Форма: квест – игра.
Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Горчакова Юлия Алексеевна Никольск, 2020 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Кожаевский детский сад «Василёк»
Образовательная область: интеграция познавательного, художественно — эстетического развития.
Цель: знакомство с народным промыслом родного края — берестоплетением.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с родной страной, родным краем, с народными промыслами
- учить выполнять простейшие работы с берестой, знакомить со свойствами бересты
- развивать логическое мышление и нестандартный подход для поиска решений любой ситуации посредством использования ТРИЗ-технологии
- способствовать развитию познавательно — исследовательского интереса, умения находить причинно- следственные связи
- расширять кругозор, обогащать и активизировать словарь детей по теме: «Берёза. Берестоплетение» с помощью технологии «Синквейн»
- поддерживать у детей интерес к трудовым традициям русского народа, приобщать к народному творчеству:
- воспитывать любовь к родному краю, к живой природе, уважительное отношение к труду.
Материал и необходимое оборудование: кусочки бересты, бусины, пластиковая иголка, записки на бересте, берестяные предметы, тазик с водой, бумажные полотенца, презентация о берестоплетении на флеш-накопителе, музыкальное сопровождение, персонаж Берёзка, вывески с названиями городов «Вологда», «Великий Устюг», «Тотьма», «Никольск», «Череповец», части карты, фигура берёзы железная, листочки жёлтые и зелёные магнитные.
Скачать конспект
Ход организованной образовательной деятельности:
Приветствие. Игровая мотивация.
Воспитатель: Доброе утро улыбчивым лицам! Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро нашим гостям! Мы в этом садике рады всем вам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым! И доброе утро продлится до вечера! Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг Слева –друг и справа – друг. Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся.
Сегодня рано утром к нам пришла посылочка от нашего друга Лесовичка Эхо. Эхо пишет, что погода в лесу прекрасная, наступила весна, и у него очень хорошее настроение, поэтому он решил и вам сделать подарок. Давайте посмотрим, что в посылке?
Посмотрите, ребята, это какая-то карта. Как вы думаете, какая область на ней изображена? Конечно, это наша Вологодская область, посмотрите, какая она большая и красивая. Но вот только на ней почему-то не хватает нескольких частей... Смотрите, здесь ещё и берестяная записка есть «Одну из частей моей волшебной карты вы найдёте в городе Череповец»
Оказывается, весёлый Эхо придумал нам увлекательное путешествие. Кто хочет отправиться на поиски карты? Отлично!
Глазки быстро закрываем,
И из сада улетаем!
Покружились, полетели!
И в Череповце присели!
1 станция «Череповец»
Красивый, современный город Череповец встречает своих гостей. Его ещё называют городом металлургов. Кто знает, почему? (Там находится крупнейший металлургический завод по производству стали).
Кто первый ответит, становится капитаном команды.
А ещё там живут дружные, трудолюбивые люди. И мы с вами сегодня будем большой командой.
Капитан получает задание.
А вот и недостающая часть карты. Чтобы получить её, нужно выполнить очень трудное задание. Знаете ли вы, какое дерево считается символом России? (Берёза) Почему, как вы думаете? (Ответы детей)
Первое задание для капитана: заполнить пустые окошечки в пирамиде «Берёзка»
Словно девица русская, приумолкнув стоит,
Над речушкой берёзка листвой шелестит,
Только ветер играет в косах длинных листвы,
Только звёзды мигают ей с высоты.
Рано утром встаёт она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет берёзы родней,
Ведь берёзка — частичка России моей.
Составление синквейна (выкладывает капитан, другие дети помогаю и подсказывают)
Берёзка какая? Красивая, стройная.
Что делает? Стоит, шелестит, радует.
Как мы относимся к берёзе? Мы любим стройную берёзку. Нас радует красивая берёза.
Как можно другим словом назвать берёзку? (Дерево, радость, красота…)
Молодцы, ребята, вы успешно прошли первое испытание и заслужили один пазл из карты.
Игрушечный персонаж Берёза (народная тряпичная куколка Берёзка): Здравствуйте, гости дорогие, маленькие и большие! Услышала добрые слова про себя, не смогла удержаться и решила познакомиться с вами.
