Касьянова Елена Витальевна. Проектная деятельность в работе инструктора по физической культуре (плавание) в дошкольном образовательном учреждении как средство повышения профессиональных компетенций.

Проектная деятельность в работе инструктора по физической культуре (плавание) в дошкольном образовательном учреждении как средство повышения профессиональных компетенций.

Касьянова Елена Витальевна, инструктор по физической культуре «Детский сад общеразвивающего вида № 40 «Яблонька» городского округа Королёв Московской области, Россия

Аннотация: В данной статье, автор делиться собственным опытом проектной деятельности с целью повышения профессиональных навыков инструкторов ДОУ по физической культуре и повышения уровня плавательной подготовленности у воспитанников.

Abstract: in this article, the author shares his own experience of project activities in swimming in order to improve the professional skills of DOU instructors in physical culture and improve the level of swimming readiness of pupils.

Ключевые слова: профессия инструктора по плаванию в ДОУ, проектная деятельность в обучении плаванию, повышение профессионального уровня, интенсификация процесса обучения.

Key words: profession of a swimming instructor in DOU, project activity in teaching swimming, professional development, intensification of the learning process.

Прежде чем раскрыть тему данной статьи, мы дадим определение понятию «Проект», позаимствованное из Свода знаний по управлению проектами.

 

Скачать конспект

Проект (в управленческой деятельности) — временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата [1].

В данной статье мы расскажем об опыте создания того самого уникального продукта, о том, где черпать вдохновение педагогу и последовательности действий над его успешной реализацией.

Актуальность данной темы возникла в ходе анализа работы инструкторов по плаванию в ДОУ. К сожалению, в ДОУ приходят работать специалисты с минимальным опытом работы по обучению плаванию, а так же с минимальным собственным опытом плавательной подготовки имея за плечами иногда только курсы по переподготовке специалистов.

Конечно, таким педагогам сложно выстраивать занятия с учетом всех возможных нюансов. Ситуация усложняется еще одним фактом — не все специалисты стремятся к повышению своей квалификации, ограничиваясь информацией взятой в интернет ресурсах. Имеется негативный факт в данном изучении методики обучения плаванию – это отсутствие опыта адаптировать инвентарь и оборудование под определенный бассейн, физические и психологические особенности воспитанников.

Опытные специалисты, имеем в виду тренеров, инструкторов фитнес центров, не идут в образование, по двум весьма обоснованным причинам:

  • первая причина — «материальная», невысокий уровень заработной платы;
  • вторая причина — психологический фактор. В спортивной школе тренер пользуется большим авторитетом, родители настраивают своих детей на работу. Дети приходят в секции мотивированными (иначе с ними не будут заниматься) — это благодатная почва для работы на результат, когда все участники процесса движутся к одной общей цели. И в противовес – образование, где масса детей без предрасположенности к данному виду спорта и инструктор не вправе отстранить ребенка от занятий. Не секрет, что для многих родителей дошкольников и школьников, физическое воспитание — самый ненужный предмет, в приоритете такие занятия как, например: подготовка к школе, иностранные языки, логика, конструирование и т.д.

Мы можем предположить, что использование инструктором проектной деятельности в занятиях по обучению плаванию — даст возможность не только сделать их интересными и разнообразными, а также пополнить «профессиональную копилку» специалиста.

Почему проект?

  1. Во-первых, в плавании, да и в физическом воспитании в целом, проектная деятельность — это не часть занятия, и не одно отдельно взятое занятие — это более длительный, педагогический процесс, направленный на достижение интересного, уникального результата. Средняя продолжительность работы над проектом от 1 года и до 3 лет.
  2. Приоритетом в любом случае будет обучение плаванию, повторение правил поведения на воде и технике безопасности, но реализация проекта позволит максимально интегрировать занятия по плаванию в другие познавательные области, такие как:

Художественно-эстетическое развитие:

  • развитие восприятия произведений искусства и литературы;
  • музыкальное развитие;
  • рисование.

Речевое развитие:

  • формирование словаря;
  • развитие связной речи.

Познавательное развитие:

  • ознакомление с окружающим социальным миром;
  • ознакомление с окружающим природным миром;
  • ознакомление с окружающим предметным миром;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • сенсорное развитие;
  • экспериментирование и исследовательская деятельность.

Социально-коммуникативное развитие:

  • формирование основ безопасности жизнедеятельности;
  • трудовое воспитание;
  • коммуникативное развитие;
  • гендерное воспитание;
  • нравственное воспитание;
  • патриотическое воспитание.

Еще немаловажный фактор — где находить вдохновение педагогу при выборе темы проекта и выбора инструментов для его реализации? Мы предлагаем несколько возможных источников:

  • личный опыт педагога;
  • неожиданные рабочие ситуации, либо ситуации из личной жизни;
  • семейные проблемы и необходимость их решения;
  • интересные факты, полученные из опыта коллег, СМИ, просмотра мультипликационных, художественных и научно — популярных фильмов;
  • работа по специальности, но в различных учреждениях, с различным контингентом и разнообразным инвентарем и оборудованием;
  • изучение статистических материалов и т.д.

Учитывая все вышесказанное, мы хотим дать практические рекомендации к работе над проектом из собственного опыта.

Выбор темы проекта: выбирая тему, погружайтесь в творческий процесс поиска и желания улучшить свою деятельность. Одним из основных факторов при выборе темы являются результаты мониторинга плавательной подготовленности воспитанников. Анализ низких показателей должен мотивировать на поиск путей по их исправлению.

Актуальность: анализируя информацию о физической подготовке воспитанников, их готовности к обучению, мы учимся грамотно определять уже существующие проблемы, и это подводит к постановке цели.

Цель — это конечный результат (продукт). По мере достижения цели, результат может измениться или подводить к следующей цели.

Задачи. С постановкой задач начинается период поиска стандартных и нестандартных способов направленных на достижение цели (результата) проекта.

Гипотеза: делаем предположение, — что внося изменения в свою педагогическую деятельность, мы изменяем ее в лучшую сторону. И если результаты проекта показывают положительную динамику — это говорит о том, что наш проект имеет практическое и социальное значение.

В качестве примера, хотим представить реализованные нами проекты.

Проект «Времена года». Проект реализовывался в течение двух лет. Цель данного проекта — уйти от монотонных занятий, добавить максимум положительных эмоций, а так же интеграция в другие познавательные области с окружающим, предметным и природным миром, а так же социально коммуникативным развитием. Работа над проектом включала в себя следующие этапы:

  • тематическое украшение бассейна, (чаще всего работами воспитанников, рисунками, аппликациями);
  • подбор тематической музыки, для проведения разминки — аквааэробики и эстафет;
  • тематические игры и эстафеты, например: сбор урожая, ручеек, украшение елки и т.д.

Так же, в досугах принимал участие педагог – логопед. Логопед перед началом занятия в воде, проводила беседу с воспитанниками, используя моно — таблицы, считалки, пальчиковую гимнастику, работу над звуками в игровой форме. Это был прекрасный тандем и практический опыт тесного взаимодействия специалистов.

Итог данного проекта: интеграция в другие познавательные области, повышение интереса к занятиям по обучению плаванию и тесное взаимодействие специалистов во время практических занятий в плавательном бассейне. Такой проект желательно использовать в логопедических группах и с воспитанниками с низкой мотивацией к учебной деятельности.

Следующий проект «У воды без беды». Немного модернизированный проект «Времена года». Идея в организации данного проекта возникла после изучения статистики о несчастных случаях. Утопление — это вторая по частоте причина смерти от несчастного случая у детей до 15 лет (первая — автомобильные аварии). Из примерно 750 детей, которые утонут в следующем году, примерно 375 утонут менее чем в 22 метрах от родителей. Из десяти утонувших детей один тонет прямо на глазах у родителей, не понимающих, что происходит. (Источник: центры по контролю и профилактике заболеваний США).

Такая жуткая статистика, говорит о валеологической безграмотности нашего населения. Работая много лет в сфере обучения плавания, в силу профессиональных ситуаций нам часто приходится оказывать помощь тонущим детям, наблюдать недопустимое поведение родителей и их детей при посещении аквазоны и природных водоемов.

Но объяснять правила поведения взрослым — это часто проблематично: взрослые отрицаю обучающие моменты — и «сами все знают».

Поэтому, было решено начать валеологическое воспитание родителей через их собственных детей. Учитывая возраст воспитанников, был разработан долгосрочный проект (реализовывался в течение 2 лет), который включает в себя разнообразные виды деятельности и их интеграцию в практическую деятельность: занятия по обучению плаванию, тематические мероприятия по правилам поведения на воде, досуги, интерактивные занятия, оформление информационных стендов и т.д.

В начале учебного года по группам проводились тематические занятия с просмотром мультипликационных фильмов о правилах поведения и технике безопасности вблизи водоемов в каждый временной сезон с последующим разбором правильного и неправильного поведения героев. Замечательным пособием стали мультипликационные серии «Смешарики», «Азбука безопасности», и «Уроки тетушки Совуньи». Дополнительно к правилам поведения, с детьми изучали физические состояния воды в разное время года. Усвоив данную информацию, дети рисовали воду в виде капли, лужи, льда, снега, тучи, ручейка. Данные рисунки воспитанников, использовались в составлении подарочных сертификатов. После каждого досуга самым активным воспитанникам при всей группе вручались эти сертификаты. Так был оформлен стенд в формате винтаж с фотографиями воспитанников, и текстом о правилах поведения возле водоемов во всех временах года. Этот стенд расположился на первом этаже возле центрального входа в ДОУ. Родители, проходя мимо стенда, видели фото своих детей, останавливались и невольно читали текст.

В ходе реализации проекта неоднократно проводились консультации с родителями во время общих и групповых собраний, открытых занятий по обучению плаванию о правилах поведения и технике безопасности на воде. Итоговым мероприятием стало проведение соревнований по спортивно-прикладному плаванию. Воспитанники соревновались не только в спортивном плавании, но и по плаванию с использованием нестандартных плавающих средств (пустые пластиковые бутылки), а так же в транспортировке уставшего товарища (плавание с правильной транспортировкой кукол).

Этот проект объединил в себе такие области как:

  • социально коммуникативное развитие – основы безопасности жизнедеятельности;
  • познавательное развитие-ознакомление с окружающим и социальным миром;
  • физическое развитие;
  • охрана и укрепление здоровья;
  • развитие физических качеств;
  • формирование представлений о здоровом образе жизни.

Еще один интересный проект — «Звезда», цель которого была — повышение мотивации к занятиям по обучению плаванию.

Цель проекта: организация и проведение соревнований по водным видам спорта (плавание, водное поло), аквааэробики, праздников, мероприятий, досугов среди воспитанников ДОУ, в условиях «малой чаши», с программным содержанием соответствующим образовательной программе культивируемой в ДОУ. Данные мероприятия дадут возможность участия детям с отсутствием спортивного опыта почувствовать себя настоящими спортсменами, другими словами — создание «успешной среды».

Задачи проекта: пропаганда здорового образа жизни; закаливание; приобретение прикладного жизненно необходимого навыка – умения плавать; приобретение соревновательного опыта; развитие физических качеств; воспитание волевых качеств; мотивация детей и их родителей к дальнейшим занятиям плаванием в системе дополнительного образования, в спортивных школах. И т.д.

Достигнутые результаты:

  1. По результату мониторинга было видно, что учебная программа по обучению плаванию и мероприятия, проводимые в плавательном бассейне, принесли очень плодотворный результат.
  2. Многие наши воспитанники и их родители очень заинтересовались новыми учебными занятиями. Было много желающих заниматься плаванием в рамках дополнительного образования.
  3. Организованные соревнования по плаванию среди воспитанников ДОУ, включали дистанцию соответствующую нормам ГТО первой ступени. И все участники успешно справились с этой задачей.
  4. Некоторые наши выпускники и их родители настолько заинтересованы дальнейшими занятиями по плаванию, что намерены посещать спортивные секции и спортивные школы в данном направлении.

Социальная значимость проекта: в физкультурно — оздоровительной направленности соревнований, а не спортивной. Возможно, благодаря этому проекту мы повысили мотивацию у детей и их родителей к систематическим занятиям в спортивных секциях (по любому виду спорта).

Содержание проекта — это помимо занятий в рамках расписания максимальное количество досугов (экологическое занятие, занятия по ПДД в плавательном бассейне, День Защитника Отечества, Цирк на воде, Игра, игра) и т.д. Было проведено несколько соревнований в различных возрастных группах, соответственно с различной соревновательной программой, достаточно большим количеством открытых занятий для родителей и специалистов.

В заключение статьи определимся с нашим виденьем содержания деятельности инструктора по физической культуре в ДОУ. Профессия — инструктор по физической культуре (плавание) в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) уникальна. Пусть она не такая публичная, как учитель или тренер. Но у нее другая миссия в обучении — это привитие устойчивых правил, таких как:

  • правилам поведения и техника безопасности на воде;
  • правилам жизнедеятельности (мы впервые знакомим воспитанников с окружающим миром и его устройством).

Учитель по физическому воспитанию в школе реализует учебную программу, в то время как тренер в ДЮСШ ориентирует на достижение максимально высокого результата, подводит к пьедесталу. Фитнес тренер – обучает навыку плавания. А инструктор по физической культуре в ДОУ выстраивает платформу-фундамент сверху которой пойдут постройки и надстройки будущих знаний, умений и навыков. Чем прочнее фундамент (усвоение правил и привитие устойчивого интереса к обучению), тем разнообразнее и мощнее могут быть достижения и во взрослой жизни наших воспитанников.

Используя проектную деятельность, инструктор по физической культуре в ДОУ может реализовать следующие задачи:

  • обучение навыку плавания;
  • знакомство и усвоение правил по технике безопасности на воде и вблизи водоемов;
  • организация и проведение досугов для воспитанников и их родителей;
  • организация и проведение открытых занятий, мастер классы, физкультурные мероприятия для родителей и специалистов;
  • проведение теоретических занятий для воспитанников, педагогов, родителей;
  • мотивация к активному, здоровому образу жизни;
  • знакомство воспитанников с окружающим миром;
  • проведение совместной продуктивной деятельности с воспитанниками.

Другими словами, инструктор по физической культуре в ДОУ:

  • генератор идей;
  • мотиватор;
  • креативщик;
  • аниматор;
  • педагог;
  • воспитатель;
  • психолог;
  • менеджер, он должен быть любопытен и любознателен.

Выводы. Плавание в ДОУ – это не бесконтрольное купание малышей в рамках расписания, это системный педагогический процесс, с использованием методов, приемов, принципов, технологий. Плавание — это сложно координационный навык. Обучение, которое связано со многими трудностями, такими как: гидрофобия; разница температуры воды и тела (процесс закаливания, но для детей с отсутствием жировой прослойки — «замерзанием»); строгое соблюдение правил поведения и времени посещения (расписание), правил техники безопасности; занятия проводятся в подгруппе, а не индивидуально (повышенный шум, брызги и т.п.); многократное повторение одних и тех же упражнений с целью доведения навыка до автоматизма, для давнейшего изучения техники плавания (что для многих детей может стать «нудным» процессом) и т.д. Поэтому, с целью повышения мотивации к дальнейшим занятиям по обучению плаванию мы рекомендуем не только разнообразить учебные занятия (смена оборудования, применения аквааэробики, упражнений из водного поло, игры, развлечения), но и использовать инновационную технологию – метод проектов.

Процесс реализации педагогом проектной деятельности позволяет:

  • объективно оценить свой профессиональный уровень;
  • более разнообразно и интересно реализовывать педагогический процесс;
  • максимально использовать стандартное и нестандартное оборудование;
  • внедрять творческий подход в построение занятий;
  • увлеченность выбранной темой, подводит к сбору информации, которую можно использовать при подготовке к занятиям.

Чтобы интегрировать все вышеперечисленное в свой учебный процесс педагогу необходимо постоянно пополнять свои теоретические знания и практические навыки, другими словами, в течение своей трудовой деятельности повышать свой профессиональный уровень.

Список литературы:

1. https://ru. wikipedia. org/wiki/Проект_ (в_управленческой_деятельности)

Просмотров: 610
Категория: По направлениям » Для детского сада » Физическая культура для детей




Другие новости по теме:

  • Голуб Елена Александровна. Опыт работы по обучению детей плаванию в дошкольном отделении
  • Забавина Елена Геннадьевна. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
  • Киселева Наталья Олеговна. Конспект открытого занятия по обучению детей плаванию в детском саду
  • Есинова Оксана Борисовна. Статья инструктора по физической культуре (плавание) «Преодоление первоначального страха к воде у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
  • Лепетухина Ольга Анатольевна. Из опыта работы: Сотрудничество с родителями воспитанников по направлению «Использование сказок в формировании основ безопасного поведения детей дошкольного возраста».
  • Варганова Елена Александровна. Сценарий конспекта непосредственно – образовательной деятельности по физическому развитию (обучение детей плаванию) с детьми 2 мл. группы Тема: «Дружим с дельфином»
  • Василенко Светлана Борисовна. Консультация для педагогов Тема: «Обеспечение безопасности при проведении занятий по физической культуре в ДОУ»
  • Главный Редактор. Консультация для педагогов по образовательной области «Физическая культура»: «Организация игр и игровых занятий по физической культуре».
  • Кутовая Дарья Викторовна, Толстая Екатерина Сергеевна. Развитие психических процессов детей во время занятий физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях
  • Токарева Ирина Владимировна. «Нравственное воспитание детей как важный компонент образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в рамках реализации ФГОС ДО.»
  • Рузиля Абсалямова. Проект по физкультуре 'Приобщение детей и родителей к физической культуре и ЗОЖ'
  • Омельченко Виктория Валерьевна. «Внедрение проектной деятельности в педагогический процесс с целью повышения интереса к чтению и формирования читательских компетенций у детей дошкольного возраста».
  • Маранина Ирина Антоновна. Пропаганда здорового образа жизни среди воспитанников и их родителей в условиях ДОУ
  • Главный Редактор. Обучение плаванию детей-дошкольников
  • Надежда Кошелева. Анализ методик начального обучения плаванию детей в ДОУ
  • Попова Марина Васильевна. ООД по плаванию (средняя группа) Тема: «Плавание с доской при помощи движений ног способом «кроль» на груди и на спине».
  • Киселева Наталья Олеговна. Адаптированная программа 'Обучение детей плаванию в детском саду'
  • Елена Онищенко. Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» (развитие логического мышления и формирование интереса к математике) для воспитанников младшего дошкольного возраста 3 -4 лет.
  • Козловская Наталья Васильевна. Ознакомление детей третьего года жизни с окружающим миром при помощи художественной литературы
  • Шемет Елена Александровна. Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе»
  • Парро Мария Михайловна. Конспект занятия по физической культуре в средней группе на воде
  • Калимуллина Рита Разифовна. СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Организация работы по валеологическому просвещению родителей и воспитанников ДОУ»
  • Бабина Людмила Борисовна. Конспект организованно образовательной деятельности «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром) Тема: «Моя семья»
  • Ларина Анастасия Владимировна. Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» «Ознакомление с окружающим миром» во второй младшей группе «Как звери готовятся к зиме»
  • Елена Дубровская. Сценарий педагогического мероприятия с детьми по плаванию «Задорные дельфинята»
  • Бережнова Екатерина Николаевна. Роль подвижных игр при обучении детей дошкольного возраста плаванию
  • Лукашенко Ольга Ивановна. Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста инструктор по физической культуре
  • Шахова Анна Владимировна. Ознакомление детей второго года жизни с окружающим миром
  • Соколова М. А.. Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой, игровой деятельности» в рамках РМО»
  • Никонорова Марина Константиновна, Беляева Ирина Александровна. Целесообразность использования современного оборудования при обучении детей дошкольного возраста плаванию.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь