Арбекова Нина Павловна. Обобщение опыта работы «Система работы по реализации регионального компонента в дошкольной образовательной организации».

Обобщение опыта работы «Система работы по реализации регионального компонента в дошкольной образовательной организации»Обобщение опыта работы «Система работы по реализации регионального компонента в дошкольной образовательной организации»

Автор: Арбекова Нина Павловна, Старший воспитатель МАДОУ детский сад «Буратино» п. Пруды

Актуальность темы над которой я работала в течении нескольких лет заключается в том, реализация регионального компонента — это неотъемлемая составляющая патриотического, гражданского, нравственного воспитания подрастающего поколения.

Важность его подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной Правительством РФ. Ориентированная на разные возрастные группы программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях. Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма именно у подрастающего поколения.

 Скачать кннспект

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» в статье 3, пунктах 3,4 сказано, что государственная политика основывается на принципах гражданственности, патриотизма, защите и развитии этнокультурных особенностей и традиций народов РФ.

В «НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (до 2025 г) признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, говорится о привлечении в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять образовательный процесс, осваивать новые технологии, информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность.

В ФГОС ДО утверждаются принципы приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства и учет этнокультурной ситуации развития ребенка.

Региональное составляющее – прошлое и настоящее края, историко-культурные и природные особенности, обычаи, трудовые достижения, культура межэтнических отношений. Это — то самое наследство, которое мы должны беречь, развивать и распространять среди потомков.

Считая данный вопрос наиболее актуальным было принято решение организовать работу в данном направлении.

Хочется отметить противоречия, которые до сих пор являются не решенными в данной области:

  • между повышенными требованиями к работе педагогов и неготовностью к удовлетворению данных ожиданий общества в силу недостаточности научно-методической (нет стройной методической системы, отражающей всю полноту данного вопроса) и технологической поддержки их деятельности;
  • между сохранением традиционных подходов в управлении методической работой в ДОО и неудовлетворенностью педагогов устаревшими формами, методами, содержанием методической работы

Профессиональную позицию старшего воспитателя по отношению к педагогам при работе определяет Индивидуально ориентированный подход в организации методической работы, а именно:

Принцип "зоны ближайшего развития" (обоснован Л.С. Выготским для обучения детей). В качестве "зоны ближайшего профессионального развития" выступает та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, ученых, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом "зона ближайшего профессионального развития" для каждого педагога сугубо индивидуальна.

Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы предполагает, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп.

Принцип стимулирования творческого роста педагогов на основе разработанной системы моральных и материальных стимулов требует создания условий для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

Принцип непрерывности и преемственности предусматривает постоянный профессиональный рост педагогов, профессиональной готовности к внедрению ФГОС.

Основная цель моей педагогической деятельности в данной области: Создание эффективной системы работы по реализации регионального компонента в дошкольной образовательной организации.

Основными задачами являются:

  • Повышение компетентности педагогов в аспекте внедрения регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОО
  • Проектирование системы работы, направленной на профессиональное развитие педагогов в направлении внедрения современных педагогических технологий
  • Мотивация педагогов ДОО на обогащение и насыщение РППС ДОО по региональному компоненту
  • Организация эффективного взаимодействия дошкольного
  • образовательного учреждения с родителями и социумом

Данная тема реализовалась в рамках долгосрочного проекта «Моя малая Родина – поселок Пруды», рассчитанного сроком на 3 года и включающего в себя следующие этапы работы:

1. Организационный (май 2015 г. — сентябрь 2015 г.)

  • анализ условий имеющихся в МАДОУ по реализации регионального компонента (кадровые условия, ППРС, взаимодействие с социумом и т.д.)
  • разработка нормативно-правовой базы

2. Реализационный (октябрь 2015 г. – май 2018 г.)

  • повышение профессиональной компетентности педагогов в области применения современных образовательных технологий при реализации регионального компонента
  • обогащение ППРС
  • организация взаимодействия с родителями, социальными партнерами по данному направлению.

3. Оптимизационный (май 2018 г. – август 2018 г.)

  • провести анализ результатов
  • обобщить опыт педагогов
  • определение перспектив дальнейшей работы по теме с учетом полученных результатов.

На организационном этапе осуществлялся анализ условий реализации регионального компонента. Исходя из результатов данного анализа, были определены «слабые стороны», а именно:

  • Недостаточное количество наглядно-дидактического материала по нравственно-патриотическому воспитанию
  • Педагоги не используют современные формы и методы работы с родителями;
  • Нет единой системы взаимодействия с социальными партнерами (школа, библиотека).
  • 65 % педагогов испытывают трудности в организации предметно — развивающей среды, подборе демонстрационного материала, дидактических игр по патриотическому воспитанию;
  • 25% испытывают затруднения при проектировании и планировании работы по данному направлению с детьми;
  • 45% педагогов испытывают затруднения в использовании ИКТ, проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе.

Исходя из полученных результатов была разработана система работы в следующих основных направлениях:

1 направление: Разработка плана методического сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в данной области.

Была организована работа творческой группы по внедрению регионального компонента:

  • Анализ и определение программно-методическое обеспечение по внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОО;
  • Разработка вариативной части ООП по реализации регионального компонента;
  • Определение форм, методов работы с детьми;
  • Разработка тематических блоков, которые представлены в возрастном аспекте.
  • Определение целевых ориентиров.

В рамках методического сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности была организована работа клуба «Педагогическое мастерство».

При работе с педагогами были организованы круглые столы:

  • Круглый стол «Моя малая Родина» педагоги ознакомились с вариативной частью программы, ее целями, задачами, концептуальными основами, целевыми ориентирами.
  • Круглый стол «Организация РППС по нравственно патриотическому воспитанию», на котором был изучен опыт организации РППС других детских садов, были даны рекомендации по организации.

В рамках данного клуба была организована работа постоянно действующего семинара-практикума «Применение современных образовательных технологий при реализации регионального компонента»:

На семинарах-практикумах педагогов знакомила с опытом применения ИКТ, проектной деятельности с детьми и родителями по региональному компоненту других ДОО; организовывала практические занятия по созданию ЭОР.

Так же был проведен мастер-класс по созданию и применению ЭОР в образовательной деятельности, я на примере собственно разработанного ЭОР который называется «Твой выбор» продемонстрировала этапы создания ЭОР и с педагогами провела данную интерактивную игру.

Наиболее эффективными формами работы являются:

Наставничество является наиболее благоприятная форма работы с педагогами, которая направлена на осмысление собственного педагогического опыта и его творческую переработку.

Индивидуальное консультирование.

Уже в традицию вошло организация:

  • «Недели педагогического мастерства»: на которой педагоги показывают открытые мероприятия для педагогов ДОО и района, делятся впечатлениями о работе, берут наработки для дальнейшей работы.
  • «Ярмарка проектов»: на которой педагоги представляют опыт работы по реализованным проектам в рамках регионального компонента.

2 направление работы: Организация деятельности по обогащению РППС ДОО по нравственно-патриотическому воспитанию.

По данному направлению было организовано и проведено 2 мероприятия:

  • Смотр-конкурс центров краеведения и патриотического воспитания «Мы живем в России»

Задачами конкурса являются:

  • Знакомство с историей поселка и родного края, страны.
  • Содействие развитию у дошкольников познавательных интересов, кругозора, поисковой деятельности.
  • Воспитание у дошкольников чувства патриотизма, гордости, любви и уважения к родному краю, стране.
  • Побудить педагогов — участников конкурса к краеведческому поиску, чтению краеведческой литературы, посещению экспозиций, выставок, музея, в которых представлены яркие страницы истории нашего края.
  • Выявление творческих способностей педагогов при оформлении уголков по краеведению, при использовании новых форм работы с дошкольниками.

Благодаря данному смотру-конкурсу в группах МАДОУ центры краеведения и патриотического воспитания обогатились разнообразным материалом, который соответствует возрасту детей и требованиям программы: государственная символика, достопримечательности нашего поселка, района, области, страны, оформлены альбомы о народных праздниках, макеты поселка, иллюстрации, дидактические игры, карты, фотографии, буклеты, наборы открыток, краеведческая и художественная литература, папки-передвижки, рисунки и поделки детей краеведческой тематики и т.д.

  • Организация мини-музея «Русская изба», который начал функционировать с сентября 2017 г. Совместными усилиями педагогов и родителей воспитанников в нашем МАДОУ появился данный музей. Так как наш детский сад находится на территориальном удалении от районного центра, многие семьи воспитанников живут в частном секторе, они обнаружили у себя много предметов, которые подходят для нашего мини музея «Русская изба». Так в нашем музеи появились следующие экспонаты: русская печка, сервант, стол, лавочки, ухват, чугунки, крынка, туесок и др.

Наш музей постоянный, но он «динамичный», «трансформируемый». Составлен на год график ответственных педагогов и тематика экспозиций, т.е. в определенный срок у мини-музея есть ответственный педагог, который оформляет в рамках музея экспозицию, по своей тематике, следит за порядком и чистотой музея. Так начиная с сентября 2017 г. были организованы экспозиции по следующей тематике: «Домашняя утварь», «Мастерская Кукол», «Самовары».

Наш мини – музей занимает небольшое пространство и не отвечает строгим требованием настоящего музея. В его экспозиции много сделано руками воспитателей, родителей и детей.

3 направление работы: Организация взаимодействия с родителями. Важным условием эффективной реализации краеведческого образования дошкольников является, на наш взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним.

В нашем детском саду реализуются как традиционные формы сотрудничества с семьей, так и современные, такие как: организация проектной деятельности совместно с родителями: проекты: «Герб нашего поселка», «Моя семья», «Моя родословная», «Герб моей семьи», «Летопись воинской славы». Родители совместно с детьми готовят материал по проектам и презентуют его воспитанникам группы.

На групповых мероприятиях педагоги активно используют ИКТ: интерактивные игры, викторины, презентации, видеоролики.