Уж вы милые ребятушки мои,
Уж вы верные дружочечки!
Как услышала я ваши голосочки.
Поспешила к вам в зелёненьких листочках.
Воспитатель: Береза – наиболее почитаемое и любимое дерево наших предков – прабабушек, прадедушек. Ее считали счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит мир. Березку всегда сажали рядом с домом для благополучия всей семьи, для защиты от болезней, для красоты, для чистого воздуха.
Ребята, в народе березка считается не только красивым деревом, но и щедрым. Своими сокровищами и богатством она щедро делится с нами. Давайте же посмотрим, какие сокровища нам хочет показать березка.
Игра «Чудесный мешочек» (Дети по очереди достают картинки, называют, что им попалось, а затем те, у кого одинаковые картинки, становятся в пары).
Берёза загадывает загадки, а дети в паре поднимают свою отгадку.
Берёза:
1. Красный петушок по жердочке бежит,
Белое ест, черное роняет… (огонь, лучина, пепел)
(березовая лучина хорошо горела и раньше освещала избу)
2. Чтоб в морозы печь топить,
Мы должны их нарубить.
И в сенях или в сарае
Их поленницей сложить. (березовые дрова считаются самыми жаркими)
3. Весной вырастают
Осенью опадают… (листья)
(берёзовые листочки мы используем для наших поделок, они удобряют почву)
4. Все деревья спят зимой, просыпаются весной
Ну, а раньше, чем листочки, набухают это… (почки)
(отваром березовых листьев и почек лечили больных.
Отвар успокаивал боль и заживлял раны)
5. Двадцать братьев вместе тут
Связаны веревкой.
Двадцать братьев пол метут
Чисто, быстро, ловко... (веник)
(Березовым веником парились в бане и метлами подметали в избах.)
6. Даю вам чистоту и пену,
И уменьшаюсь постепенно… (МЫЛО)
7. С ней можно по грибы ходить
А можно ягоды носить (КОРЗИНКА)
8. Для ребят я стать готов
Лучшим из продуктов
Вы меня побольше пейте,
Наливайте, не жалейте! (СОК)
Воспитатель:
Вот какое доброе, чудесное дерево-береза: освещает, согревает, лечит, исцеляет.
В старину о березе так и говорили:
Первое дело — мир освещать!
Второе дело-тепло давать!
Третье дело — больных исцелять!
Четвертое дело — чистоту соблюдать!
Берёза: Какие вы умные и внимательные! За то, что вы отгадали все мои загадки, я даю вам подсказку, куда отправляться дальше. Возьмёте меня в своё путешествие?
2 записка: «Дальше отправляйтесь на поиски в город Великий Устюг».
Глазки быстро закрываем,
И отсюда улетаем!
Покружились, полетели!
Рядом с Устюгом присели!
2 станция: «Великий Устюг»
Берёза: Этот город ещё называют родиной деда Мороза. Сказочно красивый и гостеприимный город. Там находится резиденция главного волшебника страны. И на этой станции мы сами побудем волшебниками.
Опыт с берестой.
Посмотрите, ребята, что здесь для нас подготовлено? Это ещё одно из моих сокровищ — береста. Вы знаете, что такое береста?
Смотрите. Что здесь лежит? (Береста сухая и накануне замоченная в воде). Потрогаем и сравним. Гладкая и шершавая. В тазике тонет — не тонет. Посмотрим результат опыта с сохранением продуктов.
За то, что так хорошо отвечали мне на вопросы, получайте ещё пазл.
Демонстрация презентации о берестоплетении.
Воспитатель: А вот и следующая записка: «Отправляйтесь в город Тотьма»
Глазки быстро закрываем,
И отсюда улетаем!
Покружились, полетели!
Прямо в Тотьме мы присели!
3 станция: «Тотьма»
Воспитатель: Старинный, самобытный городок встречает нас. С уникальными памятниками архитектуры, с музеями путешественников: исследователей — первооткрывателей. На этой станции мы с вами и сами попробуем быть исследователями.
Берёза: Когда я иду по тропинке лесной,
Вопросы меня обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое — пчелою забралось в цветок,
А это нырнуло в берёзовый сок.
Откуда? Куда? Почему? И зачем?
Вопрос за вопросом, и так целый день.
Воспитатель: «Пойдем – ка, березка, по этой тропе ответы- искать мы поможем тебе.
Берёзка: Представьте, друзья,
Вы по лесу идёте.
И ягод поляну вы скоро найдёте.
Их много — премного
Красивых растёт.
И кто же из вас
Их скорей соберёт?
Дети: Я.
Берёза: Но вот в чём беда, нет корзинки у вас
И баночки нет, и пакетика нет.
Во что же мы ягодки сможем собрать?
Используйте всё. Разгадайте секрет.
Поисково-исследовательская ситуация «Во что собрать ягоды».
(Дети должны догадаться, что из бересты можно сложить кулёчек, после решения задачи – высыпаю бусины- ягоды).
Берёза: Какие молодцы! Настоящие исследователи! Получайте за вашу находчивость ещё один кусочек карты!
И читаем записку: «Отправляйтесь теперь в город Никольск»
Глазки быстро закрываем,
И отсюда улетаем!
Покружились, полетели!
Прямо в Тотьме мы присели!
4 станция: «Никольск»
Воспитатель: Город Никольск – это мой родной город. Он маленький, тихий и уютный. И я предлагаю вам здесь поиграть в мою любимую игру с волшебными кругами и заработать ещё один кусочек нашего пазла.
Игра «Найди соответствие»
Дети выходят по очереди (кому дам в руки берестяную игрушку), на кругах Луллия находят соответствие по картинкам (Малыш – берестяная погремушка, гриб – берестяная корзинка, хлеб – берестяная тарелка, ноги – берестяная обувь, цветок – ваза, голова – головной убор…)
Воспитатель: А чтобы вы немного передохнули с дороги, предлагаю вам поиграть со мной в ещё одну увлекательную игру. Принесла я с собой волшебный коврик. Присаживайтесь, ребята, на колени к коврику. И смотрите, перед каждым из вас лежит берестяное изделие. Аккуратно возьмите их в руки и внимательно рассмотрите.
Игра с ковриком и кубиком «Назови предмет из бересты и скажи, для чего он». «Кубик мой, вертись, крутись, нам картинка покажись!»
Со всеми заданиями справились! Отличная команда! Получайте ещё один пазл.
А под ковриком записка «Это последняя станция для вас. Город Вологда».
Воспитатель:
Глазки быстро закрываем,
И отсюда улетаем!
Покружились, полетели!
Рядом с садиком присели!
5 станция: «Вологда»
Славится Вологда мастерами своими и рукодельницами. Мы попали с вами в мастерскую, где попробуем сделать из бусинок – бусы для берёзки.
Показ последовательности выполнения работы воспитателем.
Творческая работа детей, индивидуальная помощь воспитателя.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые бусы у нас получились! Воспитатель: Давайте подарим эти бусы берёзке на память о нашем путешествии!
Берёза: Ой, спасибо, вам родные!
Золотые, дорогие!
Интересно было с вами,
Стали мы теперь друзьями.
Есть для вас и мой секрет.
От берёзоньки привет.
(Дарит медальки из бересты «Юным путешественникам»)
Воспитатель:
Берёзке нашей дружно скажем мы: «Прощай!»
Ты без нас, березка, в поле не скучай!»
А наше путешествие подошло к концу! И самое время посмотреть, какая карта у нас теперь получилась. (Дети с воспитателем составляют пазл — карту)
Вот такая у нас большая и красивая страна. Такая необъятная и богатая, наша Россия. И есть на ней такая творческая и талантливая, наша Вологодская область.
Рефлексия.
Воспитатель: Что сегодня нового узнали, пока путешествовали?
Что особенно понравилось? Было ли трудно или все задания оказались несложными?
Если вам понравилось сегодня наше путешествие, то прикрепите на берёзку зелёный листочек, а если были сложности – жёлтый. Спасибо вам за ваше творчество, ваш труд, вы большие умнички!
Звучит песня «У моей России»
|