" Как слово наше отзовется?" Растить гражданина...Важно ли это? Конечно, важно! Об этом скажет вам любой педагог. Но как вырастить из маленького ребенка человека с активной жизненной позицией , любящего свою Родину, понимающего свою ответственность за ее будущее? Родина...У каждого она своя. Для малыша это, конечно, дом, мама, детский сад, улица на которой он живет. И чем старше становится маленький человечек, тем шире для него становится это понятие. И как важно не упустить тот момент, когда можно направить сознание в нужное русло, чтобы вызвать интерес к познанию этой малой родины-своего города. И где, как не в Санкт-Петербурге заниматься этим. Город предоставляет для этого нам все возможности.
Родина- патрис (греч.) Патриотизм - одно из самых сильных чувств, формироваться оно начинает в дошкольном возрасте, постепенно развиваясь у взрослого человека. В дошкольном возрасте чувство патриотизма носит своеобразный характер. Это связано с малым жизненным опытом ребенка, с конкретно-образным и наглядно-образным характером мышления. Мы должны воспитывать чувство национальной гордости и это, я считаю, должно стать национальной идеей, о необходимости которой неоднократно говорил наш президент. Важно, научить ребенка гордиться историей своей Родины, успехами нашей науки, культуры, техники, успехами ученых. Нельзя забывать и о том, что Санкт-Петербург - город многонациональный и здесь важно обратить внимание на толерантность, а симпатия и уважение к людям другой национальности может возникнуть только на основе знаний об их культуре. Все это касается не только маленьких детей, но и их родителей, которые, в большинстве своем выросли в период перестройки и, к сожалению не владеют знаниями об истории и культуре нашего города. Поэтому, я считаю, очень важно привлекать родителей к работе по ознакомлению их детей с родным городом и заодно вызвать в них интерес и желание совместно с детьми знакомиться с историко - культурным наследием Санкт- Петербурга. В детском саду я много лет провожу занятия с детьми по истории нашего города. Приятно заметить, что с каждым годом все увеличивается количество детей, посещающих дополнительные занятия по истории города. Это говорит о том, что все больше родителей понимают важность ознакомления своих детей с историей и культурой Санкт-Петербурга. Кроме преподавательской работы я провела исследование (анкетирование) среди родителей, которое показало, что многие родители понимают и приветствуют важность этой работы, а некоторые относятся к этому без интереса. Есть родители, которые приветствуют занятия детей историей города, так как сами очень мало знают о нем. Отправляя своих ребят на занятия, они сами включаются в работу, и , таким образом, сами начинают знакомиться с историей и архитектурой, традициями культурной столицы. Целью своей работы я считаю не только воспитание у детей любви к своей малой родине и знакомство с ее культурой, но и воздействие на их родителей и привлечение их к получению знаний об истории и культуре родного города. Мы живем в Приморском районе, который активно строится, развивается, и приобретают жилье в нем не только рожденные в Санкт-Петербурге, но и люди, приехавшие из других регионов, в основном - это молодежь, которая не6 знает истории города или знает ее поверхностно, не потому, что не хотели узнать, а просто жили в других регионах. И именно эта категория людей часто с интересом узнает от своих детей то, что ребята узнали на моих занятиях. И именно они откликаются на предложения участвовать в этой работе, и очень радует, что им это интересно. А больно за людей, выросших в Петербурге, которые не считают нужным использовать потенциал города в своем культурном росте и в воспитании своих детей. Основной задачей, я считаю, нужно не загрузить детей знаниями, а воспитать интерес и умение их добывать. Потому что даты событий, учитывая наш информационный век, можно одним нажатием кнопки найти в интернете, а вот чувствовать, переживать и хотеть узнать, вызвать интерес - вот в этом я, как педагог, вижу свою задачу. Чтобы пойти в музей было интересно, чтобы музей воспринимался не как собрание скучных экспонатов, а как место, где интересно бывать, и хочется туда вернуться. Я разработала сетку занятий на год для старшей и подготовительной групп, которой пользовалась и которую хочу предложить педагогам.
Сетка занятий по Петербурговедению
1.Анкетирование родителей, мониторинг
2.Темы
3.Развивающая среда{игры, пособия, книги, фотоальбомы с родителями, детское творчество, музыка)
4.Работа с родителями.
ТЕМЫ
|
РАЗВИВАЮЩА Я СРЕДА
|
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА
|
ИНДИВИДУАЛЬНА Я РАБОТА
|
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
|
ПРАКТИКА
|
Наш дом-Земля
|
Глобус, карта
|
Беседа
|
Рисование"Шар земной"
|
|
Выставка работ
|
Наша страна-Россия
|
Карта, муз. сопровождение-гимн, изображение символов(лото)
|
Беседа, Рассматривание изображений
|
Работа в индивидуальных листах
|
|
|
Мы-петербуржцы
|
Лото, чтение стихотворений
|
Беседа, викторина"Пе тербуржец"
|
Игра "Лото"
|
|
|
Визитная карточка города {имя, возраст,
герб)
|
Изображение символов города, Раздаточные листы
|
Беседа, рассматривание, иллюстраций
|
Работа в индивидуальных листах
|
|
|
Улицы, проспекты, переулки, на бережные
|
Иллюстрации, стихи, загадки, Рабочие листы
|
Беседа, чтение стихов, загадок
|
Работа в индивидуальных листах
|
|
|
Реки и каналы
|
Карта СПб, Иллюстрации, раб. листы
|
Беседа
|
Работа с картой, в раб. листах
|
|
|
Дома, дворцы, церкви
|
Наглядный материал, бумажный конструктор
|
Беседа
|
Конструирование "Мой дом"
|
Консультации для родителей "Мы идем по Петербургу"
|
|
Сады, парки, скверы
|
Иллюстрации, карта СПб
|
Беседа
|
Рассматривание иллюстраций
|
|
"Мой парк" Выставка рисунков
|
Петр Первый-основатель нашего города
|
Иллюстрации, стихи
|
Беседа, рассматривание, иллюстраций
|
Настольная игра Тород"(лазлы)
|
|
|
История возникнове ния города
|
Иллюстрации, стихи, виды старого Петербурга
|
Беседа, рассматривание, иллюстраций
|
Рисование"3десь будет город заложен"
|
|
Выставка рисунков
|
Рождение крепости
|
Иллюстрации, Портреты архитекторов, деревянный конструктор
|
Беседа
|
Рассматривание иллюстраций, Карты СПб Конструирование по плану
|
Посещение Петропавловской крепости
|
|
Река Нева -главная река нашего города
|
Карта СПб, Иллюстрации, раб. листы, стихи о Петербурге
|
Беседа
|
Работа с картой, в раб. листах
|
|
|
Петербург-город на островах
|
Карта СПб, Иллюстрации, раб. листы
|
Беседа
|
Работа с картой, в раб. листах
|
|
|
Васильевский остров-самый большой остров нашего города
|
Работа с картой, в раб. листах
|
Беседа
|
Работа с картой, в раб. листах
|
Консультации для родителей "Посещение Стрелки Васильевского острова"
|
|
Стрелка Васильевского острова
|
Иллюстрации, раб. листы, карта СПб
|
Беседа, рассматривание, иллюстраций
|
Рисование "Ростральные колонны"
|
|
Выставка рисунков
|
Адмиралтейство-владыка морей, создание флота
|
Иллюстрации, раб. листы, карта СПб
|
Беседа, рассматривание, иллюстраций
|
Работа в индивидуальных листах
|
|
|
Невский проспект-главная улица нашего города
|
Карта СПб, Иллюстрации,
|
Беседа, рассматривание, иллюстраций
|
Составление Коллективного рассказа "Мы идем по Невскому проспекту"
|
Дом задание: Нарисовать Невский проспект
|
Выставка рисунков
|
Зимний дворец
|
Иллюстрации, раб. листы, стихи
|
Беседа, рассматривание, иллюстраций
|
"Я - архитектор" игра
|
|
Экскурсия в Зимний дворец
|
Богатство Санкт-Петербурга-"Эрмитаж "
|
Иллюстрации ,стихи
|
Беседа, рассматривание, иллюстраций
|
Игра- пазл {виды Петербурга)
|
|
|
Дворцовая площадь-главная площадь нашего города
|
Иллюстрации, раб. листы, стихи
|
Беседа, рассматривание, иллюстраций
|
Рисование "Главная площадь"
|
|
|
Александровская колонна
|
Иллюстрации, стихи
|
Беседа, рассматривание, иллюстраций
|
Ориентировка в пространстве: Рисование по клеточкам
|
|
|
|