Татьяна Алексеевна Виканова. Реализация регионального компонента в образовательной деятельности ДОУ

Реализация регионального компонента в образовательной деятельности ДОУ

Татьяна Алексеевна Виканова, заведующий МБДОУ – детского сада «Сказка» села Шипуново Шипуновского района Алтайского края

На этапе реализации ФГОС ДО, педагоги творчески осмысливают новое содержание дошкольного образования, находят более эффективные пути, формы и методы организации профессиональной деятельности, как творческого процесса. Образовательное учреждение «Сказка» работает в инновационном режиме по теме «Реализация регионального компонента в образовательной деятельности ДО». В условиях внедрения ФГОС, педагогический коллектив первостепенными решает задачи по введению в образовательный процесс новых форм и технологий работы; обеспечению высокого уровня методического сопровождения образовательного процесса; организации социально-бытовой и предметно-пространственной среды ДОУ.

Для реализации регионального компонента созданы достаточные условия, которые в настоящее время приводятся в соответствие с ФГОС. На территории дошкольного учреждения расположены уголок леса и уголок сада, где дошкольники знакомятся с деревьями и кустарниками местности, в которой живут, имеется большое количество цвIMG_6160етников, за которыми ухаживают воспитанники. В каждой возрастной группе оформлены уголки Родины, в которых находится иллюстративный материал, открытки, фотоальбомы по ознакомлению дошкольников с семьей, детским садом, селом, краем, их символикой, столицей Алтайского края – Барнаулом, животными и растениями Алтайского края, где дети в условиях свободного доступа могут пополнять и закреплять свои знания о малой родине. В изоуголках материал, собранный детьми, для изобразительного творчества. В уголках книги подобраны сборники произведений для детей шипуновской поэтессы В.Ю. Золоторевой, журналы, книги о родном крае. Кроме того, в ДОУ оборудована «Русская горница», в которой представлены предметы старины и быта. В музыкальном кабинете имеется аудиотека «Родимая сторонушка», видеотека «Моя малая Родина». В костюмерной – несколько вариантов русских народных костюмов. В методическом кабинете в помощь воспитателям оформлены дидактические материалы, наглядные пособия, иллюстрации, картины, образцы полезных ископаемых края, района. Проведенная тематическая проверка по теме «Изменения предметно-развивающего пространства соответствующие требованиям ФГОС» показывает, что в ДОУ ведётся работа по обогащению безопасного, многофункционального и насыщенного предметно-развивающего пространства по требованиям ФГОС.

 

Следует отметить, что важным преимуществом сельского детского сада, в реализации регионального компонента, является наличие естественных природных условий, способствующих активному взаимодействию и обогащению эмоционального мира ребенка при общении с живой природой – лесом, полем, рекой, дети учатся слушать голоса родной природы, чувствовать запахи, любоваться первозданной красотой. Всё это имеет место в организации образовательного процесса. Осенью педагоги и дети, собирают семена цветов, природного материала для использования в продуктивных видах мзодеятельности (шишек, камней, засушенных растений). Малыши не просто наблюдатели, в семейном воспитании им знакомы сложности труда хлебороба, овощевода, животновода, они участники «взрослой» жизни, обретающие чувство ответственности за порученное дело, заботу о рядом живущих домашних животных, усваивающие закономерности ритма сельской жизни, ее традиции.

Региональный компонент, является областью освоения ребенком мира, где его ценности показаны через культуру и историю своего края. В соответствии с ФГОС и с учетом парциальной программы «От родного порога» (ред. Е.В. Затеева) в ДОУ разработана образовательная программа «С чего начинается Родина?» (далее ОП) по воспитанию детей на традициях культуры русскоязычного населения Алтайского края. В ОП раскрывается развитие детей по всем образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, физическое, речевое и художественно-эстетическое. Программа основана на принципах культуросообразности (предполагается максимальное использование в образовательном процессе элементов культуры русскоязычного населения Алтайского края), природосообразности (организация педагогического процесса реализуется в соответствии с законами природы: ее ритмами, циклами – по народному календарю); с учетом «зоны ближайшего развития» ребенка (опережая развитие, но не выходя за пределы возрастных «сензитивных периодов»), принципа «народности», принципа сотрудничества (взаимодействие взрослого и ребенка как равноправных партнеров).

В рамках реализации ОП, сотрудничество с семьями воспитанников и социумом оформлено Договором и совместно разработанным планом на текущий год. Социальными партнерами по формированию у дошкольников представлений о своей малой родине являются образовательные учреждения (школа им. А.В. Луначарского), учреждения дополнительного образования (музыкальная школа им В.Т. Христенко, центр детского творчества, спортивная школа), культурно-общественные учреждения (библиотека, музей, культурно-досуговый центр «Юбилейный»); правоохранительные структуры (ГИБДД, МЧС); муниципальные учреждения (почта России, районное потребительское общество, автотранспортное предприятие, центр социальной помощи семье и детям, дом-интернат для престарелых и инвалидов). Совместно проводимые мероприятия способствуют развитию активной гражданской позиции и желанию участвовать в жизни детского сада и родного села: тематическая неделя по пожарной безопасности, выступление на празднике села «100летие села Шипуново», выставка творческих работ к 90 летию Шипуновского района и др. Бесценный вклад в реализацию регионального компонента вносит сотрудничество с районным краеведческим музеем и музеем школы им. А. В. Луначарского. Музей приобщает дошкольников к историческому прошлому малой Родины и оказывает большое воспитательное значение. В плане сотрудничества не только экскурсии, но и ежемесячные «Музейные занятия». Например, «Для вас, земляки!» по ознакомлению с творчеством шипуновских художников С.А. Боженко, А.Г. Гикал и др., «Братья наши меньшие» о растительном и животном мире малой Родины.

Основу организации образовательного процесса по ОП «С чего начинается Родина?», составляет комплексно-тематический план с ведущей деятельностью «игра» и учетом возрастных возможностей детей. Воспитательно-образовательная работа распределена по блокам — «Я и моя семья», «Мой детский сад», «Моё село-Шипуново», «Алтайский край», «Экология малой родины», «Декоративно-прикладное искусство Алтая», «Обычаи и традиции», «Родная армия», «Труженики села», «Знаменитые земляки». Работа по каждому блоку решает определённые задачи. Например, блок «Я и моя семья» формирует духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье, прежде всего к матери; блок «Труженики села» воспитывает уважительное отношение к человеку-труженику и результатам труда людей своего села, края; «Экология малой родины» расширяет представление о природе и ее законах, учит видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, не нарушая ее ритма и пр. Решение задач ОП осуществляется в формах совместной деятельности взрослых и детей (непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов), в самостоятельной деятельности дошкольников и во взаимодействии с семьями воспитанников. Разнообразные мероприятия проводятся в соответствии с комплексно-тематическим планом: театрализованное представление «В стране русских народных сказок», народный праздник «Рябинник»; выставки совместных работ с родителями «Безопасность детей на улице», «Семейный альбом»; семейные спортивные праздники «День здоровья», марафон «День бега», детские проекты «Столовая для птиц», «Моя малая Родина», праздник «День матери», концертная программа ко Дню работников сельского хозяйства в районном доме культуры, экскурсии на хлебозавод, в аптеку, швейную мастерскую, чтение художественных произведений, в том числе писателей-земляков. По темам проводимых мероприятий оформляется фотовыставка для родителей «Жизнь в детском саду». Воспитывать любовь к Родине, родному селу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Таким образом, гражданско- патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в течение всего времени пребывания ребёнка в ДОУ.

Организуется и дополнительная работа с учётом регионального компонента, например, план работы фольклорной группы «Зернышки» разработан по народному календарю. В фольклорных произведениях отражается национальная самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине, к истокам народной культуры. Кроме плановых мероприятий, ежегодно в октябре месяце дети готовят концертную программу ко Дню пожилого человека, и выступают в «Доме-интернате для престарелых и инвалидов» села Шипуново.

Наиболее важным звеном по реализации ОП, инновационной темы, введению ФГОС ДО является педагогический коллектив. Разнообразные формы методической и образовательной работы позволяют каждому педагогу проявлять имеющиеся способности, а подключение к сети Интернет и использование в образовательной работе ИКТ, позволяет повысить профессиональный уровень педагогических кадров, улучшить качество образовательного процесса. Активность педагогов проявляется в методической работе ДОУ например, Совете педагогов «Социализация ребёнка-дошкольника через организацию наблюдений, экскурсий и целевых прогулок», в работе районного объединения воспитателей по теме «Русская народная игра, как педагогическое явление», где оформлена и представлена народная игра «Краски», в работе стажёрской площадки.

В рамках работы стажёрской площадки педагоги делятся опытом работы по теме «Государственно-общественное управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО». Для слушателей подготовлен информационный буклет «Гражданско-патриотическое воспитание детей в условиях реализации ФГОС ДО», организованы открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности «Моя семья», «Моя Родина – Россия!», дополнительной работы с детьми интегрированное занятие фольклорной группы «Зернышки» и изостудии «Весёлый карандаш», мастер-класс по проектированию образовательной программы ДОУ (на примере «С чего начинается Родина»), представлен проект «Шипуново – моя малая Родина!».

Освоение регионального содержания рассматривается через реализацию системно-деятельностного подхода, когда дети не просто усваивают сведения из истории своего села, а проживают реальные эмоциональные события. В связи с этим в ДОУ организована презентация детской книги «Песенка-чудесенка» шипуновской поэтессы В.Ю. Золотаревой (председателя районного клуба «Созвучие», автора нескольких книг). До запланированной встречи дети ознакомились с содержанием книги, по мотивам стихотворений создали рисунки, которые стали иллюстрациями в книге, а на встрече дети прочли полюбившиеся стихотворения. Трудно переоценить важность такого – двустороннего – живого диалога автора и читателя. Беседа коснулась не только литературных аспектов, но наглядно ребята почувствовали взаимосвязь литературы с жизнью – с той жизнью, которая их повседневно окружает. Так дети познают особенности культуры своего села, проявляют искренне заинтересованное внимание к людям, которые живут рядом и прославляют родное.

Традиционно в Шипуновском районе, ко Дню народного единства, проводится фестиваль патриотической песни «Пою моё Отечество» вокальная группа «Росиночка» представила художественный номер «Я живу в России». Кроме того, активная жизненная позиция детей, педагогов и родителей, формируется через организацию и участие во многих конкурсах. Например — Зимняя районная спартакиада «Папа, мама, я — спортивная семья!», районный конкурс декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Рождественская звезда», районный конкурс декоративно-прикладного и изобразительного, технического творчества «Созвездие чудес нерукотворных», всероссийская занимательная викторина «Сказки водят хоровод», «Времена года» и др. В целом, за указанный период, 150 детей приняли участие в различных конкурсах и фестивалях, все имеют дипломы победителей или сертификаты участников. Являясь участником разных видов деятельности, ребенок социализируется, осваивает способы поведения, культурные нормы и ценности, растет духовно и физически.

Посещая дошкольное образовательное учреждение «Сказка», каждый ребенок получает возможность полноценно развиваться, быть участником в специфически детских видах деятельности: игровой и продуктивной, двигательной и познавательно-исследовательской, проживать замечательный возрастной период «детство», а не готовиться к дальнейшей жизни.

Результаты работы по инновационной теме «Реализация регионального компонента в образовательной деятельности ДО» рассматриваются как целевые ориентиры, которые представляют собой социально — нормативные возрастные характеристики достижений детей на этапе завершения уровня дошкольного образования. Проявляют патриотические чувства, ощущают гордость за свою малую родину и её достижения; имеют первичные представления о семье, традиционных семейных ценностях; обладают начальными представлениями о природном и социальном мире, в котором они живут.

Просмотров: 590
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Арбекова Нина Павловна. Обобщение опыта работы «Система работы по реализации регионального компонента в дошкольной образовательной организации».
  • Авдеенко Наталья Борисовна. Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Манинцева Наталья Евгеньевна. Конспект НОД в средней группе с учетом регионального компонента. Тема: 'Моя Родина – Череповец»'
  • Шерстнева Светлана Викторовна. Конспект совместной деятельности в рамках социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО «По страницам красной книги»
  • Сачкова Татьяна Михайловна. Конспект совместной деятельности в рамках социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО Квест — игра «Путешествие за секретами здоровья»
  • Токарева Ирина Владимировна. «Нравственное воспитание детей как важный компонент образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в рамках реализации ФГОС ДО.»
  • Сливенко Светлана Петровна. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Максименкова Зоя Анатольевна. Статья 'Система работы по реализации регионального компонента в дошкольном образовательном учреждении'
  • Морозова Ирина Викторовна. Организация поисково — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как формы ознакомления с природой в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Курбанова Дарья Владимировна. Непрерывно — образовательная деятельность по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» по теме: «С малой родины моей начинается Россия» в подготовительной к школе группе №9 Непоседы»
  • Хохуля Татьяна Константиновна. Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста тема «Моя родина: малая и большая»
  • Черных Ирина Юрьевна. Педагогический Совет (деловая игра) «Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО»
  • Черненко Марина Александровна. Консультация для педагогов ДОУ «Современные подходы к планированию образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»
  • Просвирнина Алла Владимировна. Конспект совместной деятельности в рамках социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО сюжетно-ролевая игра
  • Данилова Ольга Анатольевна. Модель профессионального сообщества работников дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО как инструмента для реализации инновационных форм методической деятельности
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Кравец Елена Александровна. Статья «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
  • Мамбетова Анна Владимировна Громова Лариса Николаевна. Реализация регионального компонента в процессе продуктивной творческой деятельности.
  • Сидоренко Ольга Николаевна. Реализация образовательного процесса в ДОУ в период изоляции через использование образовательных дистанционных технологий (из опыта работы).
  • Каргина Лариса Владимировна. План — конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с ЗПР) «Природа родного края»
  • Свистункова Елена Павловна. Конспект совместной деятельности в рамках социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО «Мастера и мастерицы»
  • Попова Татьяна Николаевна. Авторская экологическая сказка на основе регионального компонента для детей старшей группы «Сказка нашего леса»
  • Исаева Ольга Сергеевна. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения как условие реализации педагогического процесса
  • Погодаева Ольга Анатольевна.. «Организация развивающей предметно – пространственной среды (центров детской деятельности) в ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО»
  • Порубова Наталья Михайловна. «Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
  • Круглова Иляна Сергеевна. Народное и декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников в условиях реализации требования ФГОС ДО Интегрированное занятие на тему: «Шкатулка семейных ценностей» (подготовительная к шк
  • Полторецкая Юлия Александровна. Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края»
  • Андреенко Татьяна Александровна. Опыт работы МБУ детского сада № 73 «Дельфин» г. Тольятти по введению и реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении
  • Банщикова Марина Владимировна. Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ». Тема: «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь