Максименкова Зоя Анатольевна. Статья 'Система работы по реализации регионального компонента в дошкольном образовательном учреждении'

Статья Система работы по реализации регионального компонента в дошкольном образовательном учрежденииСтатья "Система работы по реализации регионального компонента в дошкольном образовательном учреждении"

Реализация регионального компонента — это неотъемлемая составляющая патриотического, гражданского, нравственного воспитания подрастающего поколения.

Важность его подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденной Правительством РФ. Ориентированная на разные возрастные группы программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях. Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма именно у подрастающего поколения.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» в статье 3, пунктах 3,4 сказано, что государственная политика основывается на принципах гражданственности, патриотизма, защите и развитии этнокультурных особенностей и традиций народов РФ.

 

В ФГОС утверждаются принципы приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства и учет этнокультурной ситуации развития ребенка.

Региональное составляющее – прошлое и настоящее края, историко-культурные и природные особенности, обычаи, трудовые достижения, культура межэтнических отношений. Это — то самое наследство, которое мы должны беречь, развивать и распространять среди потомков.

Помимо веяний времени было проведено анкетирование среди детей и родителей воспитанников нашего МАДОУ, которое дало такие результаты:

  • к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края
  • у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края
  • у 80 % родителей нет возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
  • 40 % родителей затрудняются ответить на элементарные вопросы об истории города, края
  • 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Такие результаты были отправной точкой в необходимости выстроить работу в данном направлении, наполнить ее необходимым содержанием.

Введение регионального компонента направлено на решение основных целей:

  • обновление содержания образования
  • овладение дошкольниками знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона
  • воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.

В рамках их реализации каждый педагог строит свою работу с учетом принципов педагогического процесса, таких как:

  • "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста)
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов
  • постепенный переход (от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам) и других.

Представления о малой родине являются содержательной основой для осуществления разнообразной деятельности и обеспечивает реализацию, интеграцию всех образовательных областей.

Для эффективной реализации региональной составляющей необходим ряд педагогических условий таких как:

  • подготовка педагогического коллектива, ведь педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины. С целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов, в ДОУ проводятся консультации, семинары-практикумы, круглые столы, педсоветы по реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада
  • создание предметно-пространственной среды, которая способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал. Но если в группах младшего и среднего возраста – уголки социально-нравственного воспитания с фотоальбомами семьи, фотографиями детского сада и пр., то в группах старшего дошкольного возраста – уголки нравственно-патриотического воспитания и уголки регионального содержания с экспозициями «Дружба народов», «Русская изба», национального костюма народностей, проживающих в Кузбассе; полочка красоты для изделий и предметов декоративно-прикладного искусства. В уголках разнообразие игр, макетов, гербариев, карт, альбомов, книг о родном крае, фотографий и пр.
  • организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума. Для воспитанников проводятся различные тематические выставки, экскурсии, развлекательные программы, тематические беседы. Особо хочу отметить работу с центром туризма и экскурсий – совместно реализуем программы «Сибирячок — здоровячок» (туристические соревнования, прогулки, спортивные праздники), «Веселый рюкзачок» (изучение родного края, экологические мини-проекты, ориентирование)
  • взаимодействие с родителями (тематические родительские собрания и консультации, наглядно-информационные формы, интересно проходят совместные досуги, праздники, дни открытых дверей).

Традиционными стали выставки рисунков, поделок совместного детско-родительского творчества и пр. Но наиболее эффективным методом вовлечения родителей в данный вид работы стал метод проектов. Работа над проектами дала совершенно неожиданные результаты. Некоторые родители проявили инициативу и помимо проектов, которые предлагали мы, стали представлять собственные проекты о семейных праздниках, традициях, коллекциях «Наши увлечения», «Семейные праздники», «Традиции в семье».

  • работа с воспитанниками. Региональное содержание реализуется через организацию различных видов детской деятельности, их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется в зависимости от контингента детей и решения конкретных образовательных задач в соответствии с годовым, перспективным планами

Знакомство с родным краем осуществляется по принципу постепенного перехода от более близкого, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам. В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш район, город, поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улицы есть свое название, а у дома – свой номер. С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Дети знакомятся с историей района, города, его достопримечательностями, географическими особенностями, с разнообразием национальностей и т.д.

В группах для детей с различными нарушениями речи также ведется работа по ознакомлению дошкольников с малой Родиной на основе рабочих тетрадей, разработанных логопедами. Рабочая тетрадь — это «открытое пространство» для «письменных» и изобразительных работ. Интеграция краеведческого содержания с заданиями по речевому и познавательному развитию способствует параллельному решению многих других аспектов образовательной работы с детьми. Все предлагаемые темы в тетради связаны между собой логически и представляют вместе с тем целостный образ города.

Всю работу по реализации регионального компонента можно разбить на несколько направлений:

  • Первое направление: природно-климатические особенности родного края
  • Второе направление: национально-культурные и исторические особенности края
  • Третье направление: ценностно-смысловая взаимосвязь поколений
  • Четвертое направление: символика края

Построенная таким образом работа в нашем учреждении, значительно расширяет знания детей о своем крае, достопримечательностях, истории и традициях, людях, которые основали и прославили его.

В целом это положит основу формирования ребенка как гражданина своего города, своей страны, настоящего патриота.

Просмотров: 493
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Арбекова Нина Павловна. Обобщение опыта работы «Система работы по реализации регионального компонента в дошкольной образовательной организации».
  • Науменко Светлана Васильевна. Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историей родного края
  • Хохлова Галина Тимофеевна,Ченцова Ольга Николаевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания
  • Паршкова Марина Рафхатовна. Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, через кружковую работу.
  • Полторецкая Юлия Александровна. Проектная деятельность по реализации регионального компонента ООП ДО
  • Выскребенцева Ольга Николаевна. Использование национально-регионального компонента при обучении детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим миром
  • Попова Татьяна Николаевна. Авторская экологическая сказка на основе регионального компонента для детей старшей группы «Сказка нашего леса»
  • Никитина Ольга Дмитриевна. Исследовательская деятельность как средство развития интереса к познанию истории и культуры родного края у старших дошкольников.
  • Боева Наталья Владимировна. «Ознакомление детей с природой родного края — как средство нравственно-патриотического воспитания»
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Серёдкина Надежда Николаевна. ДОКЛАД «Формирование у детей знаний о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников»
  • Андреенко Татьяна Александровна. Опыт работы МБУ детского сада № 73 «Дельфин» г. Тольятти по введению и реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении
  • Татьяна Алексеевна Виканова. Реализация регионального компонента в образовательной деятельности ДОУ
  • Боровкова Ирина Сергеевна. Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».
  • Дурасова Елена Николаевна. Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой родного края»
  • Кудина Алёна Александровна. Проект «История моей семьи в истории города», посвященного 70-летию города Северска
  • Полукарова Марина Викторовна. Психологические особенности детей дошкольного возраста на основе опыта работы в дошкольном учреждении.
  • Жданова Людмила Анатольевна. Конспект НОД в подготовительной группе, с элементами детского экспериментирования и с учетом регионального компонента «Юные экологи».
  • Полторецкая Юлия Александровна. Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края»
  • Мамбетова Анна Владимировна Громова Лариса Николаевна. Реализация регионального компонента в процессе продуктивной творческой деятельности.
  • Нечипоренко Эльмира Мухаррамовна Кузнецова Виктория Сергеевна Нафикова Регина Разифовна. Применение мнемотехники в работе с детьми по освоению национально-регионального компонента
  • Валеева Наталья Владимировна. Из опыта работы Областного центра детского и юношеского туризма и экскурсий по реализации программ с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Бобкова Татьяна Александровна. Конспект интегрированной образовательной деятельности «Путешествие из города в деревню» для детей младшего дошкольного возраста (совместно с родителями)
  • Кружкова Т.В., Яблочкина Л. В.. Проект по формированию патриотического воспитания дошкольников «Памятные места родного города — Таганрог»
  • Кириченко Людмила Дмитриевна, Кириченко Марина Анатольевна. Конспект занятие по познавательному развитию регионального компонента в подготовительной группе «Байкал — жемчужина Сибири»
  • Гаврилюк Анна Владимировна. Конспект комплексного занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием регионального компонента в подготовительной группе 'Осеннее путешествие'
  • Манинцева Наталья Евгеньевна. Конспект НОД в средней группе с учетом регионального компонента. Тема: 'Моя Родина – Череповец»'
  • Главный Редактор. Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области 'Музыка' в соответствии с требованиями ФГТ
  • Кучиева Светлана Николаевна. Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников»
  • Аристова Светлана Леонидовна. Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе по теме: «Изучение истории родного города: Керкинитида. Гезлёв. Евпатория»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь