Исаева Ольга Сергеевна. Программа повышения квалификации старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Управление методической работой в ДОУ»

Программа повышения квалификации старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Управление методической работой в ДОУ»

Областной институт усовершенствования учителей ОО «Педагогическая ассоциация ЕАО РФ» Учебно-методические материалы. Составители. Герасименко Д.И., доцент ДВГСГА Закон Ж.И., методист ИУУ Титова Е.М., методист ИУУ Левкова Т. В., к.п. н. ДВГСГА Научный редактор Файн Т.А., к.п. н., доцент, член-корреспондент МАНПО, директор ОблИУУ, почетный работник общего образования Рецензенты

 Скачать программу

Моисеева Т.В., преподаватель ДВГСГА Пермякова А.А., старший воспитатель МДОУ № 48 Вераксо Г.А., доцент ДВГСГА Компьютерная верстка Серга Т.Н., методист ОблИУУ

Программа курсов «Управление методической работой в ДОУ» предназначена для организации повышения квалификации старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Министерства образования РФ «О минимуме содержания программ курсов повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений» и реализуется через следующие блоки: «Общество и образование», «Деятельность старшего воспитателя по управлению педагогическим процессом,

«Психолого-педагогические основы образовательной деятельности ДОУ».

Программа раскрывает задачи методической службы в ДОУ, основные виды деятельности старшего воспитателя, создаёт предпосылки по созданию образовательной среды, в которой возможна реализация творческого потенциала каждого педагога, всего педагогического коллектива.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа повышения квалификации старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений разработана в соответствии с требованиями к содержанию дополнительных образовательных программ, основанных на положениях Закона РФ «Об образовании» (редакция от 31. 01. 96, № 13-ФЗ), Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения

квалификации специалистов), утверждённого постановлением Правительства РФ от 26. 016. 95 № 610 и от 10. 03. 00 №213, Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 677).

Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

В основу современной модели образования положены принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике. При формировании современной модели повышение вклада дошкольного образования в

инновационные процессы достигается на основе гибкости и многообразия форм, предоставляемых услуг, поддержки и более полного использования образовательного потенциала семей.

Современное дошкольное образование ориентировано на реализацию государственных стандартов. Стандарт дошкольного образования – это система требований к содержанию образования и к уровню развития детей каждого психологического возраста. Он обеспечивает основу развития личности и преемственность

при переходе к следующему возрастному периоду. В соответствии с «Конвенцией о правах ребёнка», его воспитание должно быть направлено на развитие умственных, духовных и физических способностей в полном объёме.

Современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей – педагогов.

Старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения является руководителем воспитательно-образовательного процесса, обеспечивает и контролирует выполнение плана, оказывает методическую помощь, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению профессиональной компетенции педагогов ДОУ

Современная система повышения квалификации педагогов дошкольного образования включает целый комплекс наук, призванных обеспечить практическую деятельность руководителя дошкольного учреждения.

От специалиста в сфере дошкольного образования требуется в первую очередь знание психологии ребёнка-дошкольника, понимание общих закономерностей его развития, возможностей для полноценного психического развития в условиях разных видов деятельности.

Чтобы управление было компетентным, последовательным, глубоким, творческим старшему воспитателю надо знать научные основы управления ДОУ, особенно в условиях вариативности дошкольного образования, когда появилась возможность и необходимость развивать дошкольные учреждения нового типа.

Глубокое ознакомление с основными положениями науки управления, социально- психологическими аспектами руководства коллективом, вопросами педагогического анализа, прогнозирования, целеполагания, осознания органической связи управления с творчеством поможет руководителям ДОУ совершенствовать организацию их управленческой деятельности.

Представленная программа направлена на оптимизацию условий, позволяющих

реализовать поставленные задачи и требования, которые предъявляются старшему

воспитателю по совершенствованию работы дошкольного образовательного учреждения.

  • Цель программы: Подготовка старшего воспитателя к осуществлению

методической работы в условиях обновления дошкольного образования

Задачи программы:

  • Овладение теорией и практикой оптимального управления ДОУ;
  • Совершенствование содержания и технологий управленческой деятельности;
  • Ориентация на готовность и способность использовать систему знаний на практике,
  • Развитие аналитические способности деятельности руководителя.
  • Освоение новых видов профессиональной деятельности: проектирование, экспериментирование, самоанализ.

Программа состоит из учебно-тематического плана и содержания программы.

Содержание программы курсов представлено двумя разделами:

  • Первый раздел программы — предусматривает расширение кругозора слушателей, раскрывает актуальные вопросы общества и образования.
  • Во втором разделе психолого-педагогический блок раскрывает психологические аспекты управленческой деятельности; психологию труда руководителя, стиль его деятельности; управление общением в коллективе; инновационную деятельность педагогов и руководителя, регулирование инновационных процессов, обновление нормативно-правовой базы системы дошкольного образования.
  • Предметно-методический блок посвящён научным основам управления дошкольным образованием; организаторской деятельности старшего воспитателя в системе управления; организации контроля как функции управления, планирование работы ДОУ, работе с педагогическими кадрами в современных условиях; непрерывность содержания дошкольного и начального образования, установлению конструктивных форм сотрудничества с родителями и другими социальными институтами воспитания.

В учебный план включены разнообразные формы и методы активного обучения: лекции, семинары, практикумы, тренинги, групповые и индивидуальные консультации по проблемам, «круглый стол».

  • Предусматривается и самостоятельная работа слушателей по индивидуальным планам для подготовки к семинарам и зачёту. Для ознакомления с педагогическим опытом в план включены посещения дошкольных учреждений.
  • Программа рассчитана на 102 часа, в том числе на самостоятельную работу отводится 30 часов, с отрывом от производства.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСОВ СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ

Цель данной программы: Подготовка руководителя дошкольного учреждения к

осуществлению управленческой деятельности в условиях обновления дошкольного

образования

Задачи программы:

  • Овладение теорией и практикой оптимального управления ДОУ;
  • Совершенствование содержания и технологий управленческой деятельности;
  • Ориентация на готовность и способность использовать систему знаний на практике;
  • Развитие аналитические способности деятельности руководителя;
  • Освоение новых видов профессиональной деятельности: проектирование, экспериментирование, самоанализ.

Категория слушателей: старшие воспитатели ДОУ.

  • Срок обучения и объём программы: 100 часов.
  • Форма обучения: очная, с отрывом от производства
  • Режим занятий: 8 часов в день

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Общество и образование

1. Дошкольное образование в условиях модернизации.

  • Модель образования 2020.
  • Нормативно – правовая база модернизации
  • Особенности системы дошкольного образования на современном этапе,
  • Образовательные стандарты дошкольного образования,
  • Новые педагогические технологии в дошкольном образовании.

2. ППО и формы его презентации.

3. Правовые основы аттестации педагогов ДОУ.

  • Нормативно-правовая база по вопросам лицензирования, аккредитации и

аттестации дошкольных образовательных учреждений.

4. Основы трудового законодательства

II. Управление дошкольным образовательным учреждением.

1. Основы управления дошкольным образовательным учреждением.

  • Управление как наука и практика человеческой деятельности;
  • Особенности управлением дошкольным образовательным учреждением;
  • Уровни управлением ДОУ:
  • Формирование организационной структуры управления;
  • Основные принципы обновления деятельности ДОУ.

2. Состав и содержание функции управления.

  • Функция управления, их взаимосвязь;
  • Информационно- аналитическое обеспечение управления

3. Стиль, методы и формы работы с кадрами.

  • Влияние личностных качеств руководителя на стиль управления;
  • Методы управления

4. Планирование функционирования и развития образовательного учреждения.

  • Общие подходы и требования к планированию работы дошкольного

учреждения;

  • Методика разработки образовательной программ ДОУ;
  • Планирование работы на учебный год;
  • Текущее планирование работы с кадрами на месяц.

III. Деятельность старшего воспитателя

по управлению педагогическим процессом в ДОУ

1. Организационные основы эффективной методической деятельности в ДОУ.

  • Методическая деятельность и её значение в системе дошкольного образования.
  • Типы методической работы: исследовательский, экспериментальный,

коррекционный;

  • Содержание методической работы в ДОУ;
  • Формы организации методической работы с педагогическим коллективом;
  • Содержание деятельности старшего воспитателя.
  • Системно-деятельностный подход к построению и педагогическому анализу

занятий и других видов деятельности детей. Типы и виды учебных занятий, их

характеристика. Основные элементы занятий. Структурные элементы занятия.

  • Технология педагогического анализа занятий и других видов деятельности детей.
  • Организация и содержание работы методического кабинета на основе диагностирования педагогических кадров. Оказание помощи педагогам в разработке инновационных педагогических технологий.

2. Педагогический совет коллегиальная форма управления и школа педагогического

мастерства педагогов ДОУ.

  • Современные требования к организации и проведению педагогических советов.
  • Цели и задачи педсоветов, его функции. Педсоветы как педагогическая технология.
  • Содержание педсоветов. Планирование их работы.
  • Методы и формы педсоветов.

3. Контроль, регулирование и коррекция качества дошкольного образования.

  • Контрольная функция – неотъемлемая часть управленческой деятельности руководителя;
  • Качество и эффективность контроля;
  • Нормативные документы об организации контроля;
  • Оценка результативности труда;
  • Виды контроля.

4. Организация инновационной деятельности в ДОУ.

  • Почему возникает потребность в инновациях;
  • Инновация – что это такое;
  • Организация инновационной деятельности в ДОУ;
  • Механизм стимулирования нововведений и организационная готовность

коллектива к инновациям.

5. Основы делопроизводства: работа с нормативными документами.

  • Структура и содержание примерной номенклатуры дел ДОУ;
  • Требования к ведению отдельных видов документации в дошкольном учреждении.

6. Задачи математического развития детей от 2 до 7 лет.

  • Совершенствование содержания математического развития детей дошкольного возраста;
  • Математические технологии в современных образовательных программах;
  • Оптимизация учебного процесса на занятиях по математическому развитию дошкольников;
  • Рациональные приёмы познания: проблемно-поисковые ситуации, детское экспериментирование, вопросы воспитания, игровые приёмы, моделирование.

7. Роль родного языка и речи в развитии ребёнка.

  • Родной язык в системе дошкольного воспитания. Влияние речи на психическое развитие детей;
  • Требования к речи воспитателя;
  • Формы и методы работы по развитию речи в разных возрастных группах.

8. Создание условий для полноценного развития игровой деятельности как один из путей нормализации педагогического процесса в ДОУ.

9. Актуальные проблемы педагогического сопровождения социального развития дошкольника в условиях модернизации образования.

10. Создание условий для художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста как один из путей гуманитаризации образовательного

процесса в ДОУ.

  • Характеристика разделов «Изобразительная деятельность» в альтернативных программах,
  • формирование творческих начал личности,
  • знакомство с искусством,
  • гуманистический подход к изодеятельности,
  • г познавательная деятельность средствами ИЗО.

11. Актуальность вопроса воспитания экологической культуры у детей дошкольного

возраста.

  • Необходимость экологического воспитания и образования дошкольников на современном этапе.
  • Экологическое образование и экологическое воспитание. Их взаимосвязь.
  • Ядро экологического образования и его содержание.
  • Компоненты ядра экологического образования: познавательный, ценностный, нормативный, деятельный.
  • Парциальные программы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста ( «Юный эколог», «Наш дом – природа
  • Вариативные технологии по экологическому воспитанию. Содержание, принципы построения программ, их отличительные особенности, направленность. Пути реализации программ в образовательном процессе ДОУ.

12. Педагогика оздоровления. Развивающие функции физического воспитания.

  • Содержание развивающей оздоровительной работы с дошкольниками.
  • Современные подходы и требования к физическому воспитанию детей дошкольного возраста.
  • Инструктивные документы о двигательной активности, прогулках, санитарно – гигиенических требованиях.
  • Анализ программ по физическому воспитанию.
  • Инновационные системы физического образования и развития дошкольников.

13. Роль руководителя ДОУ в соблюдении требований к созданию предметно- окружающей среды.

  • Организация развивающей среды. Варианты построения развивающей среды.
  • Роль среды в становлении личности. Принципы построения предметно- окружающей среды.
  • Отношения ребёнка с окружающим миром. Значение взрослого как посредника отношений.

14. Семья, детский сад, социум: модель взаимодействия.

  • Цели и задачи по взаимодействию ДОУ с семьёй и общественностью;

Дифференцированный подход в работе с родителями;

  • Педагогическое образование родителей.

15. Деятельность старшего воспитателя ДОУ в обеспечении преемственности в работе детского сада и школы.

16. Трибуна передового опыта «Творчество в управлении ДОУ».

IV. Психолого-педагогические основы образовательной деятельности ДОУ

Психология

1. Микроклимат в педагогическом коллективе.

  • Понятие морально-психологического микроклимата.
  • Причины нарушения микроклимата в коллективе.
  • Факторы, способствующие стабилизации морально- психологического микроклимата.

2. Особенности межличностного взаимодействия взрослых и детей.

  • Понятие общения. Значение общения со взрослыми.
  • Формы общения и их роль в становлении личности ребёнка. Общение со сверстниками. Его специфика.
  • Причины конфликтов и их устранение. Проблемы общения в коллективе
  • Развитие коммуникативной компетентности участниками педагогического взаимодействия (Тренинг).

3. Психологические аспекты управленческой деятельности, мотивация управления.

  • Методы воздействия на коллектив.
  • Руководитель и подчинённые.
  • Стиль управления. Конфликтность в коллективе.

4. Понятие личности в психологии.

  • Личность руководителя и подчинённого
  • Личность воспитателя. Значение педагога в жизни дошкольника.

Индивидуальный стиль деятельности.

  • Особенности развития личности ребёнка дошкольного возраста.

5. Диагностическая работа с педагогическими кадрами.

  • Особенности диагностико-коррекционной работы в детском саду.

6. Психологическая готовность ребёнка к школьному периоду жизни.

Дошкольная педагогика

1. Дошкольное образование на современном этапе, его роль, основные тенденции.

  • Работа с педагогическим коллективом, родителями и детьми по изучению прав ребёнка. Конвенция о правах ребёнка.

2. Адаптация личности к новым социально – экономическим условиям как фактор её социализации.

  • Механизм адаптации личности к новым социально- экономическим условиям.
  • Сложности, возникающие в период адаптации. Виды адаптацию Адаптация к различным видам деятельности.
  • Проблемы общения в коллективе.

3. Программы и технологии дошкольного образования. Приоритеты современного образования и воспитания.

  • Вариативные программы дошкольного образования.
  • Основные функции образовательного стандарта:
  • реализация качества образования в условиях его вариативности,
  • защита ребёнка от некомпетентности педагогических воздействий,
  • сохранение единого образовательного пространства на территории России в условиях самостоятельности регионов, образовательных учреждений, творческого подхода к воспитанию.
  • Инновационная деятельность педагога. Что такое инноватика? Закономерности инновационного процесса. Преодоление инновационного барьера. Условия, необходимые для инноватики. Диагностика готовности к инновационной деятельности. Регулирование инновационных процессов. Самоанализ. Рефлексия.

4. Организация целостного педагогического процесса в детском саду.

  • Обучение детей дошкольного возраста.
  • Роль воспитателя в гуманизации педагогического процесса
  • Дошкольник как объект и субъект воспитания. Значение и уникальность дошкольного возраста. Формирование фундаментальных, собственно человеческих способностей в период формирования личности человека.

Консультации по запросам слушателей.

Самостоятельная работа слушателей (подготовка к семинарам, зачёту).

Итоговый контроль.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ

ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

1. Инструкция: из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.

Вопрос. Лицензирование это процедура установления:

Варианты ответов:

а) образовательного статуса дошкольного учреждения;

б) статуса юридического лица ДОУ;

в) соответствия условий осуществления образовательного процесса

государственным и местным требованиям;

г) процедура, обеспечивающая финансирование ДОУ.

2. Инструкция: выберите правильный вариант последовательности действий при принятии

управленческого решения.

Вопрос. Процедура принятия управленческого решения заключается в следующем:

Варианты ответов:

а) работа по выявлению проблемы — определение критериев выполнения решения -

формулирование альтернатив решения — оценка вариантов решения — выбор альтернативы;

б) работа с проблемой — формулирование путей решения проблемы — их оценка -

принятие решения;

в) определение отклонения фактического состояния системы от желаемого -

построение проблемы — разработка вариантов решения проблемы — выбор решения;

г) формулирование путей решения проблемы – принятие решения – их оценка.

3. Инструкция: на месте пропусков впишите пропущенные слова.

Управление образовательным учреждением — активное _______ руководителей образовательного учреждения и других участников ________________________ процесса по его упорядочиванию и переводу в новое

качественное состояние, более отвечающее выполнению поставленных задач /Т. И. Шамова/.

4. Менеджер — это специалист, осуществляющий управление (организацией) в процессе

управленческого _____________ с целью ее функционирования и развития.

5. Руководство — это направление деятельности менеджера, обеспечивающее развитие

________________________ построение __________________ между его членами и их

поведение, которое в максимальной степени способствует достижению организационных

целей.

6. Структура ______________ — строение, взаиморасположение и связь составляющих ее

частей, позволяющее достичь организационных целей.

7. Инструкция. Отметьте правильный ответ.

В законе РФ об образовании дано определение системы образования.

  • Совокупность всех учебно-воспитательных учреждений страны.
  • Система преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети образовательных учреждений различных форм, типов и видов, системы органов управления.
  • Совокупность учебно-воспитательных учреждений страны, осуществляющих основные принципы политики государство в области просвещения.

8. Инструкция. Отметьте правильный ответ.

В государственных воспитательно-образовательных учреждениях создание и

деятельность политических партий, религиозных движений не допускаются.

а) верно;

б) неверно.

9. С целью развития коллектива организации, наиболее целесообразно использование

следующих методов:

а) административных;

б) социально-психологических;

в) экономических;

г) организационно-распорядительных.

10. Определение основных операций управленческого цикла, характерно для:

а) интегративного подхода;

б) содержательного подхода;

в) управленческого подхода;

г) функционального подхода.

11. Определение основных направлений деятельности руководителя, характерно для:

а) интегративного подхода;

б) содержательного подхода;

в) управленческого подхода;

г) функционального подхода. — 17 -

12. Педагогический коллектив — это:

а) Люди, работающие в одном учреждении;

б) объединение людей, подчиняющихся одному руководителю;

в) группа педагогов, объединенных общими целями деятельности образовательного

учреждения, которые достигаются в процессе взаимодействия;

г) команда, в которой царит взаимопонимание и поддержка.

13. Отсутствие внешних агрессивных проявлений между конфликтующими сторонами,

использование косвенных средств воздействия характерно для:

а) антогонистического конфликта;

б) горизонтального конфликта;

в) скрытого конфликта;

г) внутриличностного конфликта.

14. Поиск решений конфликтной ситуации за счет взаимных уступок, выработка решения,

устраивающего все участвующие стороны, характерны для следующей стратегии

поведения:

а) компромисс;

б) сотрудничество;

в) избегание;

г) приспособление.

15. Современное планирование должно отвечать следующим требованиям:

а) гибкость;

б) коллегиальность выработки планов;

в) непрерывность планирования;

г) все варианты верны.

16. Определение механизма распределения ресурсов для достижения среднесрочных целей

осуществляе6тся при:

а) стратегическом планировании;

б) перспективном планировании;

в) тактическом планировании;

г) оперативном планировании.

17. Выбор формы планирования обусловлен (укажите лишнее):

а) содержанием, которое планируется;

б) предпочтениями руководителя, насколько она ему удобна в работе;

в) временным периодом, на который осуществляется планирование;

г) регламентациями вышестоящих организаций.

18. Организация как функция управления заключается в:

а) определении перспектив развития учреждения и основных направлений его

работы;

б) упорядочении деятельности учреждения, создании его структуры;

в) распределении обязанностей между его членами с целью реализации намеченных

планов и достижения желаемых результатов;

г) объединении пунктов б и в.- 18 -

19. Какой из организационных механизмов предполагает определение функций,

содержания работы и полномочий каждого сотрудника организации:

а) нормирование;

б) регламентирование;

в) инструктирование;

г) делегирование.

20. Определите соотношение понятий "контроль" и "анализ":

А) это синонимы;

Б) они не связаны;

В) процедура контроля предполагает осуществление анализа;

Г) контроль и анализ — это различные процедуры, но они взаимодополняющие.

21. Перечислить качества эффективного руководителя:

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Вопрос 1. Установите соответствие между моделью воспитания и ее признаками:

Модели воспитания:

  1. идеалистическая
  2. прагматическая
  3. социетарная
  4. гуманистическая
  5. технократическая

Признаки:

1) Обучение практико-ориетированным

знаниям и умениям,

2) жесткое управление и контроль за

воспитанником, технологичность

педагогического процесса,

3) развитие заложенных в душе вечных и

неизменных целей,

4) взаимодействие с личностью и уважение

ее уникальности,

5) Истинна только определенная система

ценностей (коммунистическая,

религиозная и т.д.),

Вопрос 2. Установите соответствие между признаками и названием процесса.

1. Процесс, основная роль которого состоит в развитии

способностей ребенка.

2. Процесс организованного и целенаправленного

воздействия на личность и поведение ребенка.

Варианты ответов:

а) воспитание;

б) обучение.

Вопрос 3. Какова традиционная точка зрения в отечественной науке, раскрывающая

взаимосвязь между обучением и развитием.

Варианты ответов:

а) обучение и развитие – процессы, которые независимы один от другого; — 19 -

б) развитие предопределяет успех обучения, но развитие независимо от обучения и

его протекание предопределено заранее биологическими факторами;

в) развитие всегда зависит от обучения. Каково обучение, таково и развитие.

г) все ответы верны

Вопрос 4. Соотнесите характеристику содержания пяти типов отношения педагога к

ребенку с их названием. Впишите во второй столбец таблицы буквенное обозначение,

соответствующее цифровому в первом столбце.

  1. «Диктат»
  2. «Нейтралитет»
  3. «Опека»
  4. «Конфронтация»
  5. «Сотрудничество»

Варианты ответов:

а) скрытая неприязнь к детям, в общении пренебрежительно-деловой тон;

б) соучастие во всех делах, интерес друг к другу, оптимизм и взаимное доверие в

общении;

в) забота до навязчивости, боязнь всякой самостоятельности, постоянный контакт с

родителями;

г) строгая дисциплина, четкие требования к порядку, к знаниям при официально-

деловом общении;

д) свободное общение с детьми, отсутствие требований, увлеченность воспитателя

своими проблемами.

Вопрос 5.Из предложенных вариантов выберите один правильный:

Ведущая деятельность имеет следующие признаки:

а) — от нее зависят основные психологические новообразования каждой стадии

становления личности;

б) — в ее форме возникают и развиваются новые виды деятельности;

в) — в ней возникают и формируются частные психические процессы;

г) — все ответы верны.

Вопрос 6. Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано с внедрением

достижений научно-технического прогресса.

а) да;

б) нет.

7. Инструкция: на месте пропусков впишите пропущенные слова.

Ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обусловливает

главнейшие изменения в _____________ процессах, психологических особенностях

____________ на данной стадии ее развития. /А. Н. Леонтьев/

8. Авторитарная педагогика — педагогика_______________, где ребенок является

___________ педагогического воздействия, а целью выступают _______________.

Вопрос 9. Дайте определение педагогической технологии:

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной

______________ деятельности по проектированию, организации и проведению учебного — 20 -

процесса с безусловным обеспечением _______________________ условий для учащихся

и учителя /В. М. Монахов/.

Вопрос 10. По временному признаку различают три группы педагогических задач

(исключите лишнее):

Варианты ответов:

а) стратегические;

б) тактические;

в) оперативные;

г) дидактические.

Вопрос 11. Дайте определение педагогической технологии

Педагогическая технология означает системную ________________________ и

порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических

средств, используемых для достижения _____________ целей /М. В. Кларин/.

Вопрос 12. Какое из перечисленных качеств относится к коммуникативным умениям

педагога?

Варианты ответа:

а) анализ социальной ситуации;

б) соблюдение конфиденциальности;

в) обработка диагностической информации;

г) самоанализ собственной деятельности.

Вопрос 13. Установите соответствие между педагогическими способностями и их

характеристиками.

Педагогические способности:

  1. Прецептивные;
  2. Суггестивные;
  3. Конструктивные.

Характеристики способностей:

А) умение с помощью слова добиваться нужного результата воздействия;

Б) проникать во внутренний мир ребенка, видеть его состояние;

В) способность предвидеть ход и результаты учебно-воспитательного процесса.

Вопрос 14. Что называют педагогической наблюдательностью? На месте пропусков

впишите пропущенные слова.

Педагогическая наблюдательность это ______________ видеть, замечать не только

____________________ изменения, но и особенности ______________ мира каждого

воспитанника.

Вопрос 15. Инструкция. Дополните.

Понимание эмоциональных состояний другого человека и умение сопереживать

этим состояниям называется ________.

Вопрос 16. Категорию людей, считающих ответственными за результаты своей

деятельности самих себя, принято называть ___________.

Вопрос 17. Инструкция: из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.

Какое умение педагога относится к коммуникативным? — 21 -

Варианты ответов:

а) умение прогнозировать результаты обучения и воспитания;

б) умение управлять поведением и активностью детей;

в) умение находить контакт и правильный тон при общении с детьми;

г) умение наблюдать за активностью ребенка

Вопрос 18. Личность ребенка существует, проявляется и формируется:

а) только в человеческом обществе;

б) в деятельности;

в) в общении;

г) все ответы верны.

Вопрос 19. Верно ли утверждение, что отечественная наука стоит на позициях признания

значимости влияния на и развитие личности как биологических, так и социальных

факторов при активной позиции самой личности.

а) да;

б) нет.

Вопрос 20. Внедрение передового педагогического опыта осуществляется через:

а) наставничество педагогов-мастеров;

б) педагогические практикумы, семинары и тренинги;

в) различные формы научного и методического обобщения: доклады, брошюры,

статьи, методические разработки, мастер- классы, творческие мастерские, научно –

практические конференции.

г) все ответы верны.

ТЕСТЫ ПО ПСИХОЛОГИИ

Вариант 1

1. Инструкция: Восстановите последовательность.

Вопрос: Как возникают в онтогенезе основные формы общения дошкольников со

взрослыми?

а) Внеситуативно-личностная;

б) Ситуативно-деловая;

в) Ситуативно-личностная (или эмоциональная;

г) Внеситуативно-познавательная.

2. Инструкция: Допишите пропущенное слово.

Вопрос: Что такое организационная культура коллектива?

«Организационная культура группы — паттерн коллективных базовых

______________, обретаемых группой при совместном разрешении разного рода проблем

организации».

3. Инструкция: Определите недостающий компонент.

Вопрос: Каковы основные характеристики социально-психологического климата?

а) Целенаправленность;

б) Мотивированность;

в) Стрессоустойчивость;

г) Интегративность; — 22 -

д) ________________

4. Инструкция: Выберите один вариант ответа.

Вопрос: Какая управленческая концепция описывается так (Мак Грегор):

– люди ленивы;

– они не любят работу;

– для того, чтобы заставить людей работать, их нужно контролировать,

направлять и держать под страхом наказания;

– они избегают ответственности;

– у них мало честолюбия?

а) концепция «Х»

б) концепция «Y»

5. Инструкция: Впишите недостающий компонент.

Вопрос: Каковы параметры базовых представлений организации (Г. Хофстеде)?

а) Коллективизм-индивидуализм;

б) Малая властная дистанция — большая властная дистанция;

в) С сильным избеганием неопределенности — со слабым избеганием

неопределенности;

г)____________— женственность.

6. Инструкция: Соотнесите перечисленные характеристики и понятия.

Вопрос: Как характеризуются основные 5 способов поведения людей в конфликте

(М. Томас)?

Формы реагирования Характеристики

Сотрудничество Уход от конфликтной ситуации

Компромисс Форма поведения не допускает не только возникновения

конфликта, но и противоречия между людьми

Избегание Отказ от борьбы в пользу другого лица

Уступка Прямая конфронтация, при которой ни одна из сторон не

желает уступать

Соперничество Форма поведения, при которой быстро находится нужное

решение, устраивающее две стороны

7. Инструкция: Выберите один вариант ответа.

Вопрос: Какой вид готовности к школе можно охарактеризовать как «наличие

адекватной самооценки, уверенность в себе, произвольность поведения»?

а) Специальная готовность,

б) Физическая готовность,

в) Психологическая готовность:

г) личностно – психологическая;

д) Интеллектуальная;

е) Эмоционально-волевая.

8. Инструкция: Выберите один вариант ответа.

Вопрос: Верно ли утверждение, что для благоприятного развития коллектива, в том

числе и педагогического необходимо наличие 4 групп сотрудников — союзники,

недоверчивые ведомые, оппоненты, друзья? — 23 -

а) да;

б) нет;

в) Свой вариант________________________________________________

9. Инструкция: Соотнесите перечисленные определения и понятия.

Вопрос: Форма управленческого поведения и уровень профессионального развития

сотрудников связаны между собой. Как характеризуется их связь?

Уровень развития сотрудника, коллектива Форма управленческого

поведения

Низкий уровень:

«Не хотят работать, не умеют работать»

«Передача Полномочий»

Средний уровень:

"Хотят работать, но еще не умеют работать

«Участие в управлении»

Хороший уровень

"Хотят и умеют работать"

«Авторитарное

указывание»

Высокий уровень: "Хотят и умеют работать творчески"

(экстра специалисты, достигшие высокой квалификации,

ответственные, инициативные работники)

«Популяризация»

10. Инструкция: Исключите лишний вариант ответа.

Вопрос: Все ниже перечисленные компоненты являются диагностическим

минимумом для детей раннего возраста:

а) Развитость предметной деятельности,

б) Наличие словесных обобщений, любознательности, активности в общении,

в) Развитое наглядно-образное мышление,

г) Качество сенсомоторного развития.

ТЕСТЫ ПО ПСИХОЛОГИИ

Вариант 2

1. Инструкция: Определите недостающий компонент.

Вопрос: Каковы основные формы общения дошкольника со взрослым?

а) Внеситуативно-личностная;

б) Ситуативно-деловая;

в) Ситуативно-личностная (или эмоцональная);

г) _______________________________________

2. Инструкция: Допишите пропущенные слова.

Вопрос: Что такое социально-психологический климат коллектива? «Социально-

психологический климат — это эмоциональная окраска психологических связей членов

коллектива, возникающая на основе их ________________ совпадения ________________,

склонностей».

3. Инструкция: выберите один вариант ответа. — 24 -

Вопрос: Как называется одна из характеристик социально-психологического

климата коллектива, которая трактуется как «обеспечивающая необходимый уровень

единства мнений, согласованности действий».

а) Целенаправленность;

б) Мотивированность;

в) Стрессоустойчивость;

г) Интегративность;

д) Организованность

4. Инструкция: Выберите один вариант ответа.

Вопрос: Какая управленческая концепция описывается так (Мак Грегор):

– люди являются творцами;

– они любят работу;

– они сами управляют своей деятельностью и сами себя контролируют в соответствии с

поставленными целями;

– они готовы принимать на себя ответственность;

– они обладают творческим потенциалом.

а) концепция «Х»

б) концепция «Y»

5. Инструкция: Впишите недостающий компонент.

Вопрос: Каковы параметры базовых представлений организации (Г. Хофстеде)?

а) Коллективизм — _____________________________________________

б) Малая властная дистанция — большая властная дистанция;

в) С сильным избеганием неопределенности — со слабым избеганием

неопределенности;

г) Мужественность — женственность.

6. Инструкция: Выберите один вариант ответа.

Вопрос: Какой вид готовности к школе можно охарактеризовать как «наличие

знаково-символической функции сознания, способности к замещению, произвольность

психических процессов, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наличие

познавательных интересов»?

а) Специальная готовность,

б) Физическая готовность,

в) Психологическая готовность:

г) Личностно-психологическая,

д) Интеллектуальная,

е) Эмоционально-волевая.

7. Инструкция: Соотнесите перечисленные определения и понятия.

Вопрос: Как характеризуются основные 4 типа ценностей у человека (В. П.

Тугаринов)?

Типы ценностей Характеристики

Духовные ценности Техника и материальные блага

Общественно-политические ценности Любовь к ближним, уважение его свободы

Материальные ценности Свобода, братство, равенство, справедливость

Общечеловеческие ценности Образование, наука, искусство- 25 -

8. Инструкция: выберите один вариант ответа.

Вопрос: Верно ли утверждение, что основными показателями изучения социально

психологического климата являются — удовлетворенность работников организации

характером и содержанием труда, взаимоотношениями с коллегами по работе и

менеджерами, стилем руководства фирмой, уровнем конфликтности отношений,

профессиональной подготовкой персонала?

а) да;

б) Нет;

в) Свой вариант ____________________________________________

9. Инструкция: Соотнесете перечисленные определения и понятия.

Вопрос: Форма управленческого поведения и уровень профессионального развития

сотрудников связаны между собой. Как характеризуется их связь?

Уровень развития сотрудника, коллектива Форма управленческого

повеления

Низкий уровень:

" Не хотят работать, не умеют работать"

«Передача полномочий»

Средний уровень:

"Хотят работать, но еще не умеют работать

«Участие в управлении»

Хороший уровень

"Хотят и умеют работать»

«Авторитарное

указывание»

Высокий уровень:

"Хотят и умеют работать творчески" (экстра специалисты,

достигшие высокой квалификации, ответственные,

инициативные работники)

«Популяризация»

10. Инструкция: Определите последовательность перечисленных явлений.

Вопрос: Для позитивного развития ребенка дошкольного возраста в периоде с 0 до

6-7 лет он должен удовлетворить четыре основные потребности:

а) Потребность в любви,

б) Потребность в уважении,

в) Потребность в защите,

г) Физиологические потребности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Белая К.Ю., Методическая работа в ДОУ;
  2. Белая К.Ю., Педсовет в дошкольном образовательном учреждении, 2004;
  3. Белая К.Ю., От сентября до сентября, 2008;
  4. Белая К.Ю., Инновационная деятельность в ДОУ, 2005;
  5. Бондаренко А.К., Дидактические игры в детском саду. М., 1985;
  6. Бондаренко А.К., Словесные игры в детском саду, М., 1977;
  7. Бородич А.М., Методика развития речи детей. М., 1981;
  8. Вавилова Е.Н., Умейте бегать, прыгать, лазать, метать. М., 1983;
  9. Васильева А.И., Старший воспитатель детского сада, 1990;
  10. Волобуева Л.М., Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами, 2003; — 26 -
  11. Голицыны Н.С., Система методической работы с кадрами в дошкольном

образовательном учреждении, 2006;

12. Голицына Н.С., Организация и проведение тематического контроля в дошкольном

образовательном учреждении, 2006;

13. Голицына Н.С., Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ, 2008;

14. Гришин В.Г., Игры с мячом и ракеткой. М., 1989;

15. Дик Н.Ф., Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении, 2006;

16. Доронова Т., Якобсон С, Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации, -

М., 1992;

17. Дуброва В.П., Организация методической работы в дошкольном учреждении, 1995;

18. Дошкольная педагогика (Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой – М., 1983);

Илларионова Ю.Г., Учите детей отгадывать загадки. – М., 1985;

19. Казакова И.Н., Годовое планирование в ДОУ, 2006;

20. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В., Теория и методика физического воспитания детей

дошкольного возраста. М., 1985;

21. Лялина Л.А.; Планирование работы старшего воспитателя ДОУ, 2008;

22. Методика обучения изобразительной деятельности (под ред. Н.Сакулиной,

Т.Комаровой – М., 1979);

23. Методист дошкольного образовательного учреждения, 2007;

24. Николаева С.Н., Место игры в экологическом воспитании дошкольников, М., -1996;

Николаева С.Н., «Юный эколог». Программа и условия её реализации в детском саду;

25. Никишина И.В., Дошкольные образовательные учреждения. Диагностическая и

методическая работа, 2007;

26. Осокина Т.И., Физическая культура в детском саду. М., 1986;

27. Осокина Т.И., Игры и развлечения на воздухе. М., 1983;

28. Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. –

М., 1993;

29. Петрушина А.Д., Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ,

2006;

30. Программа воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А. Васильевой);

Программа развития и воспитания в детском саду. «Детство». – СПБ., 2000;

31. Программа и руководство для воспитателя детского сада. «Радуга». – М., 2000;

Программа развития и воспитания детей дошкольного возраста «Развитие» –М., 1994;

Программа «Наша природа» автор Н.А. Рыжова, — М. 1997;

32. Современные образовательные программы для детского сада (Под ред. Ерофеевой);

33. Сорокина А.И., Дидактические игры в детском саду. — М., 1982;

34. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №№ 1,2, 3- 2007, №№3, 4

– 2008;

35. Тарновская Н., Топоркова Л Обучение детей конструированию и ручному труду;

Тарабрина Т, Оригами и развитие ребёнка;

36. Тимофеева Е.Д., Подвижные игры для малышей. М., 1990;

37. Третьяков П.И., Белая К.Ю., Дошкольное образовательное учреждение: управление по

результатам. М.; Новая школа, 2003;

38. Учебное пособие и практикум, 1997. Фролова В.Г., Юрко Г.П., Физкультурные занятия

на воздухе. М., 1983;

39. Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М., 1981;

40. Фокина В.Г., Ознакомление с природой и экологическое воспитание дошкольников.

1983;

41. Фомичёва М.Ф., Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981;

Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ; — 27 -

42. Честнова Н.Ю., Новая настольная книга методиста детского сада; 2006;

43. Швайко Г.С., Игры и игровые упражнения для развития речи (под ред. В.В. Гербовой).

М., 1988;

44. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999

Просмотров: 749
Категория: По направлениям » Для детского сада » Перспективные планы для Детского сада




Другие новости по теме:

  • Мухина Алина Александровна. Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию компетенций управленческих кадров в системе дошкольного обра
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Мухина Алина Александровна. Руководителей и специалистов органов управления в сфере дошкольного образования приглашают к обсуждению вопросов внедрения профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций
  • Авдиенко Любовь Борисовна. «Организация работы по правовому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования»
  • Тарасова В.И.. Целостность воспитательно-образовательного процесса в условиях интеграции содержания дошкольного образования
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Дорогавцев Андрей Владимирович. Анализ механизмов реализации модели формирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования с учетом демографического прогноза в Самарской области
  • Романова Надежда Юрьевна. Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе ВИКТОРИНА «ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ» ТЕМА «КОСМОС»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Порубова Наталья Михайловна. «Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
  • Сумина Людмила Михайловна. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального казенного образовательного учреждения «Детский дом Радуга»
  • Тетеревкова О. М Поликухина В. Ю.. Организация развивающей среды в условиях реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  • Валитова Мария Викторовна. Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Бражникова Алла Валериевна. Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Драчева Валентина Сергеевна. Организация детских видов деятельности в соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Чакубаш Нина Геннадьевна. Организация досуговой деятельности в условиях создания новых форм дошкольного образования
  • Жупикова Ирина Анатольевна, Молодцова Татьяна Леонидовна ,. Сценарий игровой программы по обучению грамоте на основе телевизионной передачи «Вопрос на засыпку»
  • Тарасова Екатерина Петровна. Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного образования. Кружок «Капитошка» для среднего дошкольного возраста.
  • Рекомендации родителям по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания в детском саду
  • Кельзина Светлана Юрьевна. Организация партнерской деятельности педагога с детьми в системе дошкольного образования.
  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС
  • Данилова Ольга Анатольевна. Модель профессионального сообщества работников дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО как инструмента для реализации инновационных форм методической деятельности
  • Исаева Ольга Сергеевна. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения как условие реализации педагогического процесса
  • Химочкина Лариса Павловна. Программа дополнительного образования по развитию зрительно-моторной координации в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
  • Исаева Ольга Сергеевна. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь