Рамазанова Екатерина Адиковна. Картотека по пособию Л.Н. Толстого «Родное слово»

Картотека по пособию Л.Н. Толстого «Родное слово»

Воспитатель: Рамазанова Е.А. Улан – Удэ 2016г МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 41 «ЛАСТОЧКА» Г.УЛАН-УДЭ, 670034, ДОБРОЛЮБОВА 33

"Родное слово" Л. Н. Толстой на новый лад.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.

Поэтому сегодня, как нельзя, кстати, актуальны пособия Л.Н. Толстого.

 

Скачать картотеку

В педагогической науке его времени есть прекрасные приемы работы с детьми. Сегодня мы хотим вам предложить пособия, направленные на развитие речи ребенка, которыми вы можете воспользоваться в повседневной жизни: дома, на улице, идя домой из детского сада. С помощью этого материала решаются все задачи речевого развития:

  • формирование и активизация словаря ребенка
  • упражнения в грамматически правильной речи
  • совершенствование умения связно говорить, объясняя и доказывая свою точку зрения
  • знакомство с народной мудростью.

Материал размещен на карточках – это удобно. Такая форма работы с детьми отвечает психологическим и физиологическим особенностям старших дошкольников. Игра требует от ребенка сообразительности, внимания, учит выдержки, развивает воображение, умение находить правильное решение.

№ 1

Мыло серо, да моет бело.

Цвета предметов

Что бывает белого цвета? Черного?

Зеленого? Желтого? Синего? Голубого? Красного? Серого?

Какого цвета бывают глаза у людей?

Какого цвета волосы? Какого цвета шерсть у кошек?

Какие цветки синие? Желтые? Розовые? Белые?

№2

Форма предметов

Что бывает круглое, а что плоское?

Что длинное, а что короткое? Что толстое, а что тонкое?

Что прямое, а что кривое?

Что велико, а что мало?

Что гладкое, а что шероховатое? Что острое, а что тупое?

№3

«Есть» — словцо как мед сладко;

«нет» словцо как полынь горько.

Сладким портят, а горьким — лечат.

Плотность, тяжесть и вкус

Что бывает жидкое? густое? Твердое? Мягкое?

Черствое? Хрупкое? Упругое? Ломкое? Тяжелое? Легкое?

Что кислое? Сладкое? Горькое? Соленое? Пресное?

№ 4

Яблоки бывают: по форме — круглые или продолговатые;

по цвету — желтые, зеленые, красные, розовые, разноцветные;

по плотности — твердые, мягкие, рассыпчатые; по вкусу кислые, сладкие, кисло-сладкие.

Какова груша по форме? По цвету? По плотности? Какова вишня по форме? По цвету? По вкусу? Какова морковь по Форме: По цвету? По вкусу? Каков перебойный рубль по цвету? По форме? По плотности? Какова медная монета по цвету? По форме? По плотности? По тяжести?

№5

Люди бывают: высокие и приземистые, худощавые и полные, стройные и сутулые, сильные и слабые, больные и здоровые, молодые и старые, зоркие и близорукие, богатые и бедные.

Люди должны быть: добры, справедливы, честны, прилежны, ласковы, учтивы, сострадательны, терпеливы, бережливы, щедры, правдивы, смелы, уступчивы и скромны.

Люди не должны быть: злыми, лживыми, гордыми, сварливыми, жадными, мстительными, упрямыми, трусливыми, ленивыми.

№6

Противоположные качества

Ваня прилежен, а Леня ленив.

Лиза послушна, а Соня... Костя смел, а Петя... Вася и Митя добры, а Маша и Гриша… Нельзя быть скрытным, но… Пусть богатый делится с... (с кем?).

Молодые люди должны уважать... (кого?).

Не должны быть расточительными, но...

Не должны быть скупыми, но...

Не должны быть упрямыми, но…

Не должны быть грубыми, но...

Не должны быть трусливыми, но…

№8

Какую посуду делают из дерева?

Из дерева делают деревянную посуду.

Какую посуду делают из глины? Из металла? Из стекла? Из пластмассы? Какую монету чеканят из золота? Из серебра? Из меди? Какое платье шьют из шелка? Из ситца? Из шерсти? Из трикотажа? Какие игрушки делают из бумаги? Из дерева? Из меха? Из олова?

№9

Шуба овечья, а душа человечья.

Сегодняшней работы на завтра не оставляй.

Лисий хвост, а волчий рот.

Гречневая каша сама себя хвалит.

Гнездо птицы, или птичье гнездо.

Хвост лошади, или лошадиный хвост.

Лапа медведя, или... лапа.

Крыло вороны, или...

Хвост лисицы, или...

Книга детей, или...

Грива коня, или...

Пение соловья, или...

Дело человека, или...

Верность собаки, или...

Мех куницы, или...

Площадь города, или...

Звон колокола, или…

Лапа лягушки, или…

Рыба из Волги, или…

Шуба из меха лисы, или…

№ 10

Меньше говори, да больше слушай.

Правда — светлее солнца.

Железо тяжело, а свинец еще тяжелее.

Лошадь высока, а верблюд еще выше.

Белка хитра, а лисица еще…

Серебро, дорого, а золото еще...

Медь тверда, а железо еще...

Нитки тонки, а волос еще...

Веревка толста, а канат еще...

Сосна крепка, а дуб еще...

Груша сладка, а мед еще...

Муха мала, а мошка еще...

Месяц светит ярко, а солнце...

Сосна горит жарко, а береза,

Молоко жидкое, а вода...

Нож остер, а бритва...

Река глубока, а море...

№11

Что происходит утром:

солнце всходит, становится светло, птицы, просыпается и поют; ищут корм и вьют гнезда. Люди встают, умываются, одеваются, завтракают и идут на работу. Хозяйки убирают квартиру и готовят еду. Дети собирают книжки и тетрадки и идут в школу.

Что происходило вчера?

Что будет происходить завтра?

№12

Что происходило вчера

: солнышко садилось, птицы замолкали и прятались в гнезда. Взрослые заканчивали работу, возвращались домой, играли с детьми, читали им книги. Дети делали уроки, умывались и ложились спать. Что происходит сегодня вечером? Что будет происходить завтра вечером?

№ 13

Весна идет. Теплее солнце. Снег тает. Реки вскрываются ото льда. Прилетают птицы из теплых стран. Показывается новая трава, Расцветают первые цветы. Люди на полях и огородах сажают семена овощей. Выползают насекомые. Бабочки летают над цветами. Что происходило весной в прошлом году? Что будет происходить весной в будущем году?

№ 14

Что происходило в прошлом году летом? Дни были длинные и жаркие. Мало было дождей. После дождя в: небе появлялась яркая радуга. Дети много купались. Взрослые и дети ходили в лес за ягодами и грибами. В огородах ухаживали за посадками. Варили варенье. Что происходит нынешним летом? Что будет происходить будущим летом?

№ 16

Будущая осень. Настанет осень. Дни будут короткими, ночи долгими и темными. Пойдут дожди, начнутся заморозки. Птицы будут улетать в тёплые края. С деревьев и кустов будет облетать листва, будут вянуть цветы. Люди будут одеваться в теплую одежду. В деревнях начнут топить печи. Расскажи о настоящей осени. Расскажи о прошедшей осени.

№ 17

Настоящая зима. Наступила зима. Начинаются морозы, Земля покрывается снегом, а реки и озера — льдом. Люди надевают теплые шубы, пальто и куртки. Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков. И взрослые, и дети встречают Новый год. Что было прошлой зимой? Что будет будущей зимой?

№ 18

К добру мостись, а от худа пяться!

Куй железо, пока горячо!

Упал — maк целуй мать — сыру землю да становись на ноги!

Любишь кататься — люби и саночки возить!

Ходи — не шатайся! Ешь — не объедайся!

Стой — не качайся!

Не ленись, а трудись!

Днем работай, а ночью...

Свое береги, а чужого...

Гулять гуляйте, а дело...

Раньше вставайте, руки и лицо мойте, волосы… платье...

№ 19

Девочка бегает по полю, рвет цветы и ловит бабочек.

Я бегаю по полю...

Ты бегаешь по полю...

Он бегает по полю.

Мы с братом бегаем по полю...

Вы с сестрой бегаете.

Брат и сестра бегают по полю...

№20

Ехал, да не доехал: еще поедет, авось доедет.

Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.

За него грош дать — не додать, а два — передать.

Умей шутить — умей и отшучиваться.

Ваня шел — да не дошел.

Птицы садились на крышу, да не сели.

Воробей вил гнездо, да не.

Крестьянин рубил дерево, да не...

Я хотел крикнуть, да не...

Я поднимал камень, да не.

Он давал мне яблоко, да не.

Я зажигал свечу да не.

№21

Сказанное слово серебряное, а не сказанное — золотое.

Я рвал веревку, да не разорвал:

Кошка ловила мышей, да не.

Я закрывал дверь, да не...

Мальчик лез на яблоню, да не...

Ваня учил уроки, да не...

Таня рисовала кошку, да не...

Он подметал дорожку, да не...

Бумажный самолетик летел ко мне, да не…

№22

Высокая гора. Видна издалека высокая гора.

Камни часто валятся... (с чего?). Мы подходим… (к чему?). Трудно взойти… (на что?). Опасно жить… (под чем?). Весело стоять… (на чем?). У нас на Кавказе высокие горы. Снег часто валит… (из чего?). Облака часто сходятся… (куда? к чему?). Трудно переезжать… (через что?). Глубокие долины лежат... (между чем?). Снег и лед лежат и зиму, и лето... (на чем, где?)

№ 23

Капля мала, а по капле — море

Добрый человек... Не помнит зла… (кто:?);

Худо тому месту: где нет (кого?).

Поклонись в пояс… (ему?)

Вспоминай добром (кого?)

Хорошо иметь дело с (кем?)

Вспоминай чаще (о ком?). Добрые люди.

Везде нужны (кто?)

На свете не: (без кого?),

Ищи везде... (кого?).

Свет держится... (кем?).

Приятно говорить... (о ком?).

№24

Послушные и прилежные дети

Родителям на, утешение и людям в пользу Плохой школе, где мало. (кого?). Радостно говорить… (оком?) Ответственные дела поручают, (кому?) Родители гордятся с... (кем?).

№25

Свои два глаза дороже алмаза.

Дороже алмаза... (что?). Я не дам ни за что... (чего?). Трудно не верить... (чему?). Береги пуще всего... (что?). Мы видим и небо и землю... (чем?). Кто же не заботится (о чем?).

№ 26

Пять пальцев.

На руке (что?) Плохо пришлось бы человеку (без чего?). Тепло в рукавице… (чему?). Плотник отрубил себе... (что?) Многое можно сделать… (чем?). Необходимо заботиться... (о чем?).

№27

Конец — делу венец.

Пахал

Пахал (кто?) Крестьянин пахал (что?) Крестьянин пахал поле. (чем?) Крестьянин пахал поле плугом… (как?). Крестьянин пахал поле плугом усердно

Копал. Кто? Что? Где? Когда? Чем? Как?

Рубил. Кто? Что? где? Когда? Чем? Как?

Писал кто? Что? Где? Когда? Чем? Кому?

№ 28

Шьет костюм Кто? Где? Кому? Из чего? Чем?

Сапожник шьёт; Что? Где? Кому? Из чего? Для: кого?

Каменщики строят. Что? Где? Из чего? Как?

Ребенок покупает. Что? Где? Из чего сделано? Что с ним будет делать?

№ 29

Стол. Ваза

Что такое стол? Что такое ваза?

Кто сделал стол и из чего? Из чего сделана ваза? Что под столом? Где стоит ваза?

Что на столе? Что стоит в вазе и из чего сделано?

№ 30

Кухонный нож

Что такое кухонный нож? Из чего делают лезвие кухонного ножа? Из чего делают черенок ножа?

Где делают кухонные ножи? Что делают кухонными ножами?

№31

Глупой птице свой дом не мил.

Дом.

Что: такое дом? Из чего, строят дома? Кто и из чего строит деревянный дом? Кто и из чего строит каменные дома? Что у дома сверху? С боков? Снизу? Что находится в доме и для чего?

№32

Хлеб.

Кто и из чего делает хлеб?

Из чего делается тесто?

Кто, где и из чего делает муку?

Где и когда созревают хлебные зерна? Кто, где и когда сеет хлебные зерна? Кто и чем обрабатывает поле?

Что нужно для роста хлеба?

№33

Расскажите так же о кошке, о собаке, о лошади, коровке, об уточке. Опишите сад, огород, ваш дом и т. д.

№34

Мох — растение, а булыжник — камень. Сокол — птица, а птица — животное.

Час — мера времени, а метр — мера длины.

Январь — зимний месяц, а май…

Кот — четвероногое животное, а сверчок... Мята — трава, а трава...

Колесо — часть машины, а клешня…

Рог — часть животного, а корень...

№35

Смородина — ягода, а рыжик...

Опенок — гриб, а гриб...

Золото — драгоценный металл, а железо…

Понедельник — первый день недели, а среда...

Ступня — часть ноги, а кисть...

Кисть — часть руки, а рука...

Овца — домашнее животное, а лиса...

Ноготь — часть, пальца, а грива …

Тигр — хищное животное, а кролик...

№ 36

Плечо — часть руки, а рука...

Пятка — часть ступни, а ступня...

Крыша — часть дома, а дом...

Локоть — часть руки, а колено...

Полоз — часть саней, а колесо...

Волк — хищный зверь, а орел...

Спина — часть туловища, а темя...

Декабрь — зимний месяц, а октябрь...

№37

Зрачок — часть глаза, а ноздря...

Кисть — часть руки, а фаланга...

В Зрачок — часть глаза, а ноздря...

Крыжовник — куст, а куст...

Жук — насекомое, насекомое...

Ландыш — лесной цветок, а роза...

Тарелка — посуда, а камень...

Корень — часть растения, а фундамент...

№ 38

Железо и золото — металлы.

Роза и лилия —...

Мухомор и рыжик -…

Рыжик и дуб — …

Ладонь и палец-…

Весна и осень —...

Март и апрель — …

Воробей и галка —...

Алмаз и гранит —...

Царь и нищий —...

Орел и крот —...

Морковь и редис —...

Береза и сосна —...

Телевизор и холодильник — …

Сок и молоко —...

№ 39

Дядя и тетя —...

Серебро и медь — …

Песок и глина —...

Роза и тюльпан —...

Незабудка и ландыш —...

Сосна и мох —...

Кошка и заяц —...

Пчела и муха —...

Рожь и пшеница —...

Лук и морковь —...

Вторник и пятница — …

Сантиметр и метр —...

Молния и гром —...

№40

Что такое лопата? Лопата — земледельческое орудие. Кто такая овца? Овца — животное домашнее, четвероногое, травоядное.

Кто такой орел?

Что такое автобус?

Что такое ландыш?

Что такое золото?

Что такое зрачок?

Что такое ромашка?

Что такое телевизор?

№ 41

Что такое железо и. что такое серебро? Железо — простой металл, а серебро — драгоценный.

Что такое рожь и что такое мята?

Что такое волк и что такое заяц?

Что такое Москва и что такое Санкт-Петербург?

Что такое муравей и что такое пчела?

Что такое бокал и что такое ложка?

Что такое мох и Что такое цветок?

№ 42

Не плодовое ли дерево груша? Да, груша плодовое дерево.

Не растение ли кошка? Нет, кошка не растение, а животное. Не игрушка ли тарелка? Тарелка не игрушка, а посуда.

Не часть ли головы нос?

Не травоядное ли животное овца?

Не домашнее ли животное волк?

Не хищное ли животное конь?

Не река ли Нева?

Не перелетная ли птица воробей?

Не животное ли жарких стран — верблюд?

№ 43

Не ягоды ли клюква и малина?

Не напитки ли сак и чай?

Не растение ли василек и жук?

Не реки ли Волга и Нева?

Не травоядное ли животное лисица? Не игрушки ли книга и волчок?

Не транспорт ли автобус и стул? Не овощи ли картофель и чеснок? Не обувь ли пальто и кепка?

№44

Топором рубят, а пилой …

Что делают иглой? Карандашом? Лопатой? Удочкой? Расческой? Граблями? Косой? Ножом? Замком? Рулем? Ложкой? Руками? Ногами? Ушами? Глазами?

№ 45

Что не так?

Топором пилят, а пилой рубят? Ножницами шьют, а иглой режут? Косой копают, а лопатой косят? Кистью подметают, а метлой красят? Ручкой ловят, а удочкой пишут?

№ 46

Что делает учитель? Учитель учит.

Что делает ученик? Огородник? Дворник? Охотник? Рыбак? Каменщик? Плотник? Сапожник? Доктор? Прилежный мальчик? Шалун? Ленивец? Водитель? Лошадь? Корова? Кошка? Пчела? Собака?

№47

Ткань отмеряют, а деньги считают.

Песок сыплешь, а воду...

Траву косят, а волосы...

Платье шьют, а носки...

Чай пьют, а хлеб...

Котлеты жарят, а суп...

Стол накрывают, а постель...

Цветы водой поливают, а пожар...

На качелях качаются, а на карусели...

Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену вбивают.

Стол можно сломать, а стакан...

Воду можно разлить, а горох...

№48

Заяц прыгает, а ласточка... Червяк ползает, а рыба... Лошадь бегает, а змея... Гусеница ползает, а кузнечик... Корова мычит, а лошадь... Собака лает, а кошка...

№ 49

Кошка мяукает, а овца... Свинья? Соловей? Голубь? Сорока? Ворона? Воробей? Курица? Кукушка? Лягушка? Мышь? Муха? Комар? Змея? Утка? Гусь? Собака?

№50

Из растений мы знаем деревья, кусты, зерновые растения, овощи, грибы и травы. У деревьев один толстый ствол, много сучьев и веток. На ветках листья или колючие иглы — хвоя. У куста не один ствол, а несколько тоненьких стволов. У зерновых растений вместо стебельков — пустые соломинки. А наверху колоски с зернышками. У травы тоненький стебелек. У гриба нет ни листьев, ни веток. Сверху шляпка, а внизу — корень. У одних овощей мы едим стручки и зерна, у других — корни, у третьих — листья, у четвертых — плоды. Какие ты знаешь деревья, кусты, зёрновые, травы, грибы, овощи, цветы?

Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью душ

Просмотров: 844
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Былкова Татьяна Юрьевна. Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику?
  • Савиных Елена Анатольевна. Что такое ритмика и в чем её польза для развития дошкольников?
  • Маврина Людмила Юрьевна. Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Волкова Ольга Александровна. Электронная дидактическая игра 'Что-кто? Где-откуда?'
  • Редактор. Что такое дисциплина?
  • Редактор. Что такое Айсберг
  • Редактор. Что такое Мандала
  • Редактор. Что такое экотуризм?
  • Главный Редактор. Что такое добро и зло для ребенка
  • Сорокина Наталия Ивановна. Что такое Новый год?
  • Главный Редактор. Что такое Новый год? песня
  • Мария Воронухина. Что такое самостоятельный ребенок
  • Крохина Оксана Александровна. Презентация 'Что такое Зима?'
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Пичкалёва Ирина Ивановна. Что такое коллекционирование?
  • Пономарева Татьяна Витальевна. Что такое Рождество
  • Титова Елена Тагировна. Что такое – детство?
  • Тропина Ирина Валерьевна. КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «Что такое зима?»
  • Макарова Наталья Сергеевна. Новогодний сценарий «Что такое Новый Год?»
  • Вдовенко Татьяна Александровна. Презентация 'ЧТО ТАКОЕ ИГРА?'
  • Главный Редактор. Что такое 'День святого Валентина?'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь