Статья "Система работы по реализации регионального компонента в дошкольном образовательном учреждении"
Реализация регионального компонента — это неотъемлемая составляющая патриотического, гражданского, нравственного воспитания подрастающего поколения.
Важность его подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденной Правительством РФ. Ориентированная на разные возрастные группы программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях. Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма именно у подрастающего поколения.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» в статье 3, пунктах 3,4 сказано, что государственная политика основывается на принципах гражданственности, патриотизма, защите и развитии этнокультурных особенностей и традиций народов РФ.
В ФГОС утверждаются принципы приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства и учет этнокультурной ситуации развития ребенка.
Региональное составляющее – прошлое и настоящее края, историко-культурные и природные особенности, обычаи, трудовые достижения, культура межэтнических отношений. Это — то самое наследство, которое мы должны беречь, развивать и распространять среди потомков.
Помимо веяний времени было проведено анкетирование среди детей и родителей воспитанников нашего МАДОУ, которое дало такие результаты:
- к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края
- у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края
- у 80 % родителей нет возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
- 40 % родителей затрудняются ответить на элементарные вопросы об истории города, края
- 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.
Такие результаты были отправной точкой в необходимости выстроить работу в данном направлении, наполнить ее необходимым содержанием.
Введение регионального компонента направлено на решение основных целей:
- обновление содержания образования
- овладение дошкольниками знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона
- воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.
В рамках их реализации каждый педагог строит свою работу с учетом принципов педагогического процесса, таких как:
- "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста)
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов
- постепенный переход (от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам) и других.
Представления о малой родине являются содержательной основой для осуществления разнообразной деятельности и обеспечивает реализацию, интеграцию всех образовательных областей.
Для эффективной реализации региональной составляющей необходим ряд педагогических условий таких как:
- подготовка педагогического коллектива, ведь педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины. С целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов, в ДОУ проводятся консультации, семинары-практикумы, круглые столы, педсоветы по реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада
- создание предметно-пространственной среды, которая способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал. Но если в группах младшего и среднего возраста – уголки социально-нравственного воспитания с фотоальбомами семьи, фотографиями детского сада и пр., то в группах старшего дошкольного возраста – уголки нравственно-патриотического воспитания и уголки регионального содержания с экспозициями «Дружба народов», «Русская изба», национального костюма народностей, проживающих в Кузбассе; полочка красоты для изделий и предметов декоративно-прикладного искусства. В уголках разнообразие игр, макетов, гербариев, карт, альбомов, книг о родном крае, фотографий и пр.
- организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума. Для воспитанников проводятся различные тематические выставки, экскурсии, развлекательные программы, тематические беседы. Особо хочу отметить работу с центром туризма и экскурсий – совместно реализуем программы «Сибирячок — здоровячок» (туристические соревнования, прогулки, спортивные праздники), «Веселый рюкзачок» (изучение родного края, экологические мини-проекты, ориентирование)
- взаимодействие с родителями (тематические родительские собрания и консультации, наглядно-информационные формы, интересно проходят совместные досуги, праздники, дни открытых дверей).
Традиционными стали выставки рисунков, поделок совместного детско-родительского творчества и пр. Но наиболее эффективным методом вовлечения родителей в данный вид работы стал метод проектов. Работа над проектами дала совершенно неожиданные результаты. Некоторые родители проявили инициативу и помимо проектов, которые предлагали мы, стали представлять собственные проекты о семейных праздниках, традициях, коллекциях «Наши увлечения», «Семейные праздники», «Традиции в семье».
- работа с воспитанниками. Региональное содержание реализуется через организацию различных видов детской деятельности, их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется в зависимости от контингента детей и решения конкретных образовательных задач в соответствии с годовым, перспективным планами
Знакомство с родным краем осуществляется по принципу постепенного перехода от более близкого, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам. В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш район, город, поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улицы есть свое название, а у дома – свой номер. С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Дети знакомятся с историей района, города, его достопримечательностями, географическими особенностями, с разнообразием национальностей и т.д.
В группах для детей с различными нарушениями речи также ведется работа по ознакомлению дошкольников с малой Родиной на основе рабочих тетрадей, разработанных логопедами. Рабочая тетрадь — это «открытое пространство» для «письменных» и изобразительных работ. Интеграция краеведческого содержания с заданиями по речевому и познавательному развитию способствует параллельному решению многих других аспектов образовательной работы с детьми. Все предлагаемые темы в тетради связаны между собой логически и представляют вместе с тем целостный образ города.
Всю работу по реализации регионального компонента можно разбить на несколько направлений:
- Первое направление: природно-климатические особенности родного края
- Второе направление: национально-культурные и исторические особенности края
- Третье направление: ценностно-смысловая взаимосвязь поколений
- Четвертое направление: символика края
Построенная таким образом работа в нашем учреждении, значительно расширяет знания детей о своем крае, достопримечательностях, истории и традициях, людях, которые основали и прославили его.
В целом это положит основу формирования ребенка как гражданина своего города, своей страны, настоящего патриота.
|