Демиденко Лариса Владимировна, Нагибина Инна Викторовна.. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

  • Демиденко Лариса Владимировна
  • Нагибина Инна Викторовна

Воспитатели высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 43» г. Озерск, Челябинской области

Одной из актуальных и важных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических умений и навыков.

Все это в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи игры.

 

Скачать конспект

Сущность дидактической игры заключается в том, что для взрослых она – средство развития детей, а для детей – игра. Для взрослых главным являются дидактические задачи, а для детей – игровые действия, которые позволяют проявить самостоятельность и активность, имеют личностный смысл и доставляют детям удовольствие. Ребенок может преобразовывать игровые действия и таким образом проявить инициативу и творчество.

Одним из разделов, по которому дети больше всего испытывают трудности – формирование элементарных математических представлений (состав числа, пространственные ориентировки, решение задач и т.д.), а это, в свою очередь, зависит от развития всех психических процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения).

Поэтому мы используем дидактические игры и упражнения математического характера.

Математика учит детей точности, умению логически мыслить, умению выражать себя через решение задач, через постановку конкретных целей.

Когда дети могут самостоятельно найти решения заданий, придумать или создать что-то свое, опираясь на полученные знания, у них повышается самооценка, формируется уважение к себе, к сверстникам.

Через разнообразные игры математического содержания развиваются все психические процессы. Решаются вопросы умственного, физического, нравственного, эстетического воспитания. Развивается речь детей.

Таким образом, игры с математическим содержанием – двигатель развития ребенка. Они могут заинтересовать детей и помочь более качественно подготовить их к школе.

Но, так как у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата есть особенности психофизического развития, то и работа по ФЭМП требует поиска таких форм и методов организации, чтобы сформировать мотивацию ребенка, повысить интерес к занятиям математикой.

Изучив определенную методическую литературу, мы решили использовать больше игровых методов, сделать занятия увлекательными.

Для эффективного усвоения всех направлений психического и сенсорного развития был составлен и используется в работе каталог «Игр с математическим содержанием для детей дошкольного возраста», где подобраны игры на развитие мелкой моторики, закрепление сенсорных эталонов (цвет, форма, величина), на развитие логического мышления, умения ориентироваться на плане, умения пользоваться схемами, умения решать логические задачи, измерять.

Для повышения интереса у детей нам помогают в работе литературные подборки:

  • «Математические загадки для детей с 3 до 7 лет».
  • «Пословицы и поговорки».

А знаете, что обозначает поговорка: «за тридевять земель, в тридевятом (тридесятом) царстве»? Выражение часто встречается в русских народных сказках. В старину счет вели по девяткам. Затем пришли к другой системе – счет десятками: поэтому рядом с первым выражением поместили второе (т. е. три раза по десять)

  • «Считалки»
  • «Стихи-загадки»
  • «Стихотворения».

Также в работе используем сказки с математическим содержанием, которые очень нравятся детям. Тематика сказок разная. Эти сказки развивают кругозор и помогают детям проследить, как знание математики помогает в жизни.

Через сказки о числах и цифрах формируем представления детей о числах первого десятка как о существенных признаках окружающего мира. Каждое число связывали по принципу ассоциативной связи в сознании ребенка с целым классом интересных и красивых, эмоционально окрашенных представлений и образов. Знакомим детей с интересным познавательным содержанием. Концентрируем внимание детей на тех явлениях, в которых количество точно определено.

Например, с числом 1 связали представление о том, что бывает в единственном числе, с числом 2 – то, что встречается парами и т.д.

Очень важно продумывать вопросы, наталкивающие ребенка связывать математические понятия с реальной жизнью.

Связь математики и окружающей жизни мы с детьми отразили в числовом фризе. Каждая страница – это тематический коллаж. Совместно с детьми рисовали, вырезали, наклеивали картинки из окружающей жизни, непосредственно связанные с данным числом. Обязательно помещали цифру, исполненную в разных шрифтах, разного размера и цвета. Так закрепили дети знания о числе и цифре в реальном мире. Параллельно решались задачи на развитие мышления, воображения, мелкой моторики. Аналогично составили с детьми фриз «Геометрические фигуры».

Самыми яркими, радостными, увлекательными были для детей математические занятия – праздники, развлечения. Они проходили в каждой возрастной группе. Оформлена подборка конспектов. На этих мероприятиях дети получали письмо от Деда Мороза, где он просил помочь найти Снегурочку, которая потерялась, в гости к детям прилетали разноцветные воздушные шары с заданиями. Учили играть Незнайку в разные математические игры, искали клад и улыбку и т.д.

Учитывая особенности наших детей, во время занятий, физминуток, игр, меняем позы, положение детей (сидят за столами или на ковре, лежат на животе, выполняют упражнения в удобной позе и т.д.) Обязательно применяются специальные корригирующие упражнения на формирование правильной осанки (такие как велосипед, кораблик, ласточка, стрелочка и др.). Используем упражнения на профилактику и коррекцию плоскостопия (ходьба на носках, пятках, по канату, обручу и др.), упражнения на развитие мелкой моторики. Подбор упражнений определяется характером нарушений, темой занятия. Осуществляется дифференцированно-индивидуальный подход к каждому ребенку.

Проводя данную работу, мы сделали вывод, что эффективность работы зависит от следующих факторов:

  • нужно обязательно выдвигать мотивы для участия детей в поиске решений совместно со взрослыми и сверстниками;
  • всегда настраивать детей на сотрудничество, а не на соревнование и поиск ошибок друг у друга;
  • участвовать в диалоге совместно с детьми, выслушивая их решения и предлагая свои, не занимая позицию наблюдателя и дирижера. Ведь одно из мощных средств развития мышления – диалог.

Ценность дидактических игр не ограничивается тем, что они используются как средство обучения. Большое значение в воспитании и обучении детей имеют и те дидактические игры, в которых дети играют самостоятельно, умеют организовать свой досуг.

Для достижения хороших результатов в данном направлении, мы продумали формы работы с семьей:

  • оформлена подборка консультаций для родителей по развитию умственных, психических и математических способностей детей, по подготовке ребенка к школе, по организации домашнего досуга;
  • регулярно функционирует библиотека для родителей
  • «домашняя игротека», ориентированная на умственное развитие дошкольников, постоянно востребована родителями;
  • дифференцированные беседы помогают убедить родителей в необходимости своевременно развивать ребенка, увидеть в ребенке определенные способности;
  • опыты семейного воспитания показывают заинтересованность родителей в ознакомлении детей с элементарными математическими представлениями;
  • сказки о числах и цифрах, а также, о геометрических фигурах сочиняли и иллюстрировали дети вместе с родителями.

Взаимосвязь и тесное сотрудничество с родителями позволили нам:

  • развивать умственные способности детей более качественно
  • научить родителей ориентироваться на способности своего ребенка, его интерес и возрастные особенности

своевременно решать вопрос подготовки ребенка к школе.

Таким образом, в работе с детьми по ФЭМП, мы получили положительные результаты, т.к. нам удалось расширить зону обучения, используя дидактические игры с математическим содержанием в бытовую деятельность, художественно-эстетическую, игровую и т.д.

Просмотров: 657
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Даутова Венера Хамбаловна. Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников
  • Сизова Елена Анатольевна. Коррекция опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста, через профилактические игры и упражнения.
  • Михеева Евгения Михайловна. Дидактический материал по «формированию элементарных математических представлений через дидактические игры», для детей младшего возраста.
  • Рассказова Елена Николаевна. Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
  • Агапова Анжелика Васильевна. Самообразование «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»
  • Барсукова Ольга Викторовна. Сенсорное развитие детей через дидактические игры
  • Гумерова Альфия Газинуровна. Логико-математические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Букина Татьяна Валерьевна. Методическая картотека дидактических игр по математике «Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы»
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»
  • Шеремет Е.А., Фадеева О.Н., Филиппова И.А.. Дидактические игры по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Тепловодская Анастасия Валерьевна. Статья по теме: «Дидактические игры в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
  • Шойненова Оюна Жалсановна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Гнедовская Надежда Геннадьевна. Образовательный проект «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей»
  • Шатова Марина. Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений детей от 3 до 4 лет.
  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Евсеева Галина Федоровна. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры.
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Эргарт Людмила Федоровна. ПРОЕКТ «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь