Инструктор – методист I квалификационной категории Е.Н. Бережнова
Роль игры в занятиях с детьми трудно переоценить. Всякий раз, когда возникает какая-либо проблема в освоении новых движений, игра может быть единственным средством для решения этих проблем. В процессе игры постепенно преодолевается страх ребенка перед водной стихией, развивается смелость, укрепляется воля, появляется уверенность в своих силах.
Ребенок постепенно знакомится со свойствами воды (прозрачностью, плотностью, вязкостью, быстро к ней адаптируется, привыкает смело входить и выходить из нее, передвигаться уверенно и без напряжения. В игре дети обнаруживают все свои личностные качества и свойства. Выявление индивидуальных особенностей в процессе игры позволяет лучше узнать каждого ребенка.
Увлеченный игрой, ребенок выявляет все стороны своего характера. Часто замкнутый ребенок совершенно по разному проявляет себя в игре.
Скачать конспект
При обучении дошкольников плаванию используются разные формы: игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты.
Игры и забавы в воде чрезвычайно полезны для подготовки детей к обучению плаванию, так как содержат в себе многие подготовительные к плаванию упражнения. Поэтому, если их проделывать регулярно, ребенок совершенно незаметно для себя научится непринужденно держаться на поверхности воды, совершать выдох в воду и перемещаться в ней, проделывая простейшие плавательные движения.
Правила игры для детей дошкольного возраста должны быть небольшими и простыми, так как воля и тормозные функции у детей развиты слабо, им трудно долго и внимательно слушать объяснение игры.
Игры в воде доставляют детям огромное удовольствие, поэтому они с охотой выполняют как задания в игровой форме, так и сами игры.
От инструктора по плаванию требуется время от времени видоизменять условия игр и усложнять задания. В первую очередь изменения касаются замены используемых в игре предметов.
На дальнейшем этапе, когда дети овладевают техникой плавания, игры используются для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений.
Усложнения содержания игр могут включать:
- изменение характера движения: ходьба или бег по дну бассейна, плавание вдоль бортика бассейна с помощью доски или нарукавников, плавание без помощи вспомогательных предметов и т. п.;
- введение дополнительных игровых действий (прежде чем плыть по прямой, надо поднырнуть снизу в обруч или проплыть сквозь тоннельчик из обручей, лежащих на поверхности воды);
- дополнение элементами соревнования: водящим в игре будет тот, кто дольше других задержит дыхание при выполнении упражнения «Поплавок»;
- усложнение в подаче команд (со старшей группы): «Раз-два-три-плыви. Раз-два-три-замри. Раз-два-три-и никуда не плыви!»;
- замену персонажей в сюжетных играх. Так, например, игру «День и ночь» можно видоизменить. Игроки могут превратиться в рыбок, или превратиться в русалок, водящий- в Нептуна, или в дельфинов, тогда водящий-касатка. При этом изменяется и способ плавания;
- добавление игр, основанных на взаимодействии со сверстниками (в среднем дошкольном возрасте предлагаются индивидуальные соревновательные задания, а в старшем- предпочтение отдается парным и командным состязаниям).
Сам процесс обучения плаванию должен быть интересен детям. Необходимо регулярно отмечать успехи каждого ребенка и напоминать детям, чему они уже научились, какие упражнения освоили, что предстоит узнать и чему предстоит научиться на следующих занятиях.
Игры являются обязательной составляющей частью любого образовательного процесса, тем более когда речь идет о физической культуре. В каждом конкретном случае я выбираю игру с учетом своих и детских интересов и возможностей.
Положительные эмоции, интерес к занятиям, в которых присутствуют игры, помогут сориентировать ребенка и его родителей на регулярные занятия плаванием длительное время.
|