Данилова Ольга Анатольевна. Деятельность профессиональных сообществ воспитателей дошкольных образовательных организаций

Деятельность профессиональных сообществ воспитателей дошкольных образовательных организаций

Эффективными примерами создания и развития профессиональных сообществ воспитателей дошкольных образовательных организаций в субъектах Российской Федерации являются ряд информационно-сетевых и региональных профессиональных объединений воспитателей как социальная сеть работников образования. В рамках этой сети действуют такие профессиональные объединения работников дошкольных образовательных учреждений:

методическое объединение учителей-логопедов ДОО, методическое объединение воспитателей;

 

Скачать конспект

фестиваль педагогических идей «Открытый урок», сеть творческих учителей, в рамках которого работает сообщества для руководителей образовательного учреждения и воспитателей дошкольного воспитания и образования;

профессиональное сообщество «Методисты», в котором действуют тематические и дискуссионные площадки для взаимодействия старших воспитателей, обсуждаются ФГОС дошкольного образования, проблемы дошкольного коррекционного образования.

Анализ профессиональных сообществ воспитателей ДОО в Российской Федерации проводился на федеральном и региональном уровнях.

На основе проведенного анализа выделены следующие действующие профессиональные сообщества, ссылки, на действующие сайты которых, представлены в таблице 1.

Объективная оценка деятельности профессиональных сообществ воспитателей детских образовательных организаций является частью целостной системы работы с кадрами в образовательной организации. Оценка эффективности деятельности профессиональных сообществ воспитателей дошкольных образовательных организаций лежит в основе формирования комплексного подхода к построению эффективных форм взаимодействия между участниками профессионального сообщества и организации его работы.

Ниже представлен перечень существующих эффективных форм организации профессиональных сообществ воспитателей ДОО в регионах Российской Федерации (таблица 2).

Как видим, сегодня в работе профессиональных сообществ применяется ряд различных форм эффективной организации:

сетевое профессиональное сообщество;

методическое объединение на базе ДОО или группы ДОО;

региональная ассоциация;

профессиональное сообщество воспитателей и руководителей негосударственных ДОО.

Основными проблемами организации деятельности профессиональных сообществ в Российской Федерации являются:

отсутствие у ряда объединений (в основном, методических объединений на базе ДОО или группы ДОО) информационных площадок в сети Интернет;

отсутствие взаимодействия между профессиональными объединениями разных форм и направлений деятельности (например, между региональными ассоциациями и профессиональными объединениями воспитателей негосударственных ДОО);

отсутствие интеграции между профессиональными объединениями воспитателей и объединениями других категорий педагогических работников ДОО (музыкальные руководители, младшие воспитатели, медицинские работники);

членство в профессиональном сообществе носит поверхностный характер и не отражается на результатах деятельности воспитателей (участие в конкурсах, организация выставок, методические публикации и т. д.);

в деятельности ряда сообществ обнаруживается несоответствие целей и характера деятельности;

в большинстве случаев отсутствуют разработанные механизмы финансирования деятельности сообществ и поощрения участников сообщества (информационная рассылка, участие в семинарах, льготная подписка на специализированные журналы и т. д.);

отсутствуют разработанные схемы, механизмы и регламенты взаимодействия профессиональных сообществ и ОУО, органов государственной власти, научно-исследовательских центров и институтов, занимающихся проблемами детской психологии и педагогики, психологии развития;

низкая заинтересованность профессиональных сообществ в привлечении спонсорских средств и ресурсов для своего развития (кроме профессиональных сообществ воспитателей и руководителей негосударственных ДОО);

отсутствие разработанных механизмов интеграции профессиональных сообществ в единую систему взаимодействия между органами государственной власти и частными компаниями.

Таким образом, при оценке эффективности деятельности профессиональных сообществ важную роль играет организация механизмов коммуникации между участниками, формы обмена опытом, способы поощрения участников профессиональных объединений. Серьезной проблемой остается интеграция профессиональных сообществ и выработка эффективных моделей организации их деятельности. Условием для достижения этих задач является выявление продуктивных форм сотрудничества профессиональных сообществ воспитателей дошкольного образования, разработка методики и инструментария для оценки эффективности деятельности профессиональных сообществ воспитателей ДОО.

Роль профессиональных сообществ воспитателей дошкольных образовательных организаций в условиях введения ФГОС ДО определяется задачами, которые ставятся перед дошкольным образованием в системе российского образования.

Как отмечается в Государственной программе развития образования на 2013-2020 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»), специфика развития дошкольного образования обусловлена демографической ситуацией и направлена на работу с увеличившимся контингентом детей.

Основными показателями развития дошкольного образования в период 2013-2020 годы являются:

увеличение доступности дошкольного образования;

увеличение охвата детей дошкольными образовательными организациями;

увеличение охвата детей от 5 лет, охваченных дополнительным образованием;

увеличение охвата детей в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных образовательными программами, соответствующими новому ФГОС ДО;

увеличение численности детей частных дошкольных организаций в общей численности детей дошкольных образовательных организаций.

ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки России от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») определяет основные направления формирования образовательной среды, в которой осуществляется взаимодействие ребенка и взрослого, с учетом особенностей периода раннего детства. Данная среда должна способствовать задаче полноценного проживания ребенком детства и его развития.

Формирование образовательной среды согласно ФГОС ДО должно исходить из специфики дошкольного периода развития ребенка и системных особенностей дошкольного образования в Российской Федерации.

Новые стандарты качества предоставления образовательных услуг, которые зафиксированы в ФГОС ДО, формируют инновационную систему требований к профессиональной компетентности и профессиональному развитию педагогов дошкольных учреждений. В частности, п. 3 ФГОС ДО определяет, что одним из основных элементов формирования профессиональной среды дошкольного образования является содействие профессиональному развитию педагогических работников. Это ведет к необходимости обеспечения профессионального развития педагогических и руководящих работников: дополнительное профессиональное образование, предоставление консультативной поддержки педагогам и родителям (законным представителям) по вопросам образования и охраны здоровья детей (в том числе инклюзивного образования); обеспечение организационно-методического сопровождения, прежде всего в части взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми.

В условиях введения ФГОС ДО и обеспечения высоких стандартов профессиональной работы воспитателя требует существенных изменений место и роль профессиональных сообществ воспитателей и руководителей ДОО. Приоритетными становятся следующие направления деятельности профессиональных сообществ:

организация и проведение повышения квалификации и переподготовки для воспитателей дошкольных образовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

проведение аккредитации деятельности негосударственных дошкольных образовательных организаций;

привлечение профессиональных сообществ к аккредитации государственных дошкольных образовательных организаций;

активизация деятельности профессиональных сообществ по привлечению спонсорских средств и ресурсов для развития системы дошкольного образования в данном регионе, городе, районе;

реализация механизмов частно-государственного партнерства в деятельности профессиональных сообществ (например, заключение договоров о сотрудничестве с предприятиями и компании в части досмотра и ухода за детьми сотрудников, реализации определенных воспитательных программ, программ дошкольной подготовки);

взаимодействие с региональными ОУО, органами государственной власти в части обеспечения доступности дошкольного образования и увеличения охвата детей программами дошкольного образования;

методическая, консультативная, психолого-педагогическая поддержка молодых воспитателей;

формирование информационного пространства, баз данных по вопросам детской психологии, дидактических игр, документооборота в ДОО и других направлений для воспитателей и руководителей ДОО;

взаимодействие с населением и широкой общественностью по вопросам качества представляемых образовательных услуг и, как результат, рост удовлетворенности населения качеством образовательных услуг;

участие профессиональных объединений в привлечении специалистов и подготовки кадров по программам дополнительного образования для дошкольников.

В связи с изменением демографической ситуации в России и увеличением числа детей возникает необходимость подготовки и переподготовки педагогических кадров для осуществления профессиональной деятельности в сложившихся условиях. Профессиональные сообщества являются гибким инструментом для организации программ повышения квалификации и организации переподготовки в соответствии с требованиями ФГОС. В перспективе профессиональные сообщества могут взять на себя функцию повышения квалификации и организации переподготовки для системы ДО.

В стране происходит увеличение числа частных детских садов, что приводит к необходимости контроля качества оказываемых образовательных услуг. На сегодняшний день профессиональные сообщества уже реализуют различные аккредитационные программы, занимаются выработкой критериев и направлений аккредитации частных ДОО и аттестации их сотрудников. Актуальной является задача разработки механизмов, позволяющих профессиональным объединениям активизировать участие в аккредитационной деятельности по данному направлению.

Не менее перспективной остается сфера частно-государственного партнерства. Профессиональные сообщества должны иметь инструменты для активного инициирования привлечения спонсорских средств в систему дошкольного образования в регионе, городе, районе. Частные компании и предприятия должны получить возможность полноценного участия в деятельности профессиональных сообществ и попечительских советов ДОО. В частности, профессиональные сообщества могут заключать договора о сотрудничестве с предприятиями и компаниями в части досмотра и ухода за детьми сотрудников, реализации определенных воспитательных программ, программ дошкольной подготовки для детей сотрудников частных компаний.

На сегодняшний день деятельность профессиональных сообществ воспитателей зачастую носит полуформальный характер. Необходимо выработать механизмы взаимодействия профессиональных объединений воспитателей и руководителей ДОО с региональными ОУО, органами государственной власти в части обеспечения доступности дошкольного образования и увеличения охвата детей программами дошкольного образования, участия профессиональных сообществ в формировании образовательной политики.

В связи с увеличением числа детских садов, в том числе негосударственных ДОО, и планируемым увеличением заработной платы педагогов ДОО предусматривается приток молодых специалистов в сферу дошкольного образования. Возникает необходимость в методической, консультативной, психолого-педагогической поддержке молодых воспитателей посредством их участия в школах молодого воспитателя, форумах молодого специалиста и других формах практической подготовки. Перспективным направлением деятельности профессиональных сообществ является реализация различных форм наставничества и передачи педагогического опыта для своих участников, прежде всего молодых воспитателей.

В связи с этим важно отметить функцию профессиональных сообществ в формировании информационного пространства, баз данных по вопросам детской психологии, дидактических игр, документооборота в ДОО и других аспектов деятельности воспитателей и руководителей ДОО, что является и будет являться одним из существенных аспектов работы профессиональных объединений.

Взаимодействие с родительскими комитетами должно стать одним из приоритетных направлений деятельности профессиональных сообществ. Представители родительской общественности должны принимать непосредственное участие в работе профессиональных сообществ, проводимых семинарах, проблемных круглых столах, презентациях, выставках, привлекаться к решению организационных и педагогических задач. Взаимодействие с населением и широкой общественностью по вопросам качества представляемых образовательных услуг приведет к увеличению удовлетворенности населения качеством образовательных услуг.

Роль профессиональных сообществ будет увеличиваться и в направлении их участия в профессиональном образовании, особенно в разрезе сетевой формы реализации образовательных программ, обеспечения практической подготовки и педагогического сопровождения для выпускников образовательных организаций среднего и высшего образования, освоивших образовательные программы по направлениям психолого-педагогическое образование, психология и педагогика дошкольного образования и др.

В связи с потребностью увеличения охвата детей дошкольного возраста программами дополнительного образования, профессиональные сообщества будут выступать теми организационными центрами, которые обеспечат привлечение специалистов дополнительного образования в ДОО и необходимую переподготовку воспитателей по программам дополнительного образования. Профессиональные сообщества могут выступать и с собственными программами оценки качества дополнительного образования детей, проведения аттестации специалистов дополнительного образования для дошкольников.

Дальнейшее развитие системы дошкольного образования в условиях введения федерального государственного стандарта ДО и повышение требований к качеству профессиональной работы воспитателя обуславливает необходимость развития системы профессиональных сообществ как важного элемента формирования профессиональной среды. Она обеспечит профессиональное развитие для своих участников и тесно взаимодействующей с родительской общественностью, частными компаниями и предприятиями, органами управления образованием, фактора формирования образовательной политики.

Будучи составной частью организации профессиональной деятельности педагогов, профессиональные сообщества являются инструментом реализации непрерывного обучения для своих участников, роста их педагогических, управленческих, информационных, коммуникативных компетенций.

Таким образом, можно прогнозировать усиление роли и места профессиональных сообществ воспитателей ДОО, что влечёт за собой разработку новых, более гибких форм организации профессиональных сообществ и активизацию их деятельности. Деятельность профессиональных сообществ направлена на повышение квалификации своих участников, реализацию механизмов частно-государственного партнерства, практическую подготовку и педагогическую поддержку молодых воспитателей, взаимодействие с населением и широкой общественностью в вопросах совершенствования форм работы с детьми и повышения качества дошкольного образования.

Просмотров: 553
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Чайникова Марина Геннадьевна. Развитие мотивации профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования
  • Дорогавцев Андрей Владимирович. Анализ механизмов реализации модели формирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования с учетом демографического прогноза в Самарской области
  • Данилова Ольга Анатольевна. Модель профессионального сообщества работников дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО как инструмента для реализации инновационных форм методической деятельности
  • Каюмова Светлана Хабибуллаевна. Анализ работы городского методического объединения воспитателей дошкольных образовательных организаций за 2019-2020 учебный год
  • Исаева Ольга Сергеевна. Программа повышения квалификации старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Управление методической работой в ДОУ»
  • Михляева Дарина Владимировна. Методическая разработка «Профессиональная идентичность педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО»
  • Симагина Ольга Владимировна. Проектирование образовательной деятельности в современной информационной образовательной среде (использование электронных средств обучения, ресурсов профессиональных сообществ педагогов дошкольного образования)
  • Гусева Ирина Николаевна. Использование средств информатизации для участия в профессиональных конкурсах
  • Симоненко Екатерина Сергеевна. «Применение дистанционных образовательных технологий при реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Эффективное сетевое взаимодействие с родителями».
  • Козлова Евгения Викторовна. Подготовка детей к обучению в школе с учетом требований ФГОС дошкольного образования и начального общего образования
  • Порубова Наталья Михайловна. «Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
  • Ивлева Оксана Николаевна. Использование ИКТ для повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Сливенко Светлана Петровна. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Мухина Алина Александровна. Руководителей и специалистов органов управления в сфере дошкольного образования приглашают к обсуждению вопросов внедрения профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций
  • Тарасова Екатерина Петровна. Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного образования. Кружок «Капитошка» для среднего дошкольного возраста.
  • Чакубаш Нина Геннадьевна. Организация досуговой деятельности в условиях создания новых форм дошкольного образования
  • Соболева Ирина Викторовна. «Организация преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования на основе создания в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у
  • Касьянова Елена Витальевна. Проектная деятельность в работе инструктора по физической культуре (плавание) в дошкольном образовательном учреждении как средство повышения профессиональных компетенций.
  • Тетеревкова О. М Поликухина В. Ю.. Организация развивающей среды в условиях реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  • Макарова Елена Васильевна. Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования. «Дидактический Синквейн»
  • Андреенко Татьяна Александровна. ДОРОЖНАЯ КАРТА по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)
  • Твердохлебова Наталья Валерьевна. Ключ успеха дошкольного образования: родителям об образовательных стандартах
  • Бардеева Татьяна Сергеевна. Повышение качества дошкольного образования с учетом ФГОС ДО.
  • Данилова Ольга Анатольевна. Единая среда (сообщество) взаимодействия работников дошкольного образования: новая модель
  • Тарасова Татьяна Александровна. Статья «МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»
  • Шестерикова Наталия Николаевна. Отличительные особенности Федеральных государственных требований дошкольного образования от Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  • Андреенко Татьяна Александровна. Положение о рабочей группе по подготовке к внедрению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО)
  • Сальникова Наталия Алексеевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС дошкольного образования
  • Пикулева Елена Васильевна. Формирование развивающей предметно-пространственной среды в группе с учетом требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь