Выскребенцева Ольга Николаевна. Использование национально-регионального компонента при обучении детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим миром

Использование национально-регионального компонента при обучении детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим миром

в школе гуманитарно-эстетического развития «Буратино» города Бузулука Оренбургской области

Выскребенцева Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования I квалификационной категории Муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Центра детского творчества «Радуга» города Бузулука Оренбургской области

Дошкольное воспитание, образование и развитие – уникальное явление в системе народного образования.

 

Скачать конспект

Коренные преобразования, коснувшиеся всего общества, не оставили в стороне и учреждения дополнительного образования. В современных условиях они начинают выполнять функцию максимального развития детей дошкольного возраста. Учреждения дополнительного образования представляют больше возможностей обратиться к индивиду, учесть особенности растущего человека, помочь вступить в своеобразные отношения с миром.

В настоящее время важное значение приобретает интерес к народной культуре, народным традициям, фольклору, и поэтому актуальным становится внедрение в программу дошкольного обучения новых форм и методов, ориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей.

Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми родного края, той общественной среды, в которой они живут. Поэтому сегодня возникла необходимость внедрения в образовательный процесс школы гуманитарно-эстетического развития «Буратино», в которой обучаются воспитанники старшего дошкольного возраста, не посещающие детские сады национально-регионального компонента.

Национально-региональный компонент включает нормы, отражающие специфику этнокультурных традиций и социокультурной среды региона. Они связаны с изучением родного языка, истории, культуры, природы родного края.

Дошкольный возраст — наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне идеалов – любви к малой родине.

Региональный компонент в дошкольном образовании имеет свою специфику. Его преимущество в том, что он позволяет использовать местные своеобразные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности своего региона, района, города

Изучая социально-этнический состав групп ШГЭР «Буратино», я выявила, что наши группы мультикультурны и включают в себя представителей национальных групп, постоянно проживающих на территории Оренбургского края (русские, татары, башкиры, чуваши и т.д.), а также — стран ближнего (армяне, азербайджанцы, таджики, украинцы и т.д.) и дальнего зарубежья (вьетнамцы, немцы и т.д.). Этот существенный фактор послужил основанием для обновления и обогащения содержания национального регионального компонента дошкольного образования с учетом социально-этнической среды групп.

В поисках эффективных путей приобщения старших дошкольников к народной культуре я, как педагог дополнительного образования школы гуманитарно-эстетического развития «Буратино», веду поиск наиболее эффективных форм и методов работы на занятии по ознакомлению с окружающим миром, позволяющих познакомить детей с образом жизни, самобытной культурой, уникальной историей, традициями коренных жителей родного города, природой, самой культурой.

Чтобы заложить в ребенке-дошкольнике основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные гуманные чувства к представителям живой и неживой природы, возникла необходимость в разработке дополнительной образовательной программы, доступной познавательным возможностям детей дошкольного возраста, системы занятий, игр, упражнений.

Для работы по ознакомлению с окружающим миром мною была разработана дополнительная образовательная программа «Я в этом удивительном мире», в структуру которой легко вписался региональный компонент. В учебно-тематический план были включен раздел «Родина моя – бескрайняя Россия» и темы занятий «Дружат дети всей планеты (страны – соседи России)», «Большая и малая Родина», «Бузулукский бор – зеленая жемчужина», которые посвящены ознакомлению воспитанников с традициями, обычаями, укладом не только своего края, но и всей России.

Национально-региональный компонент программы пронизывает всю воспитательную систему ШГЭР «Буратино», ознакомление с окружающим миром осуществляется через конкретные традиции и особенности местной социокультурной среды, так как дети живут в Оренбургской области городе Бузулуке.

Национально – региональный компонент программы предполагает:

  • использование элементов национальной культуры, ознакомление с предметами быта, с народным творчеством, фольклором, народными играми
  • учет социально – экономических особенностей Оренбургского края

-использование природных и климатических особенностей области, ознакомление ребенка с природным ландшафтом, использование природного материала в изготовлении поделок детьми. Очень важно вырабатывать умение сопереживать и любить природные и культурные особенности своего края. Ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.

Важнейшим аспектом в национально-региональном компоненте является использование и обобщение семейных традиций, их актуализация. Национально-региональный компонент помогает ребенку осознать свою принадлежность к Родине, к своему краю, к своему дому, воспринять всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом богатство, культуру и ценности «большой» жизни.

При отборе содержания к занятиям руководствуюсь ведущими принципами краеведения и системности:

  • с учетом принципа краеведения были отобраны наиболее доступные детям дошкольного возраста материалы (традиции, обряды, игры, представители живой и неживой природы, с их морфологическими особенностями приспособления к среде обитания)

- с учетом принципа системности построено содержание занятий.

Были обозначены новые подходы в организации познавательного процесса: дифференцированный отбор практического материала и адаптация его в соответствии с возрастными особенностями детей, личностно-ориентированное обучение, вариативное моделирование разнообразных форм обучения, обеспечивающее его эффективность.

Наряду с игровыми методами, в обучении используется ряд методов и приемов, стимулирующих познавательную, исследовательскую и социальную активность детей:

  • концентрический метод обучения (по спирали) с соблюдением дидактического принципа от простого к сложному
  • метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд и преданий посредством театрализованных постановок
  • эвристический (частично поисковый) метод

- метод моделирования, реконструкции, позволяющий вводить в обучение дошкольников элементы проектной деятельности.

Наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала, являются комплексные познавательные занятия. Эти занятия включают в себя:

  • чтение специальной и художественной литературы (мифы, легенды, сказки, сказания)
  • использование иллюстрированного материала (альбомов, открыток, иллюстраций, коллажей, картин местных художников, отображавших красоту Бузулукского бора – жемчужины Оренбуржья, быт и праздники коренных жителей Оренбуржья и т.д.)
  • использование фольклора (видеоматериалы с элементами национальных танцев, попевки, песенки, заклички)
  • динамические паузы, физкультминутки

- экскурсии в музей города Бузулука и Бузулукского лесного техникума, при посещении которого дети знакомятся с флорой и фауной Бузулукского бора, историей его возникновения. При посещении действующих тематических выставок музея города происходит знакомство с историей Оренбургского края, города Бузулука и вкладом земляка-космонавта Юрия Романенко в развитии отечественной космонавтики.

Усвоение теоретических знаний осуществляется детьми на уровне терминов и понятий (Оренбуржье, бор, жемчужина, бузулучане, украинцы, белорусы и т.д.), которые закрепляются в результате эмоционального проживания в игровой деятельности.

В 2011 году городу Бузулуку исполнилось 275 лет. В рамках юбилея был проведен цикл тематических интегрированных занятий с руководителем кружка «Историнка», посвященных истории города Бузулука.

Социализация детей осуществляется в коммуникативных ситуациях с участием родителей (игры, конкурсы, экскурсии и пр.).

Через занятия по ознакомлению с окружающим миром у детей возникает потребность узнать много нового о своём народе, издревле живущем рядом с другими национальностями, воспитывается любовь к родному краю и чувство патриотизма, происходит приобщение детей к искусству разных национальностей и искусству народов мира.

Изучая традиции, жизнь и быт народов Оренбуржья, дети усваивают нравственные нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям своего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и приумножать богатство родной земли.

Просмотров: 636
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Полторецкая Юлия Александровна. Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края»
  • Мелентьева Наталья Александровна. Воспитание у дошкольников любви к Родине через ознакомление с природой родного края.
  • Науменко Светлана Васильевна. Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историей родного края
  • Голубева Светлана Валентиновна. Организованная образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим миром обучение дошкольников правилам дорожного движения «Наши помощники на улицах города» старшая группа
  • Дурасова Елена Николаевна. Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой родного края»
  • Ильиных Мария Юрьевна. Методическая разработка. Использование методов проблемного обучения на занятиях с дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром.
  • Никитина Ольга Дмитриевна. Исследовательская деятельность как средство развития интереса к познанию истории и культуры родного края у старших дошкольников.
  • Федосова Ольга Николаевна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие к звездам» для детей старшего дошкольного возраста
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Гульнара Фаритовна Мухаметзянова. Ознакомление детей с историей родного края.
  • Фролова Ольга Юрьевна. Организация опытно-экспериментальной деятельности при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой родного края
  • Боровкова Ирина Сергеевна. Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».
  • Горчакова Юлия Алексеевна. Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и народными промыслами для детей старшего дошкольного возраста «Берёзкины секреты»
  • Медникова Екатерина Вячеславовна. «Метод сказкотерапии в образовательной программе дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Петербург на ладошке»
  • Хохлова Галина Тимофеевна,Ченцова Ольга Николаевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания
  • Порубова Наталья Михайловна. «Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
  • Паршкова Марина Рафхатовна. Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, через кружковую работу.
  • Воробьева Наталья Владимировна. Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «На страже Родины моей»
  • Рыбина Ирина Геннадьевна. Ознакомление детей с природой родного края через проектную деятельность
  • Серёдкина Надежда Николаевна. ДОКЛАД «Формирование у детей знаний о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников»
  • Сердцева Ирина Юрьевна. Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Улицы родного города: путешествие на улицу Ленина»
  • Макарова Татьяна Владимировна. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей
  • Савельева Марина Николаевна. Совместная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в лес» с детьми старшего дошкольного возраста
  • Исмагилова Ирина Александровна. Тема: «Я и моя семья» Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей группы среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)
  • Змеева Елена Сергеевна. Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Обитатели морского дна»
  • Тарасова Екатерина Петровна. Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного образования. Кружок «Капитошка» для среднего дошкольного возраста.
  • Стешина Оксана Леонидовна. Консультация: «Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с историей и культурой родного края»
  • Калужских Ольга Геннадьевна. «Творческий подход к ознакомлению детей с миром животных нашего края».
  • Степанова Сардана Васильевна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Игры моего родного народа»
  • Беспалова Наталья Петровна. Создание и использование дидактического материала «Экологические паспорта растений» для занятий с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь