Цель:
Формировать у детей представление о морских жителях.
Задачи:
- Обогатить знание детей об обитателях моря, расширять словарный запас детей, формировать умение размышлять
- Обогатить и разнообразить зрительные впечатления, развивать воображения
- Воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать.
Предварительная работа:
Беседа о морских рыбах, изготовление морского дна, изготовление рыбок из бумаги и пластилина, дидактическая игра «В глубинах океана».
Материалы:
Картинки с изображениями морских обитателей и растений: морские рыбы, осьминог, морской конек, дельфин, медуза, акула, краб, ламинария, морская звезда. Фломастеры, камушки, ракушки, водоросли из бумаги, клей, заготовки рыб из бумаги и пластилина, диск с записью «Звуки моря».
Ход занятия:
Организационный момент
Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но в какое вы сейчас догадайтесь сами. Отгадайте загадку.
Его не вычерпать ложкой, И не засыпать песком, На нём не сделать дорожки, Чтобы пройти пешком.
Оно бескрайнее, синее, И ветры его стерегут, А корабли красивые, По водной глади идут.
(Море)
Правильно, вы молодцы, мы с Вами будем путешествовать по морю и познакомимся с разными его обитателями.
Изучение нового материала
Одни из самых многочисленных и интересных жителей воды – это рыбы. Они обитают в озёрах, морях, океанах и даже в аквариумах. Давайте вспомним, что мы о них знаем. (ответы детей)
Рыбы — это водные животные. Они дышат при помощи жаберных щелей. Рыбы распространены как в солёных, так и в пресных водах. Рыбы играют большое значение для человека из-за употребления их в пищу. У них есть плавники, хвост, который служит им рулем. Все тело рыбы покрыто чешуей.
Плывем дальше и видим (иллюстрация с изображением осьминога).
Это осьминог. Он получил свое название за количество ног. Их ровно восемь. Когда-то, очень-очень давно, число «восемь» называли по-другому — «осемь». Поэтому люди стали называть это удивительное животное – «осьминог». У осьминогов мягкое тело, нет костей. Тело напоминает большую грушу с отходящими от нее длинными отростками – щупальцами, на которых имеются присоски. При помощи присосок осьминог может захватывать и удерживать добычу, а также прикрепляться к подводным предметам. Осьминог — хищники. Обычная его добыча – креветки, рыбы, крабы. Осьминог может изменять окраску своего тела, поэтому его трудно различить на фоне морского дна.
Осьминог может не только плавать, но и ходить по дну, переставляя щупальца.
Плывем дальше и видим … (иллюстрация с морскими коньками)
Что за чудики такие? Морские коньки – это тоже обитатели морей, в отличие от других рыб плавают они вертикально. Необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня.
Задание от морского конька и осьминога: отгадывание загадок
Плаваю на корабле, Иногда лежу на дне, На цепи корабль держу, судно в море сторожу,
Чтобы ветер не угнал, На волнах лишь покачал.
(Якорь)
Я от ветра надуваюсь, Но ничуть не обижаюсь, Пусть меня он надувает, Яхте скорость прибавляет.
(Парус)
Взял мальчишка хворостинку, Прицепил к ней паутинку, Маленький крючочек, Красный поплавочек,
И свинцовое грузило К хворостинке прицепил он - Вот и весь набор снастей. Чем он ловит карасей?
(Удочка)
Воспитатель:
Молодцы, но нам пора отправляться дальше. (Демонстрируется иллюстрация дельфин)
А что вы знаете про дельфинов?
Дельфины — это морские животное. Водятся в морях и океанах. Питаются, как правило, ракообразными, моллюсками, рыбой. Дельфины не могут долгое время находиться под водой, поэтому они периодически всплывают на поверхность, за воздухом.
Физминутка «Пароход»
От зеленого причала оттолкнулся пароход. (встать) Он шагнул сперва назад, (шаг назад) А потом шагнул вперед. (шаг вперед) И поплыл, поплыл по речке, (движения руками)
Набирая полный ход. (ходьба на месте)
Воспитатель:
Продолжим наше путешествие. Посмотрите, мимо проплывают парашютики (иллюстрация). Ребята, а вы знаете кто это?
Правильно. Это медузы. Тело медуз имеет форму купола. Они бывают маленькие и огромные 2, 5 метра. Медузы состоят из воды. Встречаются ядовитые медузы, они опасны для человека. Если человек дотронется до медузы у него могут появиться сильные ожоги.
А вот еще один обитатель моря (иллюстрация акула)
Акула – гигантская хищница. У нее прекрасное обоняние, благодаря которому она добывает пищу. Кроме того у акулы не один, а несколько рядов острых, загнутых назад зубов.
А теперь мы проплываем мимо зарослей подводного леса. Морские водоросли бывают зелёные, бурые и так переплелись на дне, что сквозь них трудно проплыть. Нам знакома морская капуста, она называется ламинария. Её употребляют в пищу. В морской капусте много йода, необходимого для здоровья человека.
Водоросли – это растения без корней, стеблей, листьев. Они выделяют много кислорода, которым дышат обитатели моря. Морские водоросли основной корм для рыб.
Смотрите, смотрите, в камнях прячутся крабы и морские звёзды. (иллюстрации)
Это — краб. У краба широкое и короткое тело, покрытое твёрдым панцирем. У крабов десять ножек. Передние ножки преобразованы в клешни. Крабы – хорошие мусорщики, дворники морского дна. Они поедают гниющие остатки рыб, очищают море.
Это – морская звезда. Звёзды бывают разные по цвету и размеру. Морская звезда – хищница. Она нападает на мидии. С помощью своих лучей открывает створки ракушек и съедает их.
Игра «Камень, звезда».
На слово «камень», дети присаживаются на корточки, наклоняются, обхватывают руками колени, на слово «звезда», дети встают руки вверх в стороны. Цель: развивать слуховое внимание, быстроту реакции.
Наше путешествие подходит к концу, и морские жители попросили вас нарисовать тех, с кем вы сегодня познакомились.
Дети под музыку «Звуки моря» рисуют и составляют композицию обитателей моря.
Итог занятия
Понравилось ли вам занятие? С какими обитателями моря мы познакомились? Что вы узнали нового?
|