своеобразный характер действий. В играх-забавах все движения знакомы детям из повседневного опыта (бег, ходьба, прыжки и пр.). Новым является лишь переход от одного движения к другому. Подражание взрослому облегчает такие переходы. Постепенно, при неоднократном проведении игры, дети начинают выполнять движения самостоятельно, подражая друг другу. Ни в коем случае нельзя превращать игру-забаву в упражнение по отработке последовательности движений! Повторное участие в игре обеспечивает ребёнку возможность естественно, без специальной тренировки овладеть необходимыми навыками.
Хороводные игры отличаются от забав необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Действия как бы драматизируют содержание игры. Всё это будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус. Яркое и выразительное ведение хоровода становится своеобразной формой эстетического воспитания.
Одним из главных условий проведения всех этих игр является добровольность участия детей. Не беда, если не все сразу включатся в игру. Можно начинать её и с небольшой группой желающих, которые откликнулись на приглашение воспитателя. Для остальных наблюдение за сверстниками станет интересным и полезным занятием. Постепенно все воспитанники группы втянутся в игру и станут её участниками.
Ниже приведу игры-забавы и хороводы, в которые мы играем с детьми нашей группы.
Игры-забавы:
- «Солнышко и дождик»
- «Ножки»
- «Куклы пляшут». Цель: приучать выполнять детей игровые действия по очереди, небольшими группами.
- «Смелые мышки». Цель: учить выдержке, создавать важные предпосылки для формирования самоконтроля.
- «Лиса и гуси». Цель: нравственное воспитание.
- «Я принёс тебе подарок»
Хороводные игры:
- «Конь»
- «Зайка». Цель: преодоление таких качеств как застенчивость, нерешительность.
- «Смелые мышки»
- «Раздувайся, пузырь». Цель: знакомство детей друг с другом и с воспитателем.
- «По дорожке Валя шла»
- «Самолёт»
- «Подарки» и др.
Разберу подробнее одну из игр.
«Самолёт»
Изображая самолёт, каждый ребёнок «заводит мотор» – под звук [р-р-р] делает круговые движения руками перед собой. Затем он широким жестом раздвигает руки (как крылья) и летит (бежит) по кругу со звуком [ж-ж-ж]. Сделав полный круг, самолет замедляет движение и медленно приземляется, т.е. ребёнок приседает на корточки.
Эта игра может проводиться не только с малышами, но и в разновозрастной группе, как в помещении, так и на участке. Не нужно предварительно объяснять детям её правила, они становятся понятными по ходу игровых действий.
Игры, способствующие развитию целенаправленного восприятия.
Восприятие звуков
Восприятие звуков, умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности – очень важная способность. Её нужно целенаправленно развивать у ребёнка с ранних лет жизни. Конечно же, лучше всего это делать с помощью игр. Общая цель игр – открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными, значимыми, говорящими о чем-то важном. Для развития детского слуха очень важно проводить эти игры систематически, повторяя их изо дня в день.
- «Кто разбудил Мишутку?». Цель: научить прислушиваться к окружающим звукам, не только различать голоса друг друга, но и управлять своими голосами.
- «Что выбрал Петрушка?». Цели: научить узнавать на слух источник звука; способствовать обострению слуховой чувствительности и восприимчивости к звукам; развивать организованность, умение управлять своим поведением и чуткое отношение к тем, кто испытывает затруднение.
- «Встречайте гостей». Цели: научить выделять звук среди других и воспринимать его как сигнал какого-либо действия или события; научить ребёнка вести себя в коллективе, преодолевать неуверенность в себе; способствовать дальнейшему сближению детей; воспитанию вести себя в коллектив; помочь преодолеть неуверенность в себе.
Восприятие цвета
Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врождённым качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Предлагаемые ниже игры помогут научить детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Эти игры содержат два типа обучающих задач:
- на целенаправленное различение цветовых тонов;
- на правильное называние цветов.
В распоряжении воспитателя должны быть следующие материалы:
а. разноцветные флажки;
б. цветные ленты;
в. полоски цветной бумаги;
г. цветные кружки на подвесках;
д. одноцветные пирамидки с толстыми кольцами.
- «Бегите ко мне». Цели: научить сравнивать предметы по цвету; воспитывать умение вести себя в коллективе.
- «Ищи свой дом». Цели: научить различать цветовые тона путём сравнения образца с другим предметом; способствовать сближению и организованности группы; научить управлять своим поведением: сдерживать желания, если это необходимо, применять волевые усилия для достижения цели.
- «Лети, голубок!». Цели: научить ориентироваться в цветовых тонах по их названию без опоры на наглядный образец; способствовать развитию воображения у детей.
Восприятие формы
Активное участие в совместных играх позволяет малышам легко и успешно овладевать рациональными приёмами осязательного обследования формы объёмных и плоскостных предметов, если соблюдаются следующие условия:
- Ребёнок обследует предмет обеими руками и ощупывает его пальцами, поворачивая во все стороны.
- В процессе обследования обе руки действуют согласованно и активно.
- Исключается участие зрения в этом процессе.
- «Что нам привёз Мишутка?». Цель: выявить, могут ли дети самостоятельно на ощупь узнавать предмет, как привык ребёнок обследовать предмет, находящийся вне поля его зрения, – одной или двумя руками.
- «Не ошибись, Петрушка!». Цели: развивать осязательное восприятие формы предметов; научить целенаправленно обследовать форму, обеими руками поворачивая предмет и ощупывая его пальцами со всех сторон; способствовать также воспитанию познавательной активности детей и повышению у них интереса к решению умственной задачи.
Восприятие величины
Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение воспринимать величину предметов путём сравнения их по длине, ширине, высоте. В большинстве предлагаемых игр используются народные игрушки: пирамидки, матрёшки, мисочки-вкладыши и другие деревянные игрушки, отдельные детали и части которых отличаются только размером. Эти игрушки учат сравнивать и соизмерять предметы по высоте и ширине. С помощью взрослого в предлагаемых играх ребёнок осваивает рациональные приёмы сравнительной оценки величины (накладывание и прикладывание предметов).
Цель проведения этих игр в младшей группе – выделение величины как значимого признака предмета и развитие способности устанавливать ярко выраженные различия по высоте, длине и ширине.
- «Что делают матрёшки?». Цели: познакомить с таким качеством, как величина; способствовать формированию доброжелательных отношений.
- «Разберём и соберём». Цель: научить различать и сравнивать предметы по величине, т.е. по их протяжённости в пространстве.
- «Весёлые матрёшки». Цели: научить различать и сравнивать предметы по разным показателям величины; сравнивать предметы по высоте, сопоставлять размеры плоскостных и объёмных фигур и т.п.
Игры, формирующие целенаправленное внимание
Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Специальная работа воспитателя по развитию внимания способствует своевременному психическому развитию детей и успешному усвоению ими программы детского сада. Между тем внимание дошкольников, как правило, развито очень слабо. Малыша в равной степени может заинтересовать любой предмет, его внимание легко перескакивает с одного объекта на другой. Поэтому ему необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием. Чтобы своевременно развивать у малышей определённые качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, нужны специальные игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребёнка. В каждой из них целенаправленность, сосредоточенность и устойчивость внимания являются главным условием игровых действий и общения друг с другом.
- «Раз, два, три – говори!». Цель: развивать целенаправленное внимание.
- «Прятки с игрушками». Цель: развивать у детей устойчивость внимания; способности удерживать в памяти определённую цель, не отвлекаясь на постороннее.
- «Отзовись, не зевай!». Цель: развивать устойчивое, сосредоточенное внимание.
- «Мишкины проказы». Цель: Развивать сосредоточенность и устойчивость внимания.
Игры, развивающие речь и мышление.
Практически во всех играх, описанных ранее, дети встречались с игровыми действиями, в которых активно участвуют и речь и мышление. Эти два важнейших психических процесса неразрывно связаны друг с другом. Но в играх, описанных выше, использовался тот уровень развития речи и мышления, которого дети уже достигли, а игры, приведённые ниже, нацелены на то, чтобы развивать эти процессы в необходимом единстве.
- «Зайчик и мишка». Цель: приучать детей различать и правильно обозначать пространственные отношения между предметами.
- «День рождения куклы Алёнушки». Цель: развивать связную речь.
- «Что на картинке». Цель: научить детей самостоятельно выделять назначение предмета и обозначать его посредством слова, что имеет важное значение для развития интеллекта и связной речи.
- «Отгадай-ка!». Цель: развивать целостные представления об окружающих предметах.
Часть III. Заключение.
Все описанные игры представляют собой совместную деятельность детей со взрослыми. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит с их содержанием. Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра невозможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры – организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.
В любой игре содержатся два типа правил – правила действия и правила общения с партнёром. Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т.д.). Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очерёдность выполнения действий детей, их согласованность и т.д.). Эти два вида правил в простой, доступной для ребёнка форме приучают малышей к организованности, ответственности, самоограничению, воспитывают умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим.
Описанные выше игры адресованы в основном детям младшего дошкольного возраста – от 3 до 4 лет. Однако психологический возраст ребёнка – понятие условное и определяется не только календарными сроками, т.е. количеством прожитых лет и месяцев, но и этапом психического развития. Вполне возможно, что предложенные игры окажутся увлекательными и полезными не только для трёхлетних, но и для пятилетних детей.
При организации игр необходимо учитывать, что разные дети требуют разного подхода и нуждаются в различных воспитательных воздействиях. Вместе с тем иногда в детских садах пользуются методами, которые недопустимы ни для каких детей и ни при каких обстоятельствах.
Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребёнка делать то, чего он не хочет, к чему ещё не готов. Задача воспитателя – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что сделает её бессмысленной. Недопустимо также подменять игру упражнением или уроком, требовать механического повторения каких-то слов или движений. Тем более недопустимы раздражённый тон и грубость в отношениях с детьми.
Доброжелательность, сюрпризность, разного рода неожиданности являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. Нужно уметь вовремя удивиться или огорчиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребёнка. Конечно, всё это требует от воспитателя артистизма. Но ведь педагогика – это искусство. Только радость от успеха, увлечённость, заинтересованность ведут к формированию личности человека.
|