Родители охотно поддержали идею создания традиции «Аллея выпускников». Ежегодно родители совместно с детьми высаживают саженцы растений по периметру ДОО.

Родители совместно с детьми принимают участие в районных, межрегиональных, федеральных конкурсах: в 2017 г. 7 семей приняли участие в Межрегиональном проекте «Александра Невского» через соц. сеть «В контакте» и др. конкурсах.

4 направление работы: Организация взаимодействия с социальными партнерами.

В рамках данного направления стало ежегодным совместное планирование деятельности с нашими ближайшими партнерами: сельской библиотекой, школой, Домом культуры. Продумывалось планирование совместных мероприятий: со школой: ознакомительные экскурсии в школу, беседы с учителем начальных классов, проведение акций, открытые занятия и уроки; с библиотекой: тематические встречи, викторины, выставки рисунков в библиотеке, в 2016 -2017 г. совместный проект «Хлеб всему голова» (подготовительная к школе группа); с ДК – планировалась совместная организация концертов «9 мая», «День поселка» и др.

Так же налажены связи с учреждениями поселка: фермой, пекарней, кительной, базой отдыха «Чистые пруды».

Введено новое направление – ознакомление дошкольников с интересными людьми поселка: народными умельцами, старейший житель поселка, очевидцы войны, фермерами и др.

По результатам всей проведенной работы можно отметить, что в организации образовательной деятельности с воспитанниками по региональному компоненту произошли значительные изменения, повысилась эффективность проводимой работы. Педагоги активно применяют новые формы, методы, современные технологии в работе с детьми.

Просмотров: 664
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Максименкова Зоя Анатольевна. Статья 'Система работы по реализации регионального компонента в дошкольном образовательном учреждении'
  • Чернова Наталья Михайловна. Из опыта работы «Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОО и семьи».
  • Соколова Н. В. Архипова Т. А.. Современные подходы к организации ранней профориентации дошкольников в условиях взаимодействия ДОО с семьей (из опыта работы ДОО).
  • Полторецкая Юлия Александровна. Проектная деятельность по реализации регионального компонента ООП ДО
  • Иванникова Валентина Николаевна. Консультация для педагогов 'Что за прелесть эти сказки!Алгоритм работы со слайдами'(из опыта работы)
  • Аликина Наталья Анатольевна. Название работы: «Организация психологической недели в ДОУ как форма эффективного взаимодействия системы «Ребёнок-родитель-педагог».
  • Татьяна Алексеевна Виканова. Реализация регионального компонента в образовательной деятельности ДОУ
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Котенкова Марина Михайловна. Консультация для педагогов «ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ)»
  • Руфова Оксана Владимировна. Обобщение опыта работы «Построение развивающей предметно-пространственной среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО»
  • Пескова Юлия Дамировна. Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО
  • Лысенко Наталья Борисовна. «Планирование и организация системы взаимодействия с семьёй в соответствии с современными требованиями». (рекомендации для педагогов)
  • Выскребенцева Ольга Николаевна. Использование национально-регионального компонента при обучении детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим миром
  • Мамбетова Анна Владимировна Громова Лариса Николаевна. Реализация регионального компонента в процессе продуктивной творческой деятельности.
  • Харченко Ольга Ивановна, Медведева Елена Анатольевна. Особенности воспитательно-образовательной работы педагогов с детьми-билингвами
  • Кравякова Светлана Витальевна. Методические рекомендации для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ (из опыта работы НДУ-ЦРР «ГУЛЛИВЕР»)
  • Назаренко Ирина Викторовна. Нетрадиционные формы работы с детьми в организации НОД, направленные на реализацию ФГОС ДОО
  • Попова Татьяна Николаевна. Авторская экологическая сказка на основе регионального компонента для детей старшей группы «Сказка нашего леса»
  • Гасратова Зинфира Абдуллаховна. Педагогическая система работы Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».
  • Нечипоренко Эльмира Мухаррамовна Кузнецова Виктория Сергеевна Нафикова Регина Разифовна. Применение мнемотехники в работе с детьми по освоению национально-регионального компонента
  • Ольга Ивакина. Организация работы с родителям по созданию мини-музея в группах детского сада
  • Скороход Анна Федоровна. Мастер-класс для педагогов «Герб моей семьи, как одна из форм патриотического воспитания дошкольников»
  • Карташова Екатерина Александровна. «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями детей раннего возраста».
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Капралова Светлана Борисовна. Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)
  • Манинцева Наталья Евгеньевна. Конспект НОД в средней группе с учетом регионального компонента. Тема: 'Моя Родина – Череповец»'
  • Шрейнер Татьяна Евгеньевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. Педагогический проект «Организация мастер-классов с родителями, как современная форма работы с семьёй по вовлечению её в образовательный процесс»
  • Шевелькова Наталья Владимировна. Квест-игра — одна из интерактивных форм для активизации профессиональной деятельности педагогов ДОО
  • Разуева Наталья Васильевна, Коробейникова Екатерина Леонидовна, Сенникова Наталья Анатольевна. Новые формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